Файл: «Соотношения права и закона».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Говоря об актуальности темы данной курсовой работы, в первую очередь следует сказать о том, что в правоведении существует ряд тем, которые по сути своей неисчерпаемы и считать их закрытыми значит попросту отойти от истины, закрыть на нее глаза.

Обусловлено это тем, что содержание их наполнено явлениями, которые находятся вне временных рамок. По этой причине они будут значимы во все времена, пока существует «поле для их возделывания», порой более выражено, порой менее. Законность и проблемы, связанные с ее реализацией, относятся к таковым темам. С давних пор отмечалась важность законности.

Древнегреческий философ Платон указывал: в плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном - законы. В дальнейшем, с появлением зачатков демократического политического режима и гражданского общества, тема законности лишь набирала свою значимость. В современном российском государстве за короткий в историческом масштабе период значимость законности и выявления проблем, возникающих при ее реализации, то усиливалась, то ослабевала. Связано это зачастую с экономической и политической компонентой.

В качестве цели данной работы представляется уместным обозначить выявление сходств и различий права и закона.

Достижение обозначенной цели требует решения следующих задач: дать общую характеристику категории «законность», рассмотреть понятие и его признаки, а также принципы и гарантии законности, а также подробно охарактеризовать право.

Объектом исследования являются общественные отношения, регламентирующие содержание понятий «закон», «законность», «право» и «правовая культура».

Предметом исследования являются положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, включая кодексы, законов субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов. Также сюда следует отнести литературу, посвященную данной проблеме.

Для достижения цели данной работы были использованы различные методы познания. Из общенаучных методов были применены методы формальной логики, кроме того, использовался системный и функциональный подход. Были задействованы частнонаучные методы познания. Формально-юридический метод позволил уяснить действующее законодательство в его системном изложении и истолковании. При помощи сравнительно-правового метода удалось сопоставить нормативные правовые акты и выявить противоречия между ними.


Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации, ряд иных федеральных законов, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные правовые акты.

Из специальной литературы были использованы учебные пособия по теории государства и права, административному праву.

Глава 1. Теоретические основы и основные элементы понятий права и закона

1.1 Понятие права как основного элемента правовой культуры

В российском обществе на всём протяжении его развития существовали различные объективные и субъективные факторы, которые препятствовали развитию правовой культуры. В отличие от западноевропейской правовой системы, которой были свойственны уважительное отношение к личности, её правам и свободам, неоспоримая роль судебной власти, развитые институты конституционализма, для отечественной правовой системы данные явления были несвойственны, особенно в период господства тоталитарного режима советской власти в течение 70 лет ХХ века.

Само понятие правовой культуры – чрезвычайно ёмкое. Особенно следует отметить её общественную значимость, которая значительно превосходит нормативное воздействие права на общественные отношения. Правовая культура является частью культуры в целом, она влияет на формирование как общественного сознания, так и сознания отдельной личности, а также регулирует деятельность в различных сферах жизни общества. Именно поэтому формирование правовой культуры необходимо для решения проблем при построении правового государства и гражданского общества. Феномен правовой культуры слишком многогранен, что вызывает определённые методологические и теоретические трудности с формулировкой данного понятия.

Для исследования правовой культуры как явления в юридической науке сложился ряд методологических подходов. Одним из подходов является деятельностный. Он сосредотачивает внимание на различных характеристиках и сторонах деятельности человека.


То есть культура в данном подходе является творческой деятельностью, воплощением творческих сил общества, как специфический способ человеческой деятельности. Правовая культура появляется, эволюционирует и претерпевает изменения в результате деятельности человека – так считают сторонники данного подхода. В данном случае речь идёт не о всей деятельности, а именно о творческой составляющей.

Содержание и результат деятельности определяются процессом самой деятельности. В деятельностном подходе принято выделять отдельно его подвид – технологический подход. Его сторонники выделяют тот факт, что для развития и организации общественной деятельности имеется специфический способ, который и является систематизирующим началом. Для регулирования отношений между людьми, между человеком и природой необходимы специальные социальные нормы и учреждения, целая система социальных норм и учреждений, которые можно рассматривать как культуру.

«Знакомясь с деятельностным подходом к культуре, важно понять главное: культура – это не сама деятельность, а тот способ, которым она осуществляется. Например, само по себе добывание пищи, eё прием и усвоение могут быть процессом, не имеющим отношение к культуре (животные тоже этот процесс осуществляют). Элементы культуры в него вносятся по ходу развития человека и общества – меняются способы добывания, внедряется предварительная термическая обработка, входят в обиход ножи, ложки и вилки (кстати, еще во времена Шекспира даже при дворе английского короля не пользовались вилкой), применяются разнообразные добавки, способствующие улучшению аппетита и лучшему усвоению пищи (соль, соусы, приправы) и т.д».[1]

В рамках данного подхода правовая культура понимается как деятельность, при которой имеет место соответствие самой деятельности ценностям, выработанным в правовом поведении, включающая поведение в соответствии с правовыми нормами, исполнение и соблюдение данных норм.

В результате этого происходит дальнейшее гармоничное развитие человека и общества. Ещё один довольно распространённый подход – аксиологический или оценочный.

В данном подходе правовая культура – есть система правовых ориентиров и ценностей, созданных в результате развития общества и включивших в себя главные достижения юридической культуры. Данный подход позволяет дать объективную оценку всех явлений правовой культуры, показать их значимость. Изучение ценностного аспекта культуры, а также возможность определить общественные основы правовой культуры – вот то, на чём основывается оценочный подход. Причём в данном случае имеет место именно философское изучение. Также появляется возможность для определения объективных свойств, нормативности, нравственных и духовных аспектов правовой культуры. Нельзя не заметить связь с нравственностью членов общества, без которой не было бы и правовой культуры.


Немаловажное значение также имеет структурно-функциональный подход. Он уделяет особое внимание структурным элементам правовой культуры, помогает выявить их функциональную характеристику, при этом элементы функционируют как целостная система. Ещё один подход – социологический, который разрабатывала А.В. Куликова, утверждает, что правовая культура есть разновидность культуры вообще. Культура же состоит из духовных и материальных ценностей, которые относятся к правовой действительности. При этом правовая культура включает только то, что есть в правовых явлениях относительно ценного, прогрессивного, социально полезного.

В узком смысле она проявляется в поведении и образе мышления, в широком – это мера развитости в данном обществе права, его роли в нём. Также можно выделить антропологический, который рассматривает правовую культуру как проявление различных сфер правовой жизни, и философский подход, где правовая культура есть своего рода юридическое богатство, которое отражается в уровне развития права, юридической техники, правового прогресса в целом.

Выделяют и иные подходы, а также мнения отдельных учёных в понимании правовой культуры. В.П. Сальников считает правовую культуру совокупностью социально-правовых институтов, которые затрагивают все сферы жизни общества, которые получают своё выражение в деятельности человека, это необходимо для установления правопорядка в государстве и обществе.

В основе правопорядка лежат общечеловеческие ценности – равенство, свобода, взаимное уважение, надлежащее выполнение своих обязанностей. «Ценностный аспект правовой культуры выражен в работах Р.А. Ромашова, А.Г. Тищенко, и, соответственно, правовая культура может быть охарактеризована как сформировавшаяся в процессе социального развития информационно-коммуникативная, регулятивно-охранительная среда человеческой жизнедеятельности, в основу которой положено право и которая позволяет обеспечить правомерное поведение абсолютного большинства членов сообщества».[2]

А.П. Семитко в основу правовой культуры положил качество правовой жизни общества, где правовое положение человека является главным индикатором прогресса правовой культуры. C.С. Алексеев также отмечал, что правовая культура указывает на уровень развития права. Возможен взгляд на правовую культуру с точки зрения ценностнонормативного подхода, где социально-правовое развитие общества обеспечивается за счёт воспроизводства новых ценностей и функционирования системы норм.


Н.Н. Лебедев полагает, что правовая культура не сводится только к системе правовых ценностей, так как если пренебречь другими элементами, то представление о данном явлении будет неполным. Для целостного восприятия правовой культуры видится целесообразным создание интегрированного подхода к её пониманию, в основе которого должен быть её структурный анализ. На современном этапе развития, в связи с формированием информационного общества, всё большее значение приобретают компьютерные и информационные технологии, а значит возрастает ценность информационного подхода к правовой культуре, в том числе и как средство информационного воздействия.

Заслуживает внимания взгляд Е.В. Клейменовой и К.А. Моралевой, полагающих, что в «состав правовой культуры входит информация, заключенная в следующих элементах:

а) правовое сознание;

б) правовая наука;

в) правовая деятельность;

г) материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность;

д) юридические акты».

Авторы выделяют культуру законодательства и культуру поведения. О.Н. Бибик – сторонник культурологического подхода считает, что исследование правовой культуры невозможно без обращения к культуре в целом. Необходимо изучать культурные потребности общества, социальные возможности личности приобретать в процессе деятельности духовные и материальные ценности. Достаточно своеобразна концепция О.Ю. Рыбакова, где правовая культура выступает как критерий правовой деятельности, где используются правовые нормы и ценности, накопленные в ходе исторического процесса, в том числе и нормы современной правовой жизни.

1.2 Понятие, сущность, значение закона и законности

Управление демократическим государством происходит за счет разнообразия методов и средств и в первую очередь правовых Соблюдение законодательных актов – наиболее развитый и культурный способ регулирования и координации деятельности общества. Но законы – это только один из элементов, нормативная основа законности. Они в обязательном порядке должны исполняться всеми субъектами правоотношений.

В юридической науке и практике основным понятием является законность. Чтобы дать точную оценку деятельности должностных лиц, правомерности и демократичности деятельности органов государственной власти, и понять состояние всей правой системы страны, нужно для начала определить, что входит в понятие законность, что и будет в конечном итоге являться главным критерием оценки. Есть много разных точек зрения и интерпретаций (объяснений) законности, поскольку она, является многоаспектным и многоплановым понятием[3].