Файл: Законодательные органы власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Также, стоит отметить то, что избиратели, проживающие на территории автономных округов, имеют право на обращение как к депутатам Думы Ханты-мансийского автономного округа – Югры и Законодательное Собрание Ямало-ненецкого автономного округа соответственно, так и к депутатам Думы Тюменской области. В свою очередь избиратели, проживающие на оставшейся территории Тюменской области, права на обращение в законодательные (представительные) органы государственной власти автономных округов не имеют.

5. Законодательные и иные нормативные правовые акты принятые законодательными (представительными) органами государственной власти автономных округов, как правило, не ратифицированы на остальной территории Тюменской области, при этом все законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти Тюменской области подлежат обязательной ратификации на территории автономных округов.

2.2 Особенности законодательных органов

При осуществлении своих полномочий, правом законодательной инициативы в Думе Тюменской области среди прочих обладают Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа. В свою очередь, аналогичной ситуации, Дума Тюменской области при осуществлении своих полномочий также имеет право законодательной инициативы в Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа и т.д.

Таким образом, на примере Тюменской области отчетливо видно, что законодательные (представительные) органы государственной власти в сложносоставных субъектах Российской Федерации в процессе реализации своей полномочий представляют собой симбиоз равноправия и соподчинённости.

Сам же правовой статус парламентариев также претерпевает ряд изменений: под воздействием усложнения системы общественных отношений, происходит расширение сферы полномочий народных избранников, а значит, корректируется и порядок их реализации. Вслед за этим, увеличивается и уровень ответственности при этом базовые условия остаются неизменными.

Но стоит учесть, что в каких бы формах правовой статус ни проявлялся, он в любом случае обладает качествами устойчивости, относительного постоянства, внутренней согласованности и системообразующей значимости [4, c. 43]. Это правило применимо и для сложносоставных субъектов Российской Федерации. На существование данного феномена указывает и то, что детально статус депутатов органов государственной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, регламентируется соответствующими законодательными актами самого субъекта, например Закон Ханты-мансийского автономного округа Югры «О статусе депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» №19 – ОЗ от 03.05.2000 года.


Федеральное Собрание обладает наряду с законодательными контрольными полномочиями.

Контрольная функция Федерального Собрания обусловлена системой сдержек и противовесов.

Сущность данной функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Как общее правило, контрольная функция Федерального Собрания осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуацию, изучают проблемы, делают свои оценки о работе тех или иных государственных учреждений. В Конституции РФ, например, есть право Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству (ст. 103, 117 Конституции РФ 1993 г.), право регулировать направления деятельности Правительства РФ и др.

Федеральное Собрание обладает финансовыми полномочиями. Содержанием этой функции охватывается деятельность Государственной Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также реализации этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Центрального банка РФ.

Кроме того, через Счетную палату Федеральное Собрание осуществляет аудиторскую деятельность любых организаций, финансируемых из федерального бюджета.

При этом неизменным остаётся тот факт, что эффективность государственного устройства российского общества во многом зависит от того, каким образом законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию народной воли в единой системе органов власти.

ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

3.1 Процесс формирования законодательных органов

Принципы формирования и деятельности общественных советов представляют собой концентрированно выраженные, обязательные для исполнения основополагающие начала, регламентирующие наиболее важные вопросы функционирования указанных органов. Указанные принципы в значительной степени отражают политико-правовую природу общественных советов. Общественные советы при законодательных (представительных) органах Калининградской, Курганской, Ленинградской, Магаданской, Рязанской и Свердловской областей выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ. В Чувашской Республике, Вологодской, Волгоградской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Томской и Тульской областях общественные советы при законодательных органах провозглашаются консультативно-совещательными органами общественного контроля.


К принципам формирования общественных советов следует отнести добровольность, профессионализм, конкурсный отбор. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, проживающих на территории соответствующего региона и достигших возраста, как правило, восемнадцати лет (в Свердловской области и Чувашии – 21 года). Общественный совет при Совете народных депутатов Кемеровской области формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан Российской Федерации, прошедших конкурс по отбору кандидатов в члены общественного совета3.

Принцип профессионализма и компетентности предполагает, прежде всего, наличие у кандидатов в члены общественных советов высшего образования (Тамбовская и Томская области, Чувашская Республика). При осуществлении процедуры отбора кандидатур Советом Законодательной Думы Томской области учитываются такие критерии, как наличие ученой степени и (или) звания, почетной степени и (или) звания, участие в деятельности общественных организаций, высших учебных заведений и научных институтов, а также признанный авторитет в профессиональном сообществе. Важное значение для качественного осуществления полномочий членами общественных советов имеют их профессиональные навыки, поэтому в Чувашской Республике необходим стаж работы не менее одного года, а в Свердловской и Тамбовской областях опыт работы (деятельности) в сфере представления или защиты общественных интересов и (или) выполнения экспертной работы в сфере общественных отношений не менее одного года. При рассмотрении кандидатур в состав Общественного совета при Законодательном Собрании Свердловской области учитываются их особые заслуги перед регионом, признание и уважение населения области. В целом, к участию в работе общественных советов «должны привлекаться лучшие из специалистов в какой-либо области знаний, могущие действительно объективно и профессионально проанализировать деятельность органов публичной власти, сформулировать разумные и обоснованные предложения».

