Файл: Юридическая ответственность (Понятие и сущность юридической ответственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В частности, особое внимание вопросам, посвященным исследованию противоправных деяний, начало уделяться именно со второй половины XX-го века.

В качестве части общей теории права юридическая ответственность стала рассматриваться в 60-е годы прошлого века. В учебной программе юридических ВУЗов юридическая ответственность в качестве самостоятельной темы стала рассматриваться в 1967-м году, несмотря на то, что в литературе данная тема стала исследоваться гораздо ранее.

Также будет необходимым отметить, что вне зависимости от того, что в Конституции СССР ответственность государства в целом перед гражданином закреплена не была, Конституция устанавливала "возможность для граждан обжаловать действия должностных лиц в суд». При этом, основаниями для обжалования в суд служили не любые действия должностных лиц, а лишь те, что были совершены с нарушением закона и превышением полномочий, то есть ущемляющие права граждан.

Таким образом видно, что в советское время законодатель, не закрепляя непосредственно ответственности государства в целом, все же имел стремление защитить права и свободы граждан, а также возместить им вред, который был причинен им органами государственной власти. В советский период становления права существовала также и имущественная защита прав граждан - она была возведена в ранг конституционной обязанности должностных лиц государственного аппарата.

Граждане имели право на возмещение причиненного ущерба. В ст. 58 Конституции СССР 1977 г. было закреплено: "Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении служебных обязанностей".

Из вышеуказанного следует сделать вывод, что в законодательстве СССР закреплялась ответственность должностных лиц органов управления за причинение ущерба гражданам государства; также в законодательстве закреплялась возможность граждан обжаловать действия должностных лиц в суде.

При этом часть вышеуказанных норм советского законодательства была перенесена в законодательство Российской Федерации. К подобным нормам, в частности, можно отнести нормы об ответственности государственных служащих и возмещении ущерба, который был причинен незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти.

Таким образом, исторический аспект показывает, что, несмотря на то что некоторые отечественные правоведы считают, что в СССР государство не несло само юридической ответственности как таковой, (что данная ответственность была возложена лишь на должностных лиц, которые нарушали права и свободы советских граждан), тем не менее можно полагать, что практически такая ответственность имела место.


2.2 Актуальные проблемы института юридической ответственности и пути их решения

Юридическая ответственность представляет собою важный, многосторонний аспект жизнедеятельности человека. В настоящее время концепция юридической ответственности нуждается в реформировании с учетом новейшего законодательства. Все время появляются новые виды ответственности, которые еще надлежит исследовать самым детальным способом.

Институт юридической ответственности напрямую связан с системой отечественного права, состояние которой характеризуется сложными, противоречивыми процессами. Во многом данный факт обусловлен тем, что политические, социальные, а также экономические реформы, проводимые в настоящее время в Российской Федерации, требуют научно обоснованного правотворчества, эффективного и всестороннего воздействия на происходящие в стране преобразования. Прежде всего речь идет об улучшении законодательного закрепления института юридической ответственности, устранении существующих коллизий, исключении ответственности декларативной и переводе ее в реальную плоскость.

Институт юридической ответственности должен соответствовать реальным условиям рыночной экономики, критериям правового государства и международным стандартам защиты прав и свобод человека.

В процессе совершенствования законодательной системы Российской Федерации начинает появляться все большее и большее количество новых нормативно-правовых актов, а также начинают вноситься изменения в ранее действовавшие нормативно-правовые акты. Большое количество законов – это неизбежная черта развития современного российского законодательства, которое стремится отразить как политические, так и социально- экономические перемены в жизни отечественного общества. Таким образом, весь массив современного российского законодательства трудно обозрим.

Следует отметить, что законодатель (как это было видно и из исторического развития института юридической ответственности) всегда уделял наибольшее внимание регламентации именно уголовной и административной ответственности, так как данные виды способны оказать наиболее существенное влияние на дальнейшую судьбу правонарушителя, в том числе с учетом применяемых мер воздействий в рамках указанных видов юридической ответственности. Тем не менее толкование юридической ответственности будет всегда присутствовать как в форме уяснения, так и в форме разъяснения, что связано с тем, что природа правоприменительной деятельности, а также форма правоприменительного акта, ведут к необходимости мотивации принятого решения, которое излагается в специальных правоприменительных актах.


Однако, свобода интерпретации юридической ответственности ограничивается определенными рамками закона, который все же всегда старался закрепить максимальную регламентацию. Но все обстоятельства предусмотреть практически невозможно – законодательство носит абстрактный характер, а применять его следует к конкретным случаям.

Определенное влияние оказывает так же генезис общественных, социальных отношений, которые тем или иным образом подпадают под действия права. Таким образом, в любом случае, пусть даже в самом минимальном объеме, усмотрение правоприменителя, трактовка им юридической ответственности при реализации норм права будут присутствовать.

Даже при полном соблюдении принципов и целей юридической ответственности, ее толкование различными правовыми субъектами рознится. Наиболее сложными для толкования и применения в рамках юридической ответственности предстают такие принципы юридической ответственности, как: принцип справедливости, индивидуализации юридической ответственности, соразмерности ответственности тяжести совершенного правонарушения. Иногда данному факту невольно способствует сам законодатель, допустивший пробел в праве или коллизию правовых норм.

