Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Состояние местного самоуправления в РФ в 2018-2019 гг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации

Как показали последние пять лет, в системе местного самоуправления России произошли существенные изменения. Всё большее число муниципальных образований стремятся к укрупнению и взаимной интеграции. Одним из нововведений ближайшего времени можно назвать возможное появление муниципальный округов – нового вида муниципального образования.

Под этим определением будет пониматься три и более объединенных общей территорией населенных пункта, не являющиеся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Как отмечается в пояснительной записке, это делается для дополнительного обеспечения вариативности подходов к осуществлению местного самоуправления с учетом особенностей территорий [32]. Соответствующий закон 19 марта 2019 года прошёл первое чтение в Государственной Думе. В этом документе также будет уточнено понятие городского округа. Таким образом в перспективе ожидается продолжение процесса слияния муниципальных образований в более крупные.

Одной из главных проблем местного самоуправления по-прежнему остаётся недостаточный уровень знаний или отсутствие квалифицированных управленческих кадров. Особенно это ощущается на примере муниципальных образований выше уровня поселений. Государство не предпринимает достаточного участия для решения данной проблемы и, соответственно, не укрепляет местную власть. Зачастую это может приводить к негативным последствиям, таким как рост долговых обязательств муниципальных образований, в ряде случаев, к их расформированию или досрочному прекращению полномочий сотрудников органов местного самоуправления. Местным властям приходится прибегать к найму сотрудников для осуществления управления, что не совсем совпадает с первоначальной идеей организации власти местными жителями [33].

Важно также отметить, что вовлеченность муниципальных образований в инвестиционные процессы не велика. Для городских и сельских поселений это чаще всего означает взаимодействие с предприятиями малого и среднего бизнеса. Такие предприятия осуществляют налоговые отчисления и предоставляют рабочие места. Иными словами, способны обеспечивать устойчивое развитие поселения, тесно взаимодействуя с органами местного самоуправления [34]. Здесь хотелось бы уточнить, что для сельских поселений бизнес представлен, как правило, аграрными и сырьевыми производствами. Под аграрными подразумеваются фермерские хозяйства и прочие мелкие предприятия АПК, число которых, по данным на 2016 год сокращается, но в этой сфере также наблюдается процесс укрупнения и слияния предприятий [35].


В последние годы в Российской Федерации уделяется большое внимание развитию малого и среднего бизнеса. Если данная работа будет продолжена, то в будущем следует ожидать и усиление вовлечение органов местного самоуправления в инвестиционные процессы, увеличению финансовой устойчивости поселений.

Если поддержка малого и среднего бизнеса, особенно за пределами крупных городов не будет осуществляться в достаточной мере, будет расти и размер государственного долга муниципальных образований.

Общее число муниципальных образований в России будет продолжаться сокращаться, но его темпы, вероятнее всего, замедлятся [36]. Это предположение основано на особенностях проводимой реформы, которая направлена на развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. Таким образом данный процесс укрупнения (а значит и сокращения числа муниципальных образований) замедлится, как только будет достигнут баланс в новых объединениях.

По итогу рассмотрения изложенной в главе 2 информации, можно сформулировать следующие выводы:

  • По состоянию на 01.01.2018 года, на территории РФ насчитывалось: 17772 сельских поселения; 1538 городских поселения; 267 внутригородских территорий городов федерального значения; 19 внутригородских района; 591 городских округа (3 из них с внутригородским делением); 1758 муниципальных района (рис.4).
  • По данным на 1 марта 2019 года размер государственного долга муниципальных образований составляет 355 368 645,71 тыс. рублей. Большая часть от общего долга приходится на кредиты от кредитных организаций.
  • Перераспределение полномочий между уровнями муниципальных образований позволило значительно уменьшить нагрузку на власти сельских и городских поселений. Чёткое разграничение полномочий в настоящий момент времени позволяет избегать большинства спорных ситуаций между органами государственного и органами муниципального управления.
  • В ближайшие годы продолжится сокращение общего числа муниципальных образований, главным образом, за счёт их объединения в более крупные образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы была изучена и проанализирована информация о состоянии местного самоуправления за последние 5 лет. На основании имеющихся данных мы можем сделать вывод, что местное самоуправление в Российской Федерации в настоящее время проходит сложный период, связанный как с финансовым кризисом и валютной нестабильностью, так и с проводимыми реформами, сильно меняющими облик муниципальных образований в России.


Прошедшие 5 лет обернулись значительным сокращением числа муниципальных образований в России. Главным образом это связано с процессом укрупнения, стремлению к созданию крепких и устойчивых, как в финансовом, так и эффективных в управленческом аспекте «альянсов». С нашей точки зрения, принятые законодательные меры рассчитаны именно на то, чтобы модель преобладания городских и сельских поселений сменилась моделью, где в структуре муниципальных образований стали преобладать городские округа, муниципальные районы и, в перспективе, муниципальные округа.

