Файл: Одаренные дети: проблемы, поиски, пути воспитания и обучения (Психологические особенности личности одаренных детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одаренные дети способны к абстрактному мышлению и имеют способность делать самостоятельные суждения, они чрезвычайно сообразительны, а их интересы выходят далеко за пределы того, что интересует их сверстников. Чаще всего они тяготеют к общению с родителями или с более интеллектуально развитыми сверстника- ми или со старшими по возрасту детьми.

Таким образом, характерными особенностями одаренных детей являются [8, с. 617]:

- высокая познавательная активность и развитый интеллект, что выходит за пределы возрастных особенностей;

- богатая фантазия, творчество, изобретательность, эмоциональная непосредственность, развитое чувство юмора, острая реакция на не- справедливость;

- высокий энергетический уровень, четкая моторная координация, физическая стабильность.

Одаренный ребенок может поражать взрослых высокой грамотностью, сообразительностью, определенными успехами в усвоении знаний, опережая в этом своих сверстников. Одаренность нельзя приравнивать к объему полученных знаний – это сложное явление, которое имеет высокую естественную энергетику, предусматривает познавательную активность, нестандартность мышления, настойчивость, чрезвычайную работоспособность.

Успехи ребенка в определенной деятельности обусловлены комплексом соответствующих способностей, выявление которых большинство исследователей объединяет в виды [12, с. 237]:

- общие интеллектуальные способности;

-  конкретные достижения;

-  коммуникативность и лидерство;

-  творчество и продуктивная деятельность;

-  художественно-изобразительные способности;

-  психомоторные способности.

Такой дифференцированный подход дает возможность заблаговременно выявить те конкретные склонности, предпочтения, связанные с заложенными природой предпосылками способностей.

Общие интеллектуальные способности, как правило, проявляются в легкости обучения, наблюдательности, подвижности, скорости мышления, исключительной памяти, богатой и разнообразной осведомленности ребенка.

Конкретные достижения (язык, математика, природоведение), в частности способности к языку, проявляются в глубоком интересе ребенка к чтению, которое становится любимым занятием, в сохранении внимания к книге, хорошем понимании того, что ребенку читают, в легком запоминании и воспроизведении прочитанного [16, с. 119].

Творчество и продуктивная деятельность проявляются в любознательности ребенка, который, забывая про все, может с головой окунуться в то, что его интересует.


Коммуникативность и лидерство – это способность к общению, легкому приспособлению к различным ситуациям. При посторонних ребенок сохраняет уверенность в себе, во время общения подает разные идеи, проявляет инициативу, часто является лидером. Другие дети обращаются к нему за помощью и советом [4, с. 50].

Художественно-изобразительные способности проявляются как повышенный интерес к визуальной информации. Ребенок в мельчайших подробностях запоминает увиденное, много времени уделяет рисованию и лепке, оригинальным образом использует материалы художественной выразительности в музыке проявляет огромный интерес к музыкальным занятиям, легко повторяет музыкальный ритм и тому подобное.

Психомоторные способности проявляются как интерес к деятельности, которая требует тонкой моторики. Ребенок имеет хорошую зрительно-моторную координацию, любит бегать, прыгать, прекрасно владеет равновесием тела во время выполнения двигательных упражнений, развит физически [17, с. 98].

У детей очень рано становятся заметными индивидуальные различия в интеллектуальном развитии. По уровню это может быть высокий, средний и низкий интеллект, в зависимости от успехов, которых достигает ребенок в усвоении информации, ее объема, наличия общих понятий, осуществления мыслительных операций, умение применять знания при решении конкретных задач и тому подобное.

Таким образом, можно сделать вывод, что определение уровня развития не означает его закрепление за ребенком навсегда. Ведь обучение и воспитание вносят значительные коррективы в процесс развития ребенка. Такое определение необходимо для сознательного управления этим процессом со стороны взрослых.

Глава 2. Пути воспитания и обучения одаренных детей

2.1. Психологические особенности личности одаренных детей

Одаренные дети часто поражают наше воображение непостижимо высоким уровнем творчества, исключительными, кажущимися сверхчеловеческими способностями – в запоминании материала, в решении задач, в мгновенном улавливании связей между явлениями, невидимых для других.

Неизменный спутник одаренных детей – дар предвидения, который развит у них в высокой степени. Точно предвидеть будущее никому не дано, но ясность прозрения и дальновидность у одаренных детей зачастую достигает необыкновенной силы. Одаренные люди предчувствуют неблагополучие тогда, когда еще нет явных признаков сбоя в структуре организации и функциях существующей системы. Предвидение – это исключительный дар, он является результатом редкостного умения обобщать богатейший жизненный опыт, глубокие знания природы людей и их взаимоотношений [7, с. 6].