В качестве подобного примера - сложности толкования принципов юридической ответственности в соответствии с правовой политикой Российской Федерации является ряд положений в ранних редакциях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, где устанавливалась административная ответственность для юридических лиц. Минимальный размер административного штрафа для юридических лиц равнялся 100 000 рублей77. Но при установлении размера административного штрафа не учитывался ряд обстоятельств. В частности, Гражданским Кодексом Российской Федерации предусматриваются различные цели деятельности юридического лица.

В соответствии с данными целями юридическое лицо может быть, как коммерческим, так и некоммерческим (ст. 50). Также необходимо учитывать масштабы деятельности юридического лица, потому что для небольшого предприятия подобная сумма является непосильной, в результате чего оплата столь большого штрафа может привести к прекращению деятельности юридического лица.

При определении размера минимального штрафа кроме всего прочего также представляется необходимым учитывать ситуацию, в которой находится юридическое лицо на момент наложения штрафа. Так, предприятие может действовать небольшой промежуток времени с момента своей регистрации, обеспечивать существенное количество рабочих мест в определенной местности, иметь трудное материальное положение и т.п.


Кроме указанного, установление минимального размера административного штрафа в ранних редакциях Кодекса не было поставлено законодателем в зависимость от формы вины, а при таком подходе наказание за правонарушение, совершенное и по неосторожности, может повлечь ответственность, равную ответственности субъекта, совершившего противоправное деяние умышленно. В таком случае, юридическое лицо, которое частично не соблюдает правовые предписания, но предпринимает усилия для полного их соблюдения, должно отвечать наравне с лицом, которое полностью игнорирует требования закона и которое полностью устраивает подобное положение дел. Таким образом, важным решением в желании правомерно регламентировать деятельность субъектов правоотношений на момент юридической ответственности можно считать учитывание формы вины и при наложении наказаний как на юридических, так и на физических лиц.

В указанном выше случае государство в лице его органов обратило свое внимание на проблемы в толковании и реализации юридической ответственности в соответствии с ее принципами. Помимо реакции Конституционного Суда Российской Федерации и в соответствии с его позицией, в новую редакцию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения, допускающие снижение минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией правовых норм Кодекса.

Актуальной признается проблема соотношения юридической ответственности и справедливости, которая тесно связана с проблемой соотношения права и справедливости и является в юридической литературе одной из наиболее давних. Все дело в том, что вопросы соотношения права справедливости, которые считались разрешенными в одном веке, в другом вновь являются актуальными и открытыми.

Признано, что справедливость – это одна из долговечных ценностей права. Существует мнение, что в настоящее время соотношение справедливости и права является главнейшей проблемой философии права. Еще со времен Цицерона проблему справедливости рассматривают с точки зрения воздаяния за содеянное, то есть непосредственно связывают с юридической ответственностью.

Справедливое отношение к какому-либо факту требует беспристрастности и тесно связано с пониманием права и законодательства. Законы должны закреплять равенство людей, при этом они должны поддерживаться большинством населения. В этом случае они будут справедливыми и правовыми, а их нарушение станет и нарушением справедливости. Ответственность за такое нарушение – это защита справедливости.


Юридическая ответственность выступает своеобразным гарантом справедливости. Критериями назначения справедливого наказания являются степень общественной опасности правонарушения, степень вины правонарушителя, смягчающие и отягчающие обстоятельства, личность виновного. Все эти обстоятельства должен учитывать суд (судья) при рассмотрении дела.

Юридическая ответственность в качестве вида социальной ответственности должна обладать всеми ее родовыми параметрами, потому как именно общественными потребностями определяются ее цели, функции, субъекты, основания, меры и другие параметры. Из этого исходит современная теория юридической ответственности. Однако она недостаточно четко обосновывает систему критериев выделения видов юридической ответственности.

Особенно очевидным это стало в тот момент, когда кроме классических (традиционных) видов юридической ответственности: уголовно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и дисциплинарной — в научных исследованиях, появившихся в последние десятилетия, стали выделять и обосновывать финансово-правовую (т.н. налоговую), конституционную, процессуальную а также иные виды юридической ответственности.

В качестве предпосылок данной ситуации можно обозначить следующие факторы: интенсивное развитие законодательства в ходе проводимых социально-экономических и политико-правовых преобразований, попытки обеспечения этого законодательства гарантиями реализации, в следствие чего и произошла модернизация института юридической ответственности, потому как данный институт в его традиционном советском варианте уже не обеспечивал потребности развивающегося общества. Однако, следует отметить, что новое законодательство не только не в полной мере прояснило, а даже напротив - усложнило задачу выявления и отграничения видов юридической ответственности, тем самым повысив ее актуальность для современной науки.

Следует отметить тот факт, что в настоящее время все большее количество российских теоретиков права, конституционалистов готовы признать, что в российской правовой системе динамично формируется институт конституционной (конституционно-правовой) ответственности, элементы которого появились еще в советский период. Для определения границ института конституционной ответственности и ее особенностей необходимо правильно выбрать исходную позицию своего анализа: обычно это выявление социальной потребности, которую реализует этот институт, теоретические разработки данной проблемы и практика ее проявления в реальной жизни. Из этого следует, что в правовой сфере необходимо отталкиваться от научного понимания института юридической ответственности и реальной картины его функционирования.