Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения (Психологические особенности личности одаренных детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В настоящее время в нашем стремительно развивающемся обществе остро ощущается нехватка творческих личностей, имеющих нестандартное мышление. Талантливого человека или одаренного человека от обычных людей отличают исключительная новизна подходов к решению различных задач, а также оригинальность мышления. Одаренным человеком, как правило, называют индивида, чей дар принципиально превосходит средние возможности каждого человека и способности большинства людей.

Одаренные люди способны быстро и точно улавливать мельчайшие изменения, как в общественных отношениях, так и в науке, технике, культуре, они умеют адекватно и оперативно оценивать характер намечающихся тенденций в обществе. В психологии способности и одаренность принято считать очень важными составляющими в общей структуре личности человека. Они прямым образом связаны с темпераментом и характером, а также с индивидуальной направленностью психологического развития личности в ходе ее воспитания, а также с практической деятельностью личности и поведением в обществе. 

Целостную характеристику всех умственных возможностей человека принято обозначать словом «интеллект». Насчет правильности употребления данного термина в психологии постоянно случаются споры, учеными выясняется чрезвычайная сложность самой структуры интеллекта, выделяются и исследуются качественно различные виды интеллекта. Но попытки отказаться от данного термина всегда являются неосновательными.

Термин «интеллект» служит для обозначения уровня и целого спектра своеобразия творческих и познавательных возможностей, он очень часто употребляется в качестве синонима термину «одаренность». Но, в то же время, нет сомнений, что интеллект развивается в единстве с устремлениями и побуждениями формирующегося человека. Понятие «умственная одаренность» не сводится к одному лишь интеллекту, поскольку одаренность – это еще и особый склад личности.

Цель данной работы заключается в исследовании детской одаренности в аспекте воспитания и обучения.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

- определить понятие и признаки одаренности;

- обозначить общую и специальную одаренность;

- выделить психологические особенности личности одаренных детей;

- указать принципы воспитания и обучения одаренных детей.

Объектом исследования является детская одаренность.

Предмет исследования – детская одаренность в аспекте воспитания и обучения.


В работе были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

- изучение педагогического опыта.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме воспитания и обучения одаренных детей.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов педагогами, заинтересованными данной проблемой.

Теоретико-методологической основой исследования выступают работы Д.В. Ушакова, А.И. Савенкова, М.А. Мазаловой, И.Г. Антоновой и др.

Структура работы. Исследования состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.

Во введении определена актуальность исследования выбранной темы, обозначена цель и сформулированы задачи исследования, выделены объект и предмет исследования, указаны методы исследования, его теоретическая и практическая значимость.

Первая глава посвящена рассмотрению определения и поиска одаренных детей. Определено понятие и признаки одаренности. Обозначена общая и специальная одаренность.

Во второй главе проведен анализ путей воспитания и обучения одаренных детей. В частности, выделены психологические особенности личности одаренных детей. Указаны принципы воспитания и обучения одаренных детей.

В заключении сформулированы основные выводы, сделанные в результате исследования рассматриваемой темы.

Глава 1. Определение и поиск одаренных детей

1.1. Понятие и признаки одаренности

На сегодняшний день существует множество подходов к непосредственному определению понятия «одаренность», по этой причине до настоящего времени в науке не сложилось его четкой формулировки. Понятие «одаренность» включает в себя большое количество признаков, которые различные стороны и аспекты. Несомненно, одаренность существует в человеческой природе как уникальное явление, с ним чаще всего встречаются учителя, родители и воспитатели.

Так, Д.В. Ушаков рассматривает одаренность как «талантливость, даровитость, та или иная ее степень. Одаренный – человек с богатой природой, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями. Человек с богатым воображением. Очень талантливый, даровитый человек. Он очень одарен» [21, с. 78].


В психологии анализом одаренности занимались многие ученые, среди них особо хотелось бы выделить идеи и концепции Б.М. Теплова, В.С. Юркевича и А.И. Доровского.

По мнению психолога Б.М. Теплова, «одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении деятельности» [20, с. 121]. Ученый считал, что не существует какой-то общей одаренности, существует лишь одаренность в определенном виде деятельности и благодаря этой деятельности.

Схожее представление об одаренности мы находим у В.С. Юркевича, который расценивает одаренность как «индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности» [23, с. 56].

В свою очередь, А.И. Савенков понимает под одаренностью «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [19, с. 76].

Иного мнения придерживается А.И. Доровский, который считает, что «одаренность – это совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей» [6, с. 85]. Как видно из определения, автор рассматривает одаренность как природой определенные задатки, проявляющиеся в способностях человека.

