Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Состояние местного самоуправления в РФ в 2018-2019 гг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была изменена концептуализация городского округа, который стал определяться как «один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями» (а не разновидность городского поселения) [19]. Одновременно предусмотрена возможность осуществления нескольких видов преобразований муниципальных образований с согласия их представительных органов, а также объединения всех поселений, входящих в муниципальный район, с городским округом (что фактически узаконило механизм «поглощения» муниципальных районов городскими округами).

Значимые изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ были также внесены Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 171-ФЗ (в части уточнения порядка делегирования депутатов от поселений в представительные органы муниципальных районов, а также принятия и вступления в силу изменений в уставы муниципальных образований) [20], Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 389-ФЗ (в части самообложения на территориях отдельных населенных пунктов) [21], Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 455-ФЗ (в части проведения общественных обсуждений проектов документов территориального планирования) [22], Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ (в части содержания правил благоустройства территорий муниципальных образований) [23]. Прочие изменения носили либо тематический, отраслевой характер (и затрагивали законодательство о местном самоуправлении лишь в небольшой части) либо были локальными, «точечными» изменениями, направленными на устранение неочевидных пробелов, выявленных в ходе его реализации [24].

1.2 Тенденции в местном самоуправлении в РФ за последние 5 лет

Приведём итог реформы муниципального самоуправления официальными данными Росстата на 1 января 2018 года с началом отсчёта 1 января 2014 года (приложение 1). Число муниципальных образований в Российской Федерации уменьшилось (рис. 1.2.1). Вероятнее всего спад начался в 2015 году, ведь к началу этого же года было отмечено увеличение их числа [25].

Рисунок 1.2.1 – Динамика числа муниципальных образований в РФ в период с 01.01.2014 по 01.01.2018


К сожалению, на момент написания курсовой работы в свободном доступе отсутствуют данные о структуре и общем числе муниципальных образований по состоянию на 01.01.2019 года.

Касаемо структуры количества муниципальных образований по их видам в динамике за рассматриваемый период, можно отметить, что после 2015 сокращение наблюдается по всем типам, кроме городских округов (рис. 1.2.2) [26].

Рисунок 1.2.2 – Динамика изменений в структуре муниципальных образований (в период с 01.01.2014 по 01.01.2018)

На графике видно, что число городских поселений сокращается уже более 5 лет, в то время как численность муниципальных районов уменьшается с 2015 года, несмотря на то, что за 2014-2015 года существовал небольшой прирост. Стабильным остаётся количество внутригородских территорий городов федерального значения. Число городских округов устойчиво увеличивается. Это можно объяснить тем, что муниципальные образования стремятся к укрупнению, слиянию.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статье 13 «Преобразование муниципальных образований» определяет порядок по которому могут проходить процессы объединений и разделений муниципальных образований. Объединение двух и более поселений, муниципальных районов, поселений с городским округом, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.

Отдельно стоит рассмотреть динамику числа сельских поселений за тот же период времени. Хорошо заметно, как после наступления 2015 года их число стало довольно резко сокращаться (рис. 1.2.3) [27].

Рисунок 1.2.3 – Динамика числа сельских поселений (в период с 01.01.2014 по 01.01.2018)

Хорошо заметно резкое снижение числа сельских поселений начиная с 2015 года. Тренд на их сокращение, вероятнее всего, будет сохраняться ближайшие годы.

Объём государственного долга муниципальных образований за последние 5 лет увеличивается (рис. 1.2.4) [28].

Рисунок 1.2.4 – Изменение объёма государственного долга (тыс. руб.) муниципальных образований в Российской Федерации (в период с 01.01.2014 по 01.01.2019).

Такая ситуация объясняется общим кризисом в экономике России в 2014-2016 годов, в частности валютным кризисом 2014-2015 годов. На графике хорошо видно, что после 2017 года ситуация с ростом государственного долга, хоть и не нормализовалась, но заметно улучшилась.


Из приведённых данных видно, что в 2015 году произошла резкая перемена в протекающих процессах сферы местного самоуправления. Причины таких перемен кроются в вышеупомянутых Федеральных законах, смене курса на укрупнение муниципальных образований, усиления местной власти. Принятие данных законов сделало более выгодным укрупнение муниципальных образований с точки зрения получения большего управленческого инструментария и возможности усиления влияния на вопросы местного значения.

Таким образом, делая выводы по 1 главе, следует выделить следующие пункты:

  • Главной целью реформы 2014 года стало развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах, усиление её вовлеченности в вопросы местного значения. В ходе реформы был решён давний вопрос о полномочиях органов местного самоуправления.
  • Предварительными итогами можно назвать сокращение общего числа муниципальных образований в России, тенденция к объединению образований разного уровня. Единственный вид муниципальных образований, который стабильно увеличивает свою численность – городские округа.
  • Реформа была начата в период валютного кризиса и одно из её направлений было сокращение роста долговых обязательств муниципальных образований в том числе и перед государством. Интенсивность нарастания долга заметно уменьшилась в 2017 году, но тем не менее он продолжает увеличиваться.