Существуют отличия в когнитивной сфере одаренных детей. Восприятие окружающего мира, по мнению психологов, у них носит многоплановый характер. Одаренным детям свойственно холистическое мышление (целостное), непредвзятое, не ограниченное рамками стереотипов, оно требует свободы, открытости, способности иметь дело с неопределенными и неоднозначными явлениями окружающего мира.

По мнению ряда психологов, главное, что объединяет всех одаренных детей и в значительной степени отличает от обыкновенных, это так называемая умственная активность, связанная с познавательной потребностью. Одним из первых, кто описал эту ненасыщаемую потребность, был Н.С. Лейтес [6, с. 76].

В свою очередь, B.C. Юркевич считает, что эта потребность является «мотором» развития одаренных детей. Также автор полагает, что дети становятся одаренными, благодаря позитивной социальной среде и ненасыщаемой познавательной потребности, благодаря чему их способности развиваются «семимильными шагами» [23, с. 58].

При этом К.Г. Юнг отмечает, что личности одаренного ребенка может быть присуща дисгармония, которая выражается в том, что той или иной сфере личности может доставаться так мало внимания, что можно говорить о ее выпадении из общего развития. «Прежде всего, есть громадные различия в степени зрелости. В сфере одаренности при одних обстоятельствах господствует аномальная скороспелость, в то время как при других духовные функции лежат ниже нормального порога того же возраста. Из-за этого порой складывается такой внешний образ, который вводит в заблуждение. Перед нами вроде бы недоразвитый и духовно отсталый ребенок, и мы никак не ожидаем от него сверхобычных способностей» [11, с. 56].

Как указывает К.Г. Юнг, одаренный человек – это отклонение с биологической точки зрения от среднестатистической нормы, «...и поскольку изречение Лаоцзы «Высокое стоит на глубоком» является вечной истиной, то это отклонение направлено в одном индивиде одновременно и вверх, и вниз. Отсюда возникает определенное напряжение противоположностей, которое в свою очередь вновь наделяет личность темпераментом и интенсивностью. Даже если одаренный человек относится к тихим водам, то он вместе с ними достигает большей глубины. Не только отклонение от нормы, сколь благоприятным оно ни было бы, но и противоречивость, предрасполагающая к внутренней конфликтности, означает для одаренного риск» [18, с. 34].

По мнению Ж. Гюйо, одаренный человек способен «концентрироватьи ассоциировать несколько индивидуальностей в своей собственной, поскольку носит в себе как бы живое общество» [14, с. 56].


У одаренных детей сильно развито чувство справедливости и проявляется оно очень рано. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Далекие проблемы находят отклик в их сердцах и одаренные дети, например, просят родителей перевести деньги в фонд помощи, пострадавшим от землетрясения, а иногда сами покупают благотворительные лотерейные билеты, сбор от продажи которых направляется в фонд помощи детям-сиротам [10, с. 132].

Очень рано они пытаются разобраться в социальном устройстве общества, в котором живут, чувствуют свою связь с ним и реагируют на социальные изменения.

Некоторые психологи отмечают, что одаренный ребенок в силу своей эмоциональной чувствительности в такие кризисные периоды может рассматриваться как латентная жертва социализации.

Важное значение имеют особенности самосознания личности одаренного ребенка. Многие исследователи отмечают у одаренных детей низкую самооценку. Этому факту существует множество объяснений. Одно из них связано со специфической структурой эго-состояния одаренных детей [19, с. 65].

Одаренные дети имеют эго-состояние «взрослый», выраженное в большей степени по сравнению с эго-состояниями «ребенок» и «родитель». Одаренные дети, оценивая свои достижения с позиции взрослого реально и достаточно жестко, считают их не очень высокими, детскими. Этим может быть объяснена их неблагоприятная Я-концепция, в частности, низкая самооценка.

Для одаренных очень актуальна проблема самоактуализации. Некоторые психологи пишут о том, что одаренный человек, которому мешают реализовать дар, грубо и некомпетентно вмешиваясь в сферу его интересов, ограничивая его интеллектуальную мощь, испытывает тяжелые страдания [7, с. 8].

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к сверстникам, стоящим ниже их в плане развития способностей. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении «неодобряемых». В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и, прежде всего, это связано с подготовкой самих педагогов.

В свое время Л. Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми. Прежде всего, это [1, с. 46]: 


1) неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям;

2) игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя;

3) погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы;

4) несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами;

5) стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка;

6) потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.

Таким образом, знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию. Личность одаренного ребенка не будет слишком деформирована педагогическими деструкциями, если в отношении образовательная система – одаренный ребенок будет восстановлено равновесие уважения.

Проблема одаренных детей является актуальной для современной науки и практики. В науке существуют десятки трактовок понятия детской одаренности, предлагаются разные стратегии обучения одаренных детей.

Выявление одаренных детей, организация системной работы с ними – одна из главных задач современной образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Выявление одаренных детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Одаренные дети требуют специальной работы, которая выходит за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и сделать вклад в развитие общества.