Файл: Законодательные органы власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Основную роль в осуществление власти, принадлежащей народу, в современном российском обществе играют не только законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации, но и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые избираются непосредственно народом и состоят из его полномочных представителей – депутатов.

В конституционном праве термин «статус» определяется как положение органа, организации, должностного лица или личности, оформленное нормативным актом – так называемое «правовое положение».

По мнению А.А. Безуглова: «Правовой статус парламентария (депутата) может рассматриваться как единая целостная система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, или своего рода подсистем» [1, c. 15].

Таким образом, правовой статус депутата является правовым положением депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, которое определяется совокупностью правовых норм, регулирующих общественные отношения и включающие в себя полномочия депутатов, важнейшие права и обязанности, порядок их реализации и гарантии деятельности народных избранников [3, c. 65].

Правовой статус депутатского корпуса как законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации имеет ряд особенностей в условиях её многосубъектности, выраженных в территориальной, этнической, исторической, политической и экономически развитой индивидуальностью каждого субъекта.

Учитывая, что между конституционно-правовым статусом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и конституционно-правовым статусом депутата существует взаимозависимость, выраженная в общности их задач и принципов деятельности, остаётся неясным как данная взаимосвязь в совокупности с индивидуальностью каждого субъекта отражается в гарантиях, обязанностях и функциях депутатского корпуса субъектов Российской Федерации.

Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с законодательными органами власти.

Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с законодательными органами власти.

Цель работы – определить нормы права и научную литературу, связанную с законодательными органами власти.

Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:


- рассмотреть понятия, связанные с законодательными органами власти;

- определить особенности, связанные с законодательными органами власти;

- проанализировать отдельные вопросы, связанные с законодательными органами власти.

К источникам следует отнести: Лебедев В.А. «Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации в теории и практике государственного строительства», Безуглов А.А., С.А. Солдатов «Конституционное право России», Богданова Н.А. «Статус народного депутата: новые нормы и практика» и иные.

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

1.1 Понятие законодательных органов

Правовой статус депутатов субъектов Российской Федерации определяется основными законодательными актами самих субъектов Российской Федерации: уставом или Конституцией. Кроме того, основные положения правового статуса региональных парламентариев закреплены законами о статусе депутатов, регламентами законодательных (представительных) органов субъекта, законами о выборах, политических партиях, общественных объединениях, а также иными нормативными правовыми актами. Все вышеперечисленные нормативно правовые акты входят в отрасль конституционного права, имеющую различные уровни регулирования. Содержание правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта охватывает широкий круг (систему) отношений как внутри самого субъекта, так и за его пределами [12, c. 54].

Большинство механизмов регулирования статусных отношений депутатского корпуса органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации строятся по аналогии с федеральной моделью, регламентированной в Конституции Российской Федерации. Нормы, закрепляющие правовой статус членов обеих палат Федерального Собрания являются основой для создания региональных нормативных актов, содержащих систему правовых положений и регламентирующих разносторонность статуса региональных парламентариев. При этом на региональном уровне, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти является в первую очередь представителем населения, проживающего в конкретном субъекте Российской Федерации.


Однако, несмотря на многочисленность субъектов Российской Федерации условия, необходимые для избрания депутатов и основные правила их работы, в основном носят однообразный характер и определены в конституциях (уставах) самих субъектов. Что же касается детализации их полномочий, условий и порядка их реализации, права, обязанности депутатов, а также гарантии их деятельности, то они фиксируются в регламентах законодательных (представительных) органов государственной власти.

Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации наряду с регламентацией индивидуальных прав самих парламентариев, существуют юридически закреплённые положения, регламентирующие коллективные права целого депутатского корпуса. Например, в части 1 статьи 126 «Регламента Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» от 16 июня 2016 года №2171 указанно, что предложение о выражении недоверия Губернатору автономного округа вносится в письменном виде на имя Председателя Думы группой депутатов Думы, численность которой должна составлять не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы. Или в части 2 статьи 22 закона Ямало-ненецкого автономного округа «О Законодательном Собрании Ямало-ненецкого автономного округа» №131 ЗАО от 10.12.2013 года указанно: «По требованию группы депутатов Законодательного Собрания автономного округа численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов Законодательного Собрания автономного округа может ставиться вопрос о проведении депутатского расследования».

Таким образом, конституционно-правовая ответственность законодательного органа субъекта РФ – это особый вид юридической ответственности, имеющий политический характер и предусматривающий определенные санкции за ненадлежащее исполнение возложенных на него полномочий.