2 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

2.1 Состояние местного самоуправления в РФ в 2018-2019 гг

К сожалению, на момент написания курсовой работы в свободном доступе не было обнаружено данных о структуре муниципальных образований в РФ, на момент 01.01.2019 года. В связи с этим, приведена статистика по прошлому году. По состоянию на 01.01.2018 года, на территории РФ насчитывалось: 17772 сельских поселения; 1538 городских поселения; 267 внутригородских территорий городов федерального значения; 19 внутригородских района; 591 городских округа (3 из них с внутригородским делением); 1758 муниципальных района (рис.2.1.1) [29].


Рисунок 2.1.1 – Структура муниципальных образований в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2018 года

По состоянию на 1 января 2019 года суммарный долг муниципальных образований на территории РФ составлял 371 863 393,49 тыс. рублей. По последним данным на 1 марта 2019 года его размер сократился и составлял 355 368 645,71 тыс. рублей. Общая структура долговых обязательств муниципальных образований приведена на диаграмме ниже (рис.2.1.2) [30].

Рисунок 2.1.2 – Структура долговых обязательств (тыс. рублей) муниципальных образований в Российской Федерации на 01.03.2019 года

Наибольший объём долга приходится на Приволжский федеральный округ и составляет 107 751 217,55 тыс. рублей. В этом же федеральном округе расположен регион с самым большим долгом среди муниципальных образований – Республика Татарстан с суммарным долгом 27 569 603,20 тыс. рублей, что сопоставимо с общим долгом муниципальных образований всего Северо-западного федерального округа (27 130 536,91 тыс. рублей).

По данным Минюста России на 2018 год наименьшая численность муниципальных образований отмечена в Магаданской области (9), городе Севастополе (10), Сахалинской области (18) и Ненецком автономном округе (21), наибольшая – в Республике Татарстан (955), Республике Башкортостан (895) и Республике Дагестан (761). Наибольшая численность муниципальных районов – в Алтайском крае (59), городских поселений – в Московской области (61), городских округов – в Свердловской области (68), внутригородских муниципальных образований – в Москве (146).

Средняя численность – 258 муниципальных образований в расчете на субъект Российской Федерации с учетом городов федерального значения и 264 муниципальных образования на субъект Российской Федерации без учета городов федерального значения, из них 22 муниципальных района, 19 городских и 216 сельских поселений, 7 городских округов.

Муниципальные районы насчитывают от 1 поселения (Алеутский район Камчатского края) до 42 поселений (Хасавюртовский район Республики Дагестан), исключением является Северо-Енисейский район Красноярского края, который поселений не имеет. Среднестатистический муниципальный район насчитывает 10 поселений (1 городское и 9 сельских). 104 муниципальных района в пределах 20 субъектов Российской Федерации включают в себя помимо поселений также межселенные территории.

40 городских округов обладают статусом Закрытого административно-территориального образования, 12 городских округов и одно внутригородское муниципальное образование в г. Москве (бывший городской округ Троицк) – статусом наукограда. По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 2013 муниципальных образования отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям, 467 – к приграничным территориям, 302 – к территориям традиционного природопользования, 82 – к территориям опережающего социально-экономического развития, 52 – к свободным портам, 3 – к инновационным научно-технологическим центрам.


Наименьшая документально зафиксированная численность жителей муниципального образования составляет всего 2 человека в сельском поселении Михайловский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, а наибольшая – 1,6 млн жителей в городском округе Новосибирске.

Муниципальное образование, достигшее численности 8-10 тыс. жителей, обычно тяготеет к статусу городского поселения, а достигшее численности 25-30 тыс. жителей – к статусу городского округа (впрочем, нередки и исключения).

Напрямую органам местного самоуправления делегированы два федеральных государственных полномочия – составление списков присяжных заседателей и осуществление первичного воинского учета в поселениях, в которых отсутствуют военные комиссариаты. Еще 30 федеральных государственных полномочий в соответствии с 15 федеральными законами переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации с правом дальнейшей передачи органам местного самоуправления (субделегирования). К этой группе относятся полномочия по осуществлению регистрации актов гражданского состояния, по проведению Всероссийской переписи населения и Всероссийской сельскохозяйственной переписи, по обеспечению жильем и компенсационными выплатами для отдельных категорий граждан – ветеранов, бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, аварии на производственном объединении «Маяк» и испытаний на Семипалатинском полигоне.

Наиболее часто в числе делегируемых органам местного самоуправления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации оказываются полномочия в сфере опеки и попечительства, а также полномочия по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных, а также делегируемые муниципальным районам полномочия по предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Несколько реже передаются органам местного самоуправления полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая регулирование тарифов на услуги организаций коммунального хозяйства), здравоохранения, социальной защиты и транспортного обслуживания населения, поддержки сельскохозяйственного производства.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения обеспечиваются собственными доходами местных бюджетов, а делегированные государственные полномочия – субвенциями из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [31].