Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Сущность управления человеческими ресурсами).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. МЕСТО И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Сущность управления человеческими ресурсами
1.2. Концепция управления человеческими ресурсами в организации
1.3. Система управления трудовыми ресурсами
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ООО «РЕСУРС»
2.1. Характеристика предприятия ООО «Ресурс»
2.2. Система управления персоналом на ООО «Ресурс»
2.3. Совершенствование человеческого фактора в организации
Анализ движения работников показал, что среднесписочная численность работников в 2018 году увеличилась на 400 человек по сравнению с 2017 годом. Количество уволенных по собственному желанию в 2018 году по сравнению с 2017 годом сократилось на 110 человек. Количество принятых в 2018 году уменьшилось на 90 человек, чем в 2017 году. Количество работников, проработавших весь год в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилось на 430 человек. Увеличение потребности в трудовых ресурсах объясняется тем, что увеличился план выпуска продукции.
Анализ уровня оплаты труда представлен в табл. 5.
Таблица 5
Анализ уровня оплаты труда
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Отклонения, тыс. руб. |
|
2017г к 2016 г. |
2018г к 2017 г. |
||||
1.Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
2643174 |
3297067 |
4647990 |
+653893 |
+1350923 |
2.Среднегодовая численность работников, чел. |
8800 |
9200 |
9600 |
+400 |
+400 |
3.Среднегодова оплата труда на 1 работника, руб. |
8650 |
9118 |
9847 |
+468 |
+729 |
4.Призводительность труда, тыс.руб. , (стр.1/стр.2) |
300,36 |
358,38 |
484,16 |
+58,02 |
+125,78 |
5.Индекс производительности труда |
х |
1,19 |
1,35 |
- |
- |
6.Индекс оплаты труда |
х |
1,05 |
1,08 |
- |
- |
Анализ уровня оплаты труда показал, что выручка от реализации в 2018 году увеличилась на 1350923 тыс.руб. по сравнению с 2017 годом. Среднегодовая численность работников в 2018 году увеличилась по сравнению с 2017 годом на 460 человек, а среднегодовая оплата труда на 1 работника увеличилась на 729 руб. Как видно, и производительность труда повысилась на 125,78 тыс. руб. Можно сделать вывод, что в связи с увеличением штата и увеличением зарплаты, заинтересованность работников в повышении производительности возросла.
Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, каждому производственному подразделению и в целом по предприятию (табл. 6).
Таблица 6
Использование трудовых ресурсов предприятия
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Отклонения, тыс. руб. |
|
2017г к 2016 г. |
2018г к 2017 г. |
||||
1.Среднегодовая численность работников, чел. |
8800 |
9200 |
9600 |
+400 |
+400 |
2.Отработано дней 1 рабочим за год, дн. |
260 |
252 |
260 |
-8 |
+8 |
3.Отработано часов одним рабочим за год, ч. |
1705 |
1769 |
1936 |
231 |
167 |
4.Средняя продолжительность рабочего дня, ч., (стр.3/стр.2) |
6,6 |
7,02 |
7,45 |
+0,42 |
+0,43 |
Как показывают приведенные данные несмотря на то, что среднегодовая численность работников в 2018 году увеличилась по сравнению с 2017 годом на 400 человек, отработанное количество дней 1-м рабочим также увеличилось на 8 дней. Мы видим, что количество часов, отработанное одним работником за 2018 год увеличилось на 167 час по сравнению с 2017 годом. А средняя продолжительность рабочего дня увеличилась на 0,43 часа. Можно сделать вывод, что трудовые ресурсы в ООО «Ресурс» в 2018 году используются полностью (возможно за счет сокращения больничных, прогулов, дополнительных отпусков с разрешения администрации).
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность. Управление персонала занимает ведущее место в системе управления ООО «Ресурс». Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
Работа менеджера по персоналу ООО «Ресурс» направлена на создание необходимого человеческого потенциала организации, приведение кадровых возможностей организации в соответствие с кадровыми потребностями. Для этого менеджер по персоналу должен продумать меры по формированию персонального состава организации, поддержанию работоспособности персонала и оптимизации кадрового состава.
Оптимальное решение вопросов подбора, расстановки и оценки персонала - это критерий и залог конкурентоспособности и устойчивости ООО «Ресурс» на рынке, показатель качества организации управления важнейшего на сегодня фактора успеха в конкурентной борьбе.
В основу работы с кадрами ООО «Ресурс» положена комплексная система управления персоналом: создание условий для добросовестного производительного труда работников, совершенствование материальных и моральных стимулов, подготовка квалифицированных кадров, возможность их профессионального роста. Имеющаяся в настоящее время в ООО «Ресурс» численность персонала удовлетворяет потребность производства в трудовых ресурсах для выпуска запланированного на 2007 год объема продукции. Средний возраст работающих на заводе -35 лет (в 2017 году - 36 лет). На ООО «Ресурс» осуществлялись планомерные подготовка и прием на работу молодых рабочих и специалистов, структура персонала.
Одним из важнейших направлений управления персоналом на предприятии является привлечение и отбор персонала, определяющее качество персонала организации для эффективности функционирования организации. На рис. 3 представлена структура системы привлечения персонала[19].
Рис. 3. Структура системы привлечения персонала
Привлечение и отбор персонала базируются на оптимальной качественной и количественной структуре персонала. На процесс привлечения и отбора персонала влияют факторы внешней (рыночные, политические, экономические) и внутренней среды (кадровая политика, имидж организации).
Источники привлечения персонала на предприятие приведены в табл. 7.
Привлечение и отбор персонала на ООО «Ресурс» сопровождаются оценкой кандидатов, включая как внешних кандидатов, так и работников организации, планируемых к перемещениям. Задача работников по кадрам, осуществляющего оценку кандидатов при приеме на работу, состоит в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме — это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации. Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора:
- предварительную отборочную беседу;
- заполнение бланка заявления;
- беседу по найму (интервью);
- тестирование;
Таблица 7
Источники привлечения персонала на ООО «Ресурс»
Внешние источники |
Внутренние источники |
|
|
Центральным показателем при оценке работника является уровень его компетентности, понимаемый шире, чем традиционно. При разработке стратегического развития предприятия основным понятием являются организационные компетенции, частный случай которой — компетенция персонала, которая в свою очередь выступает центральным моментом стратегии управления персоналом.
Динамика подготовки кадров за последние четыре года 2015-2018гг. на ООО «Ресурс» представлена в диаграммах. Базовым показателем за 100% взят план 2015 г. В связи с освоением новой продукции – городских и пригородных автобусов, а также с получением сертификата на систему качества, начиная с 2016 года, возросла потребность в подготовке персонала, что видно из табл. 8.
Таблица 8
Подготовки кадров
№ п/п |
Наименование |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1 |
Подготовка и переподготовка рабочих |
50 |
52 |
50 |
62 |
50 |
61 |
100 |
221 |
2 |
Повышение квалификации рабочих в т.ч.: |
470 |
549 |
470 |
616 |
490 |
569 |
695 |
1109 |
- производственно-экономические курсы |
65 |
84 |
65 |
106 |
65 |
79 |
80 |
141 |
|
- обучение рабочих второй профессии |
70 |
94 |
70 |
96 |
70 |
81 |
100 |
255 |
|
- курсы целевого назначения |
300 |
319 |
300 |
370 |
320 |
371 |
480 |
660 |
|
- школа передовых методов труда |
20 |
34 |
20 |
26 |
20 |
21 |
20 |
22 |
|
- курсы бригадиров |
15 |
18 |
15 |
18 |
15 |
17 |
15 |
31 |
|
3 |
Повышение квалификации руководителей и специалистов |
150 |
179 |
150 |
167 |
180 |
188 |
450 |
552 |
ВСЕГО В процентах к 2015 году |
670 100 |
780 116,4 |
670 100 |
845 126,1 |
720 107 |
818 122,1 |
1245 185,8 |
1882 280,8 |
Таким образом, управление персоналом предприятия осуществляется с помощью сочетания административных, экономических и социально-психологических методов управления. Одним из ведущих приоритетов Общества является развитие его как самообучающейся современной бизнес-организации, поэтому созданы и постоянно улучшаются условия для профессионального развития и карьерного роста сотрудников
2.3. Совершенствование человеческого фактора в организации
Повышение эффективности функционирования организации может рассматриваться как совершенствование результатов труда на организационном, групповом и индивидуальном уровнях посредством понимания процессов и управления эффективностью в рамках согласованных запланированных целей, стандартов и требований к компетенциям. Оно включает разработку процессов общего понимания цели и подхода к управлению и развитию людей, повышающего вероятность достижения этой цели.
Основными характеристиками эффективности являются:
- имеет непосредственное отношение к совершенствованию результатов работы в целях достижения организационной, групповой, индивидуальной результативности.
- ставит задачу развития работников. Улучшение результатов работы невозможно при отсутствии эффективных процессов непрерывного развития. Это относится как к ключевым макрокомпетенциям в организации, так и к способностям команд и отдельных сотрудников.
- нацелена на удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон организации - акционеров, руководителей, сотрудников, потребителей, поставщиков и общества в целом. В частности, к сотрудникам следует относиться как к партнерам, интересы которых уважаются, они должны иметь право высказывать свое мнение по касающимся их вопросам, их рекомендации должны быть востребованы, а мнения цениться. Процесс повышения эффективности должен уважать интересы отдельных работников и команд наряду с интересами организации, признавая при этом, что они могут не совпадать. В современной литературе по управлению персоналом эти требования проявляются в социальной эффективности.
- связана с процессами коммуникации и вовлеченности работников. Она направлена на создание климата, поддерживающего постоянный диалог между менеджерами и членами их команд, что позволяет выявить ожидания и осуществлять обмен информацией по вопросам организационной миссии, ценностей и целей. Повышение эффективности вносит свой вклад в развитие организации с высоким уровнем вовлеченности сотрудников посредством привлечения отдельных работников и команд к участию в определении своих целей и способов их достижения[20].