Файл: Адаптация ребенка к школе (Психолого-педагогическая характеристика первоклассника).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям.

Из ответов-выборов первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива учебной деятельности.

Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у обучающихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом:

Внешний мотив – 0 баллов;

Игровой мотив – 1 балл;

Получение отметки – 2 балла;

Позиционный мотив – 3 балла;

Социальный мотив – 4 балла;

Учебный мотив – 5 баллов.

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочным таблицам выявляются уровни мотивации.

Выбор мотива

(картинки)

Выбор 1

Выбор 2

Выбор 3

Учебный (рис. б)

5

5

5

Социальный (рис. д)

5

4

4

Позиционный (рис. г)

3

3

3

Оценка (рис. е)

2

2

2

Игровой (рис. в)

1

1

1

Внешний (рис. а)

0

0

0

Уровни

мотивации

Общее

количество

баллов

I

11-15

II

5-10

III

0-4

Уровни мотивации:

I – высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных и позиционных мотивов;

II – нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

III – низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного и позиционного мотивов.

Мотивы:

Внешний – у ребенка отсутствует собственное желание ходить в школу, туда он идет только по принуждение со стороны сторонних людей (например, по наставлению родителей).

Учебный – ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

Игровой – в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.


Позиционный – ребенок ходит в школу не для того, чтобы получить знания, а для повышения собственного статуса среди своих сверстников и в глазах взрослых.

Социальный – ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию - так говорят родители.

Отметка – ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

Методика Люшера направлена на изучение уровня эмоционального отношения ребенка относительно школьных ситуаций, в частности уровня эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях.

Оценивание по данной методике происходит также посредством суммирования баллов.

При наличии 6-7 баллов можно говорить о высоком уровне адаптации, что свидетельствует о положительном общем эмоциональном отношении ребенка по отношению к школе.

Если ребенок набирает 4-5 балла, то это свидетельствует о среднем уровне адаптации, предполагающего возможное проявление негативного отношения как в общем в отношении образовательного учреждения, так и относительно отдельных сторон учебного процесса.

Уровень адаптации характеризуется как низкий в случае, если ребенок набирает 3 и менее баллов, в таком случае можно говорить о преобладании негативного отношения ребенка к школе.

Последняя проективная методика была использована с целью выявления уровня школьной тревожности. Автором методики является А.М. Прихожан, который разработал ее в 1980-1982 гг. Данная методика позволяет выявить следующие показатели:

- определяется уровень школьной тревожности,

- проводится анализ школьных ситуаций, которые вызывают у ребенка чувство страха, напряжения, дискомфорта.

Данная методика имеет большое значение в исследовании адаптации учащихся. Проводя качественный анализ ответов детей, