Файл: «Соотношения права и закона».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. В. Лазарев подчеркивает, что закон выражает государственную волю, поскольку именно государство объединяет людей в единое целое, властвует, регулирует, защищает от действия внешних и внутренних деструктивных влияний и социально поддерживает, но Е. Г. Лукьянова называет подобное толкование позитивистско-волюнтаристской интерпретацией закона.

Позитивистско-волюнтаристская интерпретация закона, пишет Е. Г. Лукьянова, – «неизбежное следствие эволюции советской позитивистской юриспруденции, базирующейся на методологии позитивизма и отталкивающейся в трактовке закона (и права) от понятия воли (произвола) того или иного субъекта (класса, народа, правителя, законодательного органа и пр.). Результатом позитивистско-волюнтаристского подхода к исследованию закона, фокусировавшего внимание на внешних признаках явления и отрицавшего познание сущностей, стала крайняя формализация понятия «закон». Закон лишился своей сущности, стал началом формальным и, следовательно, релятивным»[16].

По мнению автора, позитивистско-волюнтаристского трактовка понятия «закон» – это выражение воли государственной власти и преувеличение значимости закона, который на самом деле не является панацеей от всех бед. Закон должен исходить от народа, выражать его волю, а не государственных властных структур.

В либертарно-юридической теории права, как полагал В. С. Нерсесянц, «право и закон (как сущность и как явление) находятся в необходимом различении, соотношении и искомом единстве в форме правового закона, т.е. закона, соответствующего исходному правовому принципу формального равенства (исходному единому понятию права и государства)»[17]. Е. А. Юртаева подчеркивает, что «закон выделяется среди других нормативных правовых актов значимостью регулируемых им общественных отношений. Законодательные нормы выступают как база для создания иных актов, чем оказывают влияние на содержание всей правотворческой деятельности: определяют темы и объем последующего нормотворчества, устанавливают способы правового воздействия» [18].

Закон – нормативно-правовой акт представительного высшего органа государственной власти (или гражданского общества, т.е. непосредственно народа), который регулирует важнейшие вопросы общественной жизни, устанавливает права и обязанности граждан, имеет высшую юридическую силу и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры. В отличие от других нормативно-правовых актов, закон, как пишет В. И. Шкатулла:


«1) принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке или принимается путем референдума – народного голосования;

2) охраняется государственной властью;

3) должен соответствовать Конституции;

4) не должен противоречить международному праву;

5) должен быть записан и опубликован;

6) нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов (Ю.А. Тихомиров);

7) регулирует наиболее важные общественные отношения;

8) обладает наибольшей юридической силой после Конституции;

9) характеризуется стабильностью;

10) вид управленческого решения;

11) обязательное соответствие всех НПА, имеющих меньшую юридическую силу, закону;

12) является формой свободы, добра, правды и справедливости»[19] .

Я. Н. Колоколов высказывает мнение, что закон обладает такими признаками и чертами как:

«а) нормативность и общеобязательность;

б) общий порядок принятия, изменения и отмены (а также толкования);

в) непосредственное выражение государственной воли;

г) опосредование им наиболее важных общественных отношений;

д) первичный характер содержащихся в законе норм;

е) преследование стратегических целей, интересов и задач;

ж) обладание высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права»[20].

Наиболее существенные признаки закона, «помогающие понять смысл законотворчества, как процесса понятия закона, таковы:

1) издается только высшими представительными органами государственной власти или принимается путем референдума;

2) закон регулирует наиболее важные общественные отношения в административно-политической, экономической, социально-культурной и международной сферах жизни;

3) обладает наибольшей юридической силой среди других нормативных правовых актов;

4) отличается от других актов наиболее общей нормативностью и распространяется на неопределенно множественное число случаев применения;

5) характеризуется длительностью существования и действия;

6) принимается на основе установленных норм законодательного процесса»[21].

Высшая юридическая сила закона закреплена в Конституции Российской Федерации, в ч. 2 ст. 4 которой сказано, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Как и все иные нормативные акты, законы исходят от государственной власти.


Закон принимается только органом законодательной власти или референдумом. Союз «или» не означает, что после проведения референдума орган законодательной власти устраняется от принятия закона, но итоги референдума дают ответ, насколько принимаемый закон справедлив и одобрен согражданами.

Так, в результате проведенного в декабре 1993 года референдума была принята Конституция Российской Федерации, но затем Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) в нее были внесены поправки. «Референдум Российской Федерации представляет собой всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения» (ст. 1 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»)[22].

Хотя референдум может оказаться процедурой эффективной, позволяющей непосредственно и в достаточно короткие сроки выявить мнение многомиллионной страны, но это процедура, во-первых, достаточно дорогостоящая, а, во-вторых, и у него есть недостатки, которые заключаются в зависимости результатов референдума от явки и контингента избирателей. К тому же манипулирование общественным мнением, а многие избиратели безоговорочно верят сказанному и написанному слову, не позволяет с достоверностью определить мысли и сомнения по поводу принимаемого закона частью граждан страны. В отличие от других нормативных правовых актов, законы издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, соответственно, с их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.

Важное значение имеет требование ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, которое гласит, что «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». Для нормативных правовых актов высшей государственной власти их официальное опубликование является условием вступления закона в юридическую силу, при этом он приобретает качества источников права.

Каждый закон помимо своего наименования и указания уровня (Российская Федерация, субъект Российской Федерации), должен содержать место и дату принятия, регистрационный номер с указанием категории закона. Ж. И. Овсепян, пишет, что законы, как и иные нормативные акты, – это акты, принимаемые органами (должностными лицами) публичной власти в пределах их компетенции.

«Однако, в отличие от иных нормативных актов, законы имеют формально определенные предметы правового регулирования, которые устанавливаются в основном законе государства и составляют предметы государственного ведения. При этом федеральные законы принимаются по предметам суверенного ведения федеральной государственной власти» [23]. Принцип непосредственного действия законов раскрывается в ч. 1 ст. 76 Конституции РФ: «По предметам ведения Российской Федерации принимаются 1 2. 23 федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации».


Поскольку каждый закон является совокупностью правовых норм, которые обязательны для исполнения, то они должны быть доступны для восприятия и понимания. Поэтому любой закон должен иметь свою логику, системность, структрурированность, конкретность, формальную определенность. Должна быть логическая последовательность и ясность изложения.

Как считает Г. Т. Чернобель, в этом случае «содержание законодательного акта приобретает такие ценностные, с правоприменительной точки зрения, черты, как смысловая отчетливость, логическая последовательность, цельность, доступность для восприятия и, после соответствующего властного волеизъявления, значение всеобщности»[24].

Таким образом, законы – это акты, обладающие высшей юридической силой. Все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов, в соответствии с ними и им противоречить не могут. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения.

Кроме того, это акты, принятые в особом порядке, а порядок принятия законов определяется Конституцией РФ и регламентами представительных органов власти. Посредством Конституции РФ как Основного закона страны и федеральных законов закреплены основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти и управления и т.д.

Существующие различия в процедуре принятия и изменения законов отражают их неодинаковую значимость среди нормативных правовых актов. Так, более упрощенная по сравнению с конституционными законами процедура принятия и изменения обыкновенных законов означает их меньшую глобальность, функциональность и стабильность.

2.2 Основные направления развития закона в правовой системе

Что влияет на качество закона, какие должны делаться шаги в направлении повышения его качества, – эти вопросы являются дискуссионными, и многие авторы отвечают на них с точки зрения своего понимания. На качество нормативных правовых актов напрямую влияет соблюдение правил юридической техники, которые предполагают приемы подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов.

Данные акты должны обеспечивать наиболее полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, а также доступность и простоту содержания. Юридической техникой В. В. Надвикова и В. И. Шкатулла называют «совокупность методов, принципов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенствования. Важнейшая ее разновидность – законодательная (правотворческая), в частности, кодификационная техника»[25].


Ю. К. Краснов подчеркивает, что с целью «обеспечения качества изменения законодательства при рассмотрении законопроектов и принятии решений по ним необходимо обеспечивать согласованность вносимых в законодательство изменений с законами, которые продолжают действовать, и с иными вновь принимаемыми законами; в отношении каждого отдельного законопроекта и закона: принимать политически взвешенные решения (на основе учета интересов всех заинтересованных лиц и групп); принимать приемлемые законы (те законы, ожидаемые положительные результаты действия которых превышают отрицательные результаты и затраты); принимать предпочтительные законы (выбирать те варианты, для которых ожидаемая польза максимальна, а ожидаемые затраты и потери минимальны)» [26].

На качество принимаемого закона влияет соблюдение принципа правовой определенности. Принцип правовой определенности означает соответствие создаваемого закона нормам Конституции, ясность и понятность статей принимаемого акта, согласованность с другими нормативными правовыми актами. Правовая неопределенность приводит к неправильному пониманию и, соответственно, применению закона.

Как пишет А. Н. Филиппов, «в решениях Европейского суда правовая определенность рассматривается как одна из составляющих качества закона, в них сформулированы такие принципы, как справедливость, исключение властного произвола, доступность, предсказуемость правовых последствий от действия правовых актов»[27].

Проблемы правовой неопределенности исследуются и решаются в актах, издаваемых Конституционным Судом РФ, поскольку неопределенность в вопросах права выступает принципиальным моментом в деятельности Конституционного Суда РФ. Н. А. Власенко выделяет два средства достижения определенности в праве: нормативное и правоприменительное.

Нормативное достижение определенности достигается посредством внесения в текст закона изменений, направленных на устранение неясностей. Это действия законотворческих органов. Подобными полномочиями наделен также Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд имеет полномочия проверить норму права на предмет наличия в ней признаков неопределенности и указать на правильное понимание воли законодателя. Другой способ предполагает достижение определенности при помощи актов применения права[28].

В другой своей работе «Конкретизация в праве: методологические основы исследования» Н. А. Власенко уточняет, что «движение от неопределенности к определенности в содержании правовых предписаний осуществляется с долей условности двумя путями: логическим и предметным. Логическая форма предполагает развитие норм, их комплекса в целях завершенного правового регулирования. Эта цепочка может быть построена, начиная с конституционных правил, получивших развитие в федеральных законах, законах субъектов РФ и т.д., либо иметь другой поворот – федеральные законы и ведомственное правотворчество. Логическая конкретизация может быть основана на самом характере норм, их обобщенности, уровне абстракции. Достижение определенности здесь есть условие действия общей нормы»[29].