Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения (Психологические особенности личности одаренных детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Принципы воспитания и обучения одаренных детей

Противоречивость современной системы образования в условиях внедрения новых стандартов обостряет проблему выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. Возникает необходимость психолого- педагогической поддержки интеллектуально одаренных детей, активизации их познавательных способностей, раскрытия творческого потенциала, создания индивидуальных маршрутов в обучении – создания условий личностно-ориентированного и персонифицированного образования.

Становление личности происходит под влиянием многих факторов. Эти факторы необходимо учитывать всем участникам образовательной системы в процессе воспитания и обучения одаренного ребенка. Личность одаренного ребенка реализует свой интеллектуальный потенциал, самоактуализируясь в творческой деятельности. У такой личности возникает сознательное отношение к себе и окружающей действительности. Формируясь как личность, одаренный ребенок проявляет такие качества как креативность, внутренняя активность, нестандартность мышления. Следовательно, нужна система мероприятий, направленных на развитие учащихся, обладающих ярко выраженным творческим потенциалом [6, с. 84].

Первой инстанцией по проведению такой работы, является школа. Выявление одаренных детей должно начинаться на начальном этапе обучения в школе, основываясь на наблюдении, изучении психологических особенностей, речи, памяти, мышления.

Специалисты сходятся во мнении, что с одаренными детьми должны заниматься высококвалифицированные педагоги. Подготовка таких специалистов включает в себя несколько аспектов [15, с. 33]:

1) педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию и смотреть на ситуацию как бы со стороны, а не из позиции «старший всегда прав». Также необходимо воспринимать ученика как цельную личность с набором индивидуальных качеств и особенностей;

2) преподаватели должны владеть знаниями не только в своей узкой специализации, но и уметь разбираться в психологии учащихся, т.е. развиваться комплексно;

3) необходимо вводить систему регулярных тренингов и консультаций, на которых ученики могли бы свободно общаться со своими учителями;

4) создание возможностей для профессионального роста преподавателей;

5) гуманизация процесса обучения и создание доброжелательной атмосферы.

Из этого следует, что для работы с одаренными детьми необходимо, чтобы преподаватели имели определенную базу, благодаря которой они смогут найти правильный подход к каждому ребенку и помочь ему обрести себя. Подготовка таких профессионалов требует времени и больших финансовых затрат.


Основными принципами обучения одаренных детей являются следующие [17, с. 85]:

- развивающий и воспитывающий характер обучения;

- ученик должен не только усваивать весь спектр знаний, но и развиваться как личность, воспитывать в себе моральные и духовные устои;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- все дети имеют свои особенности характера, но у одаренных они выражены еще более ярко. Поэтому очень важно учитывать индивидуальные качества каждого ученика, чтобы он мог по максимуму реализовать свой потенциал;

- учет возрастных возможностей.

На каждом отрезке времени ученика необходимо равномерно загружать работой. При этом очень важно учитывать его возможности и соизмерять их с возрастом. Ведь слишком большой объем знаний, с которым ребенок не сможет справиться, может привести к тому, что он потеряет интерес к учебе и наступит апатия.

Не стоит забывать о том, что главнейшей целью обучение является полное раскрытие заложенных в ребенке способностей. Ведь именно одаренные дети будут «строить» будущее общества и руководить его развитием. На них также будет возложена обязанность решения насущных проблем общества. Исход таких решений будет определяющим для многих последующих поколений [20, с. 89].

Система персонификации воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей подразумевает выделение индивидуальных особенностей учащихся, т.е. индивидуализацию, и дифференциацию способностей и интересов, развитие инициативы и самостоятельности, создание специфических условий сопровождения одаренных детей. Система, в которой познавательные и созидательные потребности интеллектуально одаренного ребенка, являются образующим фактором, и будет иметь персонифицированную направленность. Отличие персонифицированного образования от индивидуализированного заключается в том, что учреждения общего и дополнительного образования создают «образовательную инфраструктуру и проектируют субъектную позицию в обучении, разрабатывают единичную образовательную траекторию» [14, с. 56].

При персонифицированном подходе к воспитанию и обучению интеллектуально одаренных детей происходит не просто приобретение знаний, а формирование личности, ее воспитание для достижения высоких результатов обучения, развитие самостоятельности в деятельности и самоопределение в направлении будущей профессии. Одаренный ученик обладает активностью, мотивированностью на высокий результат и эффективность деятельности, обладает самостоятельностью в выборе направления своего образования. Такой ученик способен осуществлять проектную деятельность, научно-исследовательскую, интеллектуальную и творческую работу. Задача специалистов выявить одаренного ребенка, направить его, определить «зону ближайшего развития», выработать индивидуальную программу воспитания и обучения. Как уже говорилось, одаренные дети требуют психологического сопровождения и в рамках сопровождения необходимо диагностировать способности и уровень интеллекта, умственную активность, само- регуляцию [22, с. 5].


Программы для одаренных детей не могут быть похожими, стандартными. Ведь каждый ребенок одарен по-своему. Тогда как же систематизировать их обучения, ведь нельзя же писать программу под каждого? Ведь одаренные дети не похожи друг на друга – как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристике. В гибкой программе признаются эти различия в развитии познавательных процессов и некоторых навыков в предпочитаемых стилях работы. Однако дети с высокими умственными возможностями обладают общими признаками, которые должны учитывать учебные программы для них.

На сегодняшний есть различные формы в обучении одаренных детей. И специалисты-педагоги прикладывают немалые усилия для разработки специализированных программ для одаренных детей. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение, они имеют ряд конкретных форм [5, с. 84].

Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров как среди ученых-психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение – односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие. Следует заметить, что ускорение возможно не только, как это представляют, в форме «перескакивания» через класс. По нашему мнению, ускоренное обучение одаренных детей может только положительно влиять на их способность общаться и налаживать контакт со сверстниками [3, с. 106].

Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов [21, с. 99].

Таким образом, психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. В зависимости от особенностей обучающихся и разных систем обучения тот или иной принцип может выступать в качестве основополагающего. 


Заключение

Одаренность – явление «комплексное» и многогранное, которое физиологически определено особой организацией деятельности мозга человека. На развитие одаренности оказывает влияние множество факторов: характер человека, уровень его образования, характер жизнедеятельности, своевременная диагностика, условия развития и т.д.

В научной литературе встречаются разные виды одаренности: практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность. При этом каждая одаренность проявляется в разные возрастные периоды.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы, создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, предоставляет учащимся обратную связь, использует различные стратегии обучения, уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня, проявляет уважение и поощряет индивидуальность ученика.

У большинства одаренных детей возникают проблемы, связанные с отсутствием учебной мотивации к тем или иным предметам, а также в общении со сверстниками. Принимая это во внимание, становится актуальным осуществление индивидуального подхода в работе с такими детьми. Чтобы обеспечить чувство психологической и социальной защищенности, доверие ребенка к миру, радость его существования, формирование положительных начал личности и индивидуальности ребенка, необходимо продумать не только приемы и методы педагогического воздействия взрослого на детей, но и всю систему социально-психологического взаимодействия педагога и ребенка, где в центре внимания будет младший школьник, его интересы и склонности.

Осуществление индивидуального подхода на занятиях и во внеурочной деятельности способствует раскрытию особенностей ребенка, которые находят свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, а также решает некоторые проблемы взаимоотношения таких детей со сверстниками.


Таким образом, в педагогике одним из важных прикладных вопросов становится проблема создания оптимальных условий воспитания и обучения детей с разными видами одаренности.

Список использованной литературы

  1. Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И.Г. Антонова // Одаренный ребенок. – 2011. – № 1. – С. 46-51.
  2. Абдукадырова Н.Х. Принципы обучения одаренных детей / Н.Х. Абдукадырова, У.А. Ташназарова, К.А. Туропова, И.Б. Сарикулова // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1401-1403. 
  3. Брославская Т.Л. Создание условий для формирования и развития предметной одаренности / Т.Л. Брославская // Одаренный ребенок. – 2014. – № 6. – С. 105-111.
  4. Гладилина И.П. Социокультурная парадигма обучения и воспитания одаренных детей и молодежи / И.П. Гладилина // Право и образование. – 2013. – № 11. – С. 49-56.
  5. Давкуш Н.В. Особенности разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста / Н.В. Давкуш // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2016. – № 1 (10). – С. 84-86.
  6. Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям / А.И. Доровский. – М.: Российское педагогическое агентство, 2016. – 510 с.
  7. Журавлев А.Л. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия / А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 3. – С. 5-16.
  8. Збруева А.В. Специфика обучения и воспитания одаренных детей / А.В. Збруева // Молодой ученый. – 2017. – № 14. – С. 617-619. 
  9. Ивойлова И. Одаренность в России. Интервью с научным сотрудником лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, профессором МГППУ Натальей Шумаковой / И. Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2012. – № 5693 (20). – С. 7-9.
  10. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности / Л.И. Ларионова. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 320 с.
  11. Мазалова М.А. Элитопедагогический подход в исследованиях истории семейного воспитания в России в XVIII – начале XX веков: монография / М.А. Мазалова. – Саратов: Наука, 2012. – 145 с.
  12. Мазалова М.А. Базовые категории современной концепции элитопедагогики / М.А. Мазалова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 3 (21). – С. 237-241.
  13. Михалева Е.С. Развитие потенциала одаренных подростков / Е.С. Михалева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – С. 11-15.
  14. Мелик-Пашаев А.А. и др. Психология одаренности: художественная одаренность / А.А. Мелик-Пашаев, 3.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук; Под ред. А.А. Мелик-Пашаева. Вып. 2. – М.: МИОО, 2015. – С. 56.
  15. Осин А.К. Проектирование внеурочной деятельности в инновационной парадигме новых стандартов / А.К. Осин // Научный поиск. – 2015. – № 3.6. – С. 32-38.
  16. Осин А.К. Особенности организации внеурочной деятельности в основной школе при реализации ФГОС / А.К. Осин // Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, проблемы и пути решения: материалы региональной науч.-практ. конф., 30 марта 2016 г. / Под ред. Е.А. Шмелевой. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – С. 119-123.
  17. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М.: Изд-во МПГСИ, 2014. – 368 с.
  18. Резаков Р.Г. Интеллектуальная элита и ее роль в современном мире / Р.Г. Резаков // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 34-41.
  19. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / А.И. Савенков. – М.: Сентябрь, 2011. – 208 с.
  20. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 2015. – 350 с.
  21. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности / Д.В. Ушаков. – М.: Ин-т психологии (ИП) РАН, 2011. – 464 с.
  22. Шафранов-Куцев Г.Ф. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми и подростками в структуре современного университетского комплекса / Г.Ф. Шафранов-Куцев // Образование и наука. – 2013. – № 6. – С. 3-16.
  23. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2014. – 136 с.