Файл: «Соотношения права и закона».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законность можно понимать как:

– основополагающий принцип или требование, которое состоит в соблюдении нормативно-правовых актов к субъектам, которым они обращены;

– как регламент социальной и государственной жизни, построенный на соблюдении нормативно-правовых актов;

– как положение права, закрепленное в законах государства;

– как способ государственного управления обществом, основанный на соблюдении в полном объеме нормативно-правовых актов государственными органами и должностными лицами.

Предмет законности и ее положение в жизни общества имеет очень ценное научное и практическое значение. Законность является необходимым условием для развития и укрепления демократического общества, правовой основой демократии. Поскольку для развития и укрепления демократического общества, правовой основы демократии необходимым условием будет являться законность. Законность можно расценивать как принцип права, как режим общественной жизни, как принцип организации и деятельности государственного аппарата, как основной метод реализации права. В наибольшей степени законность понимается именно как метод реализации права[4].

Суть законности отражается в безукоризненном и своевременном соблюдении и исполнении действующих в государстве законов. Совершенный результат, реализации в жизнь законности, происходит в тот момент, когда все стороны вовлеченные в данные правоотношения, строго соблюдают законопослушное поведение. Конституция Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны следовать положениям законодательства и Конституции Российской Федерации.

Необходимо понимать, что законность – это требуемое идеальное положение государственной правовой системы, одной из характеристик существования правового государства, в реальной же жизни общества следует говорить о гармонировании существующей политико-правовой системы государства идеальному состоянию законности. Сегодня понятие законности все чаще сочетается не только со строгим соблюдением законов, но и с правовыми законами, то есть законами, которые соответствуют общим правовым принципам, таким как гуманизм, социальная справедливость, равенство граждан, демократия.

Государственная дума принимает законы в строгом соответствии с демократическими нормами и международным положениям в области обеспечения прав человека. Если законы, по своему характеру демократичны, то нормы права, которые прописаны в законах, обеспечивают работу демократических институтов в государстве, прежде всего это касается, прав и свобод граждан.


Когда в государстве совершается нарушение правовых законов, то в первую очередь надлежит говорить о нарушении законности. Основополагающим аспектом законности служит ее связь с демократией. Законность - это основа наличия демократии в государстве. Любое не исполнение законов перетекает в нарушение прав и свобод граждан. В это же время реально существующая демократическая система государства содействует утверждению только законов соответствующих нормам права, которые принимают во внимание интересы граждан государства, и способствует их безукоризненному исполнению компетентными органами государственными власти в пределах полномочий установленных законом.

Демократия обеспечивает заинтересованность граждан в строгом исполнении действующих норм права и управление всем государственным аппаратам. Соблюдение законности – важнейшее выражении демократии, потому как власть народа осуществляется в установлении и надлежащем исполнении законов и равным им подзаконных юридических актах, утвержденных в законодательно конкретных формах и порядке. Законность очень близко соотносится с дисциплиной, поскольку законность подразумевает под собой дисциплину и сама в каком - то роде зависит от нее. Укрепление последней положительно отражается на становлении законности и, напротив, постоянные нарушения дисциплины подрывают непоколебимость основ законности.

Законность – это верховенство законов в общественной жизни государства, то есть это такой правовой режим, при котором нормативные предписания воплощаются в действительность всеми субъектами правовых отношений. Законность - это реализация всеми участниками правоотношений законов и подзаконных актов. В содержание законности входят два аспекта: существование законов и исполнение законов. Однако сами по себе законы в содержание законности не входят.

Поскольку они являются нормативным фундаментом законности. Не смотря на это законы должны содержать в себе правовой характер, то есть изъявлять волю всего народа, а не самоуправство властей[5].

Роль законности заключается в том, что законность препятствует произволу государственной власти, оберегает человека и гражданина от деспотизма, государство от самовластия, общество от тирании. Неимение законности возбуждает обширный административный произвол и тотальное беззаконие. Отрицание законности благоприятствует увеличению коррупции, криминальной обстановке, рост насилия во всех его проявлениях и ведет к деградированнию народа.


При антидемократическом режиме желание должностных лиц, находящихся у власти, становится решающим в вопросе неизбежности принятия и исполнения тех или иных законодательных актов. В данной ситуации возможно не соблюдение процессуального порядок утверждения законов, а подзаконные нормативные акты, которые необходимым образом должны приниматься в развитии и обеспечении законов, на самом деле не соответствуют им и иногда даже заменяют собой законы. Такая противозаконная ситуация не должна происходить при демократическом режиме правления. В проблеме законности главным остается это рассмотрение вопроса нормативной базы ее деятельности. Обычно, понятие законности соотносится с применением всех нормативно правовых актов существующих в государстве.