По последним данным государственный долг муниципальных образований составляет 355 368 645,71 тыс. рублей. Рост долгов может заметно сократиться и, даже пойти на убыль, если государство будет продолжать реформу местного самоуправления согласно выбранному курсу, а также не откажется от поддержки малого и среднего бизнеса. С нашей точки зрения необходимо с осторожностью принимать дальнейшие решения по формированию бюджетов муниципальных образований, но при этом стараться разрабатывать такие решения, которые смогут значительно повлиять на ситуацию.

Важно с процессами укрупнения муниципальных образований также усилить общественный контроль, вовлеченность представителей каждой единицы, входящей в состав муниципального района, городского округа или городского поселения. Формирование сильной власти на местах должно оставаться приоритетом проводимой реформы, но отдаление жителей от принятия важных решений именно местного значения при условии сокращения отдельных сельских поселений, может повлечь за собой негативные последствия.

Перераспределение полномочий между уровнями муниципальных образований позволило значительно уменьшить нагрузку на власти сельских и городских поселений. Достаточно чёткое разграничение полномочий в настоящий момент времени позволяет избегать большинства спорных ситуаций между органами государственного и органами муниципального управления. Вероятно, что в ближайшие годы работа в данном направлении будет продолжена, параллельно изменению структуры муниципальных образований.

Кроме того, проанализированные в работе данные, а также мнения ряда экспертов указывают на необходимость формирования компетентных управленческих кадров. В течение многих лет эта проблема остаётся насущной и действительно сложной. Нами не выявлена информация о том, что Правительство Российской Федерации принимает конкретные и эффективные меры для решения данной проблемы.


Важно не только принимать решения о реформировании местного самоуправления на уровне государства. Органы муниципальных образований также должны взвешивать принимаемые решение в долгосрочной перспективе, оценивать целесообразность принимаемых проектов, выявлять неэффективные решения на ранних стадиях их применения.

Таким образом, учитывая литературные и статистические данные, можно сделать заключение, что местное самоуправление в Российской Федерации претерпит структурные изменения. Однако оно останется ключевым инструментом управления для решения вопросов местного значения во благо населения. В ближайшие годы сформируется ряд крупных муниципальных образований с устойчивой финансовой самостоятельностью и высоким управленческим потенциалом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 [2], [5];
  2. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" [6];
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [12];
  4. Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [11];
  5. Федеральный закон от 29.11.2014 N 383-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" [17];
  6. Федеральный закон от 29.12.2014 N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" [18];
  7. Федеральный закон от 03.02.2015 N 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [15];
  8. Федеральный закон от 03.04.2017 N 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [19];
  9. Федеральный закон от 18.07.2017 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [20];
  10. Федеральный закон от 05.12.2017 N 389-ФЗ “О внесении изменений в статьи 25.1 и 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [21];
  11. Федеральный закон от 29.12.2017 N 463-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [23];
  12. Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [22];
  13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 "Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию" [8];
  14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 "Послание Президента Федеральному Собранию" [9];
  15. Козлова Е. И., Кутафин О,Е. / Конституционное право: учеб. для средних профессиональных учебных заведений / — 3-е. изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 592 с. [1]
  16. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. / Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 559с. [4]
  17. Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. / Реформы Александра II /— М.: Юридическая литература, 1998. — с. 211-230. — 464 с. [3]
  18. Шайхулин М.С. / Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации / — монография / — М.: Юрлитинформ, 2016. — 304 с. [7],
  19. Дерябин А.М. / Развитие местного самоуправления в России (1864-2014) — Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции «Местное самоуправление в России: электоральная парадигма (к 150-летию Земской реформы)», Тамбов 2015 г. — с.62-77 — 102 С [14].
  20. Петухов Р.В. / Местное самоуправление в фокусе официальной статистики — Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации: Современные вызовы и перспективы развития / Под ред. Е. С. Шугриной. — М: Изд-во «Проспект», 2016. — с.26-37 — 312 с. [34], [36]
  21. Кошкидько В.Г. / Изменение системы организации органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ / - Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 57, 2016. [13], [16]
  22. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований (http://www.gks.ru/dbscripts/munst/) [10], [25], [26], [27], [29]
  23. Министерство финансов Российской Федерации: Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/) [28], [30]
  24. Доклад о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации Минюста России: (https://minjust.ru/ru/press/news/monitoring-razvitiya-sistemy-mestnogo-samoupravleniya) [24], [31], [33]
  25. Государственная Дума РФ 19.03.2019: В России могут появиться муниципальные округа - (http://duma.gov.ru/news/30087/) [32]
  26. Ведомости 15.09.2016: «За 10 лет фермерских хозяйств стало меньше на 40%, зато они укрупнились – Росстат» -(https://www.vedomosti.ru/business/news/2016/09/15/657097-fermerskih-hozyaistv) [35]