Файл: Построение организационных структур (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРУТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Организационная структура представляет собой некий каркас, являющийся основой для формирования отдельных административных функций и связывающий воедино отдельные части организации. В каждой организации существует своя уникальная структура, в идеале отражающая цели и стратегию данной организации и служащая механизмом, посредством которого эти цели достигаются максимально эффективно. При этом на строение организационной структуры, состав её элементов влияют множество факторов внутренней и внешней среды, специфика деятельности организации, которые необходимо учитывать в процессе проектирования организационной структуры.

Таким образом, наилучшая структура — структура, позволяющая взаимодействовать с внешней средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы и усилия своих сотрудников на достижение целей. Организационная структура постоянно видоизменяется, совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями функционирования системы. Это обуславливает необходимость изучения строения и особенностей функционирования и согласования отдельных элементов структуры между собой с целью её оптимизации и, как следствие, деятельности организации в целом.

Поэтому вопросы, связанные со структурой управления и анализа ее эффективности являются весьма актуальными, что и предопределило выбор темы данной курсовой работы.

Основной целью данной работы являются выявление слабых сторон, и поиск оптимальных мер, направленных на улучшение существующей организационной структуры управления предприятием.

Для достижения поставленных целей ставятся следующие задачи:

- изучение основных классификаций организационных структур предприятия и принципов их построения;

- выявление основных методов совершенствования организационных структур;

- анализ финансовых и технико-экономических показателей предприятия;

- анализ организационной структуры рассматриваемого предприятия;

- выявление основных недостатков существующей организационной структуры;

- разработка мер по оптимизации организационной структуры предприятия;

- анализ эффективности предложенных мер оптимизации

Предметом исследования является организационная структура управления организации. Объект исследования – предприятие ОАО «Орелоблгаз».

В процессе написания курсовой работы в качестве материалов исследования были использованы отчетные данные о деятельности ОАО «Орелоблгаз» за 2015-2017 годы. В качестве теоретических основ исследования использовались научные труды ученых-экономистов, специализированные периодические издания.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРУТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1 Понятие и принципы построения организационных структур управления

Организационная структура управления (ОСУ) - это внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. ОСУ является не только основой существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Вместе с тем ОСУ является наиболее консервативным элементом системы управления. Этот консерватизм объясняется не только тем, что изменения ОСУ затрагивают интересы целых коллективов, но и объективными требованиями сохранения устойчивости системы.

Организационная структура имеет отношение непосредственно к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы. Организационные процессы в свою очередь обусловливают необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, мотивации, контроля, учета, анализа, т.е. процессов управления. Возникает понятие организационная структура управления как единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы управления фирмами, осуществляющими производственно-хозяйственную и социальную деятельность.

Основными элементами организационной структуры управления (ОСУ) выступают: цели и стратегии системы; иерархические звенья управления или уровни принятия решений и ответственности; горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность, – менеджеры и руководители, управленческие работники; субъекты внешних связей – потребители, поставщики, партнеры, финансовые структуры, конкуренты, государственные органы, социальные организации; связи – отношения, коммуникации, информация [7, с. 180-181].


Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые — это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, т. е. при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в организационной структуре управления формируется так называемый средний слой, который, в свою очередь, может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движения информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия [9, с. 74-75].

Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

- формирование общей структурной схемы аппарата управления;


- разработка состава основных подразделений и связей между ними;

- регламентация организационной структуры.

Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более детальное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения).

Основная особенность второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления является разработки состава основных подразделений и связей между ними. А так же заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления, распределение конкретных задач между ними и построение внутриорганизационных связей.

Третья стадия - регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности [10].

Оптимальная организационная структура фирмы должна:

-иметь оптимальное взаимодействие штабного, научно-технического и линейного персонала фирмы;

-обеспечивать оперативное и эффективное взаимодействие с внешней средой;

-базироваться на стратегии организации;

-обеспечивать качественное, своевременное и эффективное достижение поставленных целей [5, с. 129].

Все вышеперечисленные требования учитываются в принципах формирования организационной структуры управления.

При определении и обосновании типа организационной структуры следует исходить из ключевых параметров социально-экономической системы, к которым относят миссию организации, цели и стратегию её развития.[7, с. 186] При этом необходимо не упускать из виду ни одной из управленческих задач, без которых реализация целей окажется неполной [5, с.131].

Определение и обоснование функционально-целевых характеристик производится в соответствии с выбранным типом структуры, особенностями технологии и организации производства. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию[7, с. 189];


Формирование четкой правовой и информационно-технологической структуры производится путем распределения полномочий и ответственности лиц и органов в процессе выработки управленческих решений, а также организации их информационно-технологического взаимодействия. [7, с.192] Иными словами, формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними [5, с. 131].

Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью — с другой, а также между вертикалью и горизонталью управления необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом [7, с.194].

Все это требует тщательно разработанной процедуры проектирования структур, детального анализа и определения системы целей, продуманного выделения организационных подразделений и форм их координации [ 5, с. 131].

1.2 Классификация организационных структур управления

В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие типы (формы) организационных структур управления производством: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная.

Линейная структура управления (рисунок 1). Во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работникам и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия).

Принцип единоначалия предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. Отдельные специалисты или функциональные отделы помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, в анализе хозяйственной деятельности, подготовке управленческих решений, контроле за их выполнением, но сами указаний или инструкций управляемому объекту не дают.