В ряде российских регионов в формировании общественных советов существенна роль общественных палат, которые являются «координирующими центрами общественной активности, консолидирующими общественность». Так, Общественная палата Волгоградской области выдвигает кандидатов в общественный совет по предложениям общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, а общественные палаты Тамбовской, Томской и Челябинской областей вправе самостоятельно осуществлять выдвижение кандидатов. Законы Тамбовской и Новосибирской областей об общественном контроле предусматривают участие общественных палат совместно с региональными законодательными органами в разработке требований к кандидатам в состав общественных советов.


Процесс формирования законодательного (представительного) органа Республики Тыва имеет продолжительную историю, которая связана с общей историей возникновения и развития российского парламентаризма.

Современные изменения институтов государственной власти республики связаны с принятием 21 октября 1993 г. Конституции Республики Тыва, которая содержала главу 8 «Законодательная власть в Республике Тыва», главу 9 «Президент Республики Тыва. Исполнительная власть Республики Тыва», главу 10 «Правительство Республики Тыва», главу 11 «Судебная власть» и главу 12 «Конституционный суд Республики Тыва». Согласно ст. 62 Конституции представительным и законодательным органом государственной власти Республики Тыва стал Верховный Хурал (парламент), действовавший на постоянной основе[2, c. 55]. Верховный Хурал состоял из 32 депутатов, срок его полномочий был установлен в четыре года

3.2 Отдельные вопросы формирования законодательных органов Российской Федерации

В большинстве субъектов Российской Федерации предварительное рассмотрение кандидатур осуществляется одним из комитетов регионального законодательного (представительного) органа, а персональный состав общественного совета утверждается большинством голосов депутатов. При этом состав Общественного совета при Государственном Совете Чувашии утверждается законодательным органом по согласованию с Советом Общественной палаты Республики. Персональный состав общественных советов в Иркутской и Пензенской областях утверждается руководителем регионального представительного органа, что не согласуется с коллегиальным характером деятельности законодательного собрания.

Наиболее обширный перечень принципов деятельности общественного совета закреплён в Положении об Общественном совете при Мурманской областной Думе: законность, гласность, добровольность, объективность, беспристрастность, добросовестность, независимость и равноправие его членов, коллективное, свободное обсуждение и решение вопросов, учет общественного мнения. Остановимся на содержании ряда принципов.

Принцип законности означает, что общественные советы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными и федеральными конституционными законами, иными нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней [13, c. 54].


Общественные советы провозглашаются, как правило, постоянно действующими органами, с чем связан принцип периодичности проведения заседаний общественных советов. Заседания общественного совета проводятся не реже одного раза в год (Томская область), не реже двух раз в год (Курганская, Магаданская и Свердловская области), не реже одного раза в квартал (Республика Алтай, Калининградская, Кемеровская и Новосибирская области), не реже четырех раз в год (Тамбовская область). Заседания общественных советов в Мурманской, Рязанской и Тульской областях проводятся по мере необходимости, что, по нашему мнению, не способствует стабильности их работы и не в полной мере отвечает предназначению общественного совета как постоянно действующего органа. Согласно п. 22 Положения об Общественном совете при Государственном Собрании Мордовии заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал по решению председателя либо 1/3 членов Общественного совета. Внеочередные заседания по решению председателя общественного совета предусмотрены также в Кемеровской и Томской областях. Причём в Томской области возможно проведение заочного внеочередного заседания. Решения в таком случае принимаются путем опроса членов общественного совета, мнение которых по рассматриваемому вопросу подтверждается путем проставления подписи в опросном листе. Такой порядок работы общественного совета не способствует реализации принципа открытости и гласности. Заседания общественного совета в большинстве регионов считаются правомочными при присутствии на них не менее половины его членов, реже – не менее двух третей (Тамбовская область).

Принцип открытости и гласности в деятельности общественного совета означает, что на его заседания могут приглашаться граждане, представители государственных органов и органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, средств массовой информации. Реализации рассматриваемого принципа способствует размещение на официальном сайте регионального законодательного органа информации о деятельности общественного совета. Согласно п. 5.2 Положения об Общественном совете при Законодательном Собрании Новосибирской области размещению подлежит следующая информация: 1) Положение о Совете; 2) состав Совета; 3) дата, время и место проведения, а также проект повестки заседаний Совета (не позднее 7 рабочих дней до дня проведения заседания); 4) протоколы заседаний Совета (не позднее 7 рабочих дней после дня проведения заседания); 5) решения Совета по результатам осуществления общественного контроля, а также иная информация о деятельности Совета. В Курганской и Тамбовской областях предусмотрено ежегодное представление общественными советами докладов об итогах своей деятельности, которые заслушиваются на очередном заседании областного законодательного органа.