Таким образом, можно обобщить, что одни ученые больше внимания уделяют деятельности как фактору, создающему условия для развития одаренности и ее социальной востребованности, другие считают, что одаренность – природная данность.

Следует отметить, что на наследственные факторы в одаренности также указывали многие ученые. Одним из первых, кто подошел к проблеме изучения одаренности с этих позиций, был выдающийся английский антрополог Ф. Гальтон. Используя статистические данные, ученый первым попытался доказать, что одаренность – результат наследования.
В педагогике под одаренностью понимают «системно развивающееся

В течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [3, с. 106].

Несмотря на то, что ученые расходятся во мнениях относительно природы одаренности, они единодушны в том, что одаренность как системное явление развивается в течение всей жизни человека. Одаренный человек, в отличие от других людей, может достичь значительных (особенных, исключительных) результатов в определенной деятельности.


Таким образом, можно сказать, что одаренность по своей сути – явление «комплексное» и многогранное. Физиологически одаренность обусловлена организацией деятельности мозга. Характер, у одаренности – это итог сложнейшего взаимодействия природных задатков (наследственности) и деятельности человека.

Вместе с тем, человек не может быть одаренным во всем. Если одна область деятельности постигается им очень легко, без труда, то другая деятельность может быть для него практически непостижимой. В этой связи одаренность делится на виды.

Исходя из того, что сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой, современные ученые приходят к выводу, что одаренность может быть выражена в следующих видах деятельности [8, с. 617]:

- практической – одаренность в ремеслах, спортивная и организационная;

- познавательно-интеллектуальной – в естественных и гуманитарных науках;

- художественно-эстетической – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;

- коммуникативной – лидерская и аттрактивная (способность человека привлекать, притягивать, вызывать к себе симпатию, доверие) одаренность;

- духовно-ценностной – проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования. Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей [13, c. 15].

Таким образом, одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми; современные ученые выделяют различные виды одаренности, но сходятся во мнении, что она бывает общей и специальной и имеет свои «возрастные особенности».


1.2. Общая и специальная одаренность

Выделяют два вида одаренности – общую и специальную. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Общая одаренность – это тот природный интеллектуальный и творческий потенциал, который заложен природой и может проявляться у человека в любом возрасте: у одних талант просыпается очень рано, у других он пробуждается в юношеские или в достаточно зрелые годы. Как правило, такие люди талантливы во многих сферах деятельности. Специальные способности ограничены, ведь они направлены специфически – на определенную отрасль науки, искусства, техники и тому подобное [3, с. 106].

Специально одаренный человек как бы изолирует себя от других видов деятельности, концентрируя внимание и сосредотачиваясь в определенном направлении. Выявление специальной одаренности очень часто наблюдается в дошкольном и школьном возрасте у многих талантливых людей к музыке, спорту, языку, математике и др. Это проявления талантливости.

Анализируя биографии выдающихся людей, можно заметить их огромную тягу к знаниям. Они тщательно изучали то, над чем работали, – соответствующую литературу, мировые достижения, знали малейшие детали. Например, К. Циолковский со своей мизерной зарплатой тратил все средства на приборы и книги. У. Дисней уделял большое внимание изучению достижений в области кинематографа (музыкальное сопровождение, цвет и т.д.) и вводил их в мультфильмы [4, с. 49].

Известный американский исследователь Б. Блум, основываясь на данных, полученных во время обследования выдающихся людей, создал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогают развитию таланта. Самое интересное открытие, которое он сделал в результате многочисленных интервью с известными музыкантами, математиками и олимпийскими чемпионами, заключалось в том, что семья всегда активно помогала этим людям. Он утверждал, что никто из них не достиг бы таких результатов без помощи семьи.

Одаренный ребенок – редкое явление, его можно встретить во всех слоях населения, независимо от социального статуса родителей. Если семейные условия достаточно благоприятны и семья делает все возможное для всестороннего развития ребенка, его одаренность может проявиться довольно рано и даже развиться. Если раньше считали, что одаренные дети физически слабее, чрезвычайно серьезные и не очень интересуются общением или спортом, то исследования последних лет доказывают, что такие дети имеют значительные преимущества над своими сверстниками в различных областях знаний. Они раньше начинают ходить и говорить, отличаются лучшим физическим развитием, достаточно коммуникабельны, имеют разнообразные интересы, яркие вкусы, высокую познавательную активность, сосредоточены на познании [10, с. 69].