1.2 Вопросы понятие законодательных органов

Как отмечает Н.В. Григорьева «при реализации законодательной власти в субъекте нередко появляется вопрос о рамках реализации субъектом РФ законодательных функций. Подобная неопределенность вытекает из отсутствия нормы, регулирующей область совместного ведения Федерации и ее субъектов в сфере законотворчества. Подобное положение дел не предоставляет существенной самостоятельности субъектам, так как на уровне субъекта после издания федерального закона такую норму существенно не изменяют вследствие приоритета федерального регулирования. Тем самым законодательный орган субъекта только адаптирует нормы под региональную реальность, будучи повторяющим, федеральное законодательство органом»[9, с. 22].


Одной из форм участия граждан в управлении делами государства являются общественные советы, создаваемые при органах государственной власти в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017 № 455-ФЗ) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ). Основы правового статуса общественных советов при законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации определяются региональными законами об общественном контроле в самом общем виде, а более детальное регулирование осуществляется положениями, утверждаемыми постановлениями региональных законодательных органов. Как правило, в указанных правовых актах закрепляются принципы деятельности общественных советов, реже – принципы их формирования [11, c. 43].

Органами, которые имеют полномочия по привлечению законодательного органа субъекта РФ к конституционно-правовой ответственности, являются Президент Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, Высшее должностное лицо субъекта РФ, конституционный (уставный) суд субъекта РФ.

Законодательный орган субъекта Российской Федерации, выполняя свою самую ключевую функцию – принятие законодательных актов, должен обязательно руководствоваться соответствующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими его деятельность, а также надлежащим образом выполнять свои полномочия, и правильно использовать гарантии деятельности, закрепленные в ключевых нормативных актах.

ГЛАВА 2 ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

2.1 Понятие законодательных органов в субъектах Российской Федерации

Субъекты в Российской Федерации делятся на 6 групп: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономную область. Конституция Российской Федерации определяет все субъекты как равноправные между собой, и она же совместно с уставом (Конституцией) самих субъектов определяет их статус. На фоне такого определения, особого внимания заслуживают сложносоставные субъекты – в состав одного субъекта входит другой субъект или несколько субъектов. Например, в состав Тюменской области входят два субъекта Российской Федерации Ханты – Мансийский автономный округ Югра и Ямалоненецкий автономный округ, при этом оба автономных округа, как и сама Тюменская область, являются равноправными субъектами Российской Федерации, а значит и принцип формирования депутатского корпуса законодательной (представительно) власти субъекта Российской Федерации у них идентичен [11, c. 54].


Однако, при всей идентичности формирования депутатского корпуса, правовой статус региональных парламентариев обладает рядом особенностей, которые заключаются в целом ряде депутатских полномочий и порядке их реализации:

1. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый субъект Российской Федерации имеет представительство в Совете Федерации: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

В данном случае сложносоставной субъект для представления своих интересов имеет преимущество, например интересы Тюменской области в Совете Федерации представлены парламентариями, как от лица самой Тюменской области, так и от лица субъектов её составляющих.

2. Согласно статьи 5 закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» №36 – ОЗ от 27.04.2016 года, гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого находится на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры, имеет право избирать депутатов Думы автономного округа по единому избирательному округу. А в Законе Тюменской области «О выборах депутатов Тюменской областной Думы» №28 – ОЗ от 01.12.2014 года говорится о том, что право избирать депутатов Думы принадлежит каждому постоянно проживающему в области гражданину Российской Федерации, достигшему на день выборов 18 лет.

Таким образом, участвовать в выборах окружных парламентариев могут граждане Российской Федерации, проживающие на территории автономного округа, а в выборах в Думу Тюменской области могут участвовать граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тюменской области, в том числе и на территории автономного округа. При этом граждане Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого находится на территории Тюменской области, но не в пределах Ханты-Мансийского автономного округа Югры, право избирать депутатов Думы автономного округа по единому избирательному округу не имеют. Аналогичная ситуация с выборами в Законодательное Собрание Ямало-ненецкого автономного округа и в Думу Тюменской области.

3. Учитывая, что автономные округа сформировались, являясь исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты, манси и ненцев, неотъемлемой частью работы законодательных (представительных) органов государственной власти касающейся решения вопросов, затрагивающих права и интересы коренных малочисленных народов Севера являются Ассамблея коренных малочисленных народов Севера (Дума Ханты-мансийского автономного округа – Югры) и Комитет по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера (Законодательное Собрание Ямало-ненецкого автономного округа). Примечательно, что например, при формировании персонального состава Ассамблеи в составе законодательного (представительного) органа власти Ханты-мансийского автономного округа как субъекта Российской Федерации преимущественным правом вхождения в неё имеют депутаты Думы, являющиеся носителями языка, материальной и духовной культуры, сохраняющим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера. В Думе Тюменской области как такого органа, действующего на постоянной основе нет.