Сюда можно причислять законы государства указы президента постановления правительства, ведомственные нормативные акты, законы субъектов федерации, постановления и распоряжения администрации субъектов федерации. Столь длинный перечень нормативных требований, необходимых для исполнения закона участниками, может быть оправдан только в случае полного соблюдения и согласованности всех перечисленных нормативных актов Конституции и федеральных законов, в другой ситуации говорить о соблюдении закона было бы неправильно. В правовом, демократическом государстве пределы применения закона распространяются и на подзаконное правотворчество, так как в таком обществе сложилась система демократических процедур, которая не позволяет принимать и применять нормативные правовые акты, не соответствующие Конституции и Федеральному закону.

В обществе, в котором формируется демократия, а государство все еще находится в начале пути к правовому становлению, подзаконные нормативно-правовые акты, как правило, находятся в явном противоречии с действующими законодательными актами. В такой ситуации, говоря о верховенстве права, правильнее говорить только о соблюдении правовых норм, а не только правовых актов.

Трудности, касающиеся установления круга участников верховенства закона проявляется в вопросе законности. В соответствии с так называемым «широким» пониманием верховенства права его субъектами являются: государство, государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, политические партии, общественные организации и граждане. То есть, субъектами права являются все участники правоотношений. Поэтому можно сказать, что закон приравнивается к законопослушному поведению, а точнее, к законному поведению[6].


«Узкий» подход к пониманию законности связан только с субъектами у которых имеются государственно-властные полномочия т.е. это государственные, органы, органы местного самоуправления и их должностные лица.

В целом понятие законности (легитимности) противопоставляется понятию не легитимности (произвол), которое не может быть связано с гражданами, а связывается только с субъектами власти. Вред, причиненный государству и обществу при нарушении законов горожанами, с одной стороны, и должностными лицами, наделенными возможностями и действующими от имени страны или же районного самоуправления, с иной, еще несравним. Подобный урон в первую очередь связан с ложью доверия к власти и содействует дискредитации идеи власти.

Таким образом, в «узком» смысле законность-это точное и неуклонное соблюдение правовых, демократических законов государственными органами, органами местного самоуправления и их должностных лиц. В «широком» смысле законность-это строгое и последовательное соблюдение правовых, демократических законов, соответствующих подзаконных актов, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, иных юридических и физических лиц.

Глава 2. Соотношение права и закона

2.1 Место закона в правовой системе

В ряду нормативных правовых актов закон занимает верховное положение. Закон В. А. Муравский называет конституированным источником права, поскольку «его содержание и обязательность установлены государством априори, до процесса актуализации права и не зависят от правоприменительного опыта и реальных качеств самого этого источника[7]». Верховенство закона, его высшая юридическая сила признаны международным правом и практикой многих государств. Особое значение уделяется закону во Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека говорится о необходимости, чтобы «права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения»[8].

Затем в ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. установлено, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, а в ст. 8 сказано, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом и др[9]. Двумя веками ранее в 1768 году в ст. 6 Декларации прав и свобод человека и гражданина было указано: «Закон есть выражение общей воли.


Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями»[10].

Еще в начале XIX века (время зарождения русского законоведения) отечественными учеными исследовались вопросы теории и философии закона, понятия, содержания закона. Рассматривались вопросы юридической техники, разработки законов, ответственности за нарушения закона, гарантий от злоупотреблений законодательных органов власти. Исследовались вопросы соотношения закона и подзаконных нормативных актов.

В своих первых работах, написанных еще в начале XIX века, М. М. Сперанский писал, что «общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ», «законы существуют для пользы и безопасности людей, им подвластных», причем все они ограничивают отдельную и естественную свободу человека и приводят ее в совместность со свободой других[11]. Не без влияния учений таких немецких философов как Г. Гегель и Ф. Савиньи русский ученый-законовед К. А. Неволин предложил идею положительного закона: «В целом идея закона воплощается в положительном законодательстве в историческом процессе, постепенно во времени, на разных пространствах и по-разному, в зависимости от особенностей характера народа»[12].

Особенное внимание проблеме закона уделял во второй половине XIX века Б. Н. Чичерин. Он рассматривал образование, действие, классификацию законов, разделяя их по форме, степени силы, времени действия и пространству. Исследуя принудительный фактор воздействия государственного закона, Б. Н. Чичерин писал: «Человеческий закон есть постоянное правило жизни. Юридический закон есть принудительное правило, определяющее права и обязанности лиц[13]».

В современном понимании многими авторами (например, В. В. Лазарев) закон характеризуется как «принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни[14]». В. И. Шкатулла, цитируя «Популярный юридический энциклопедический словарь», определяет закон в юриспруденции как «нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает юридической силой и регулирует общественные отношения и охраняется государственной властью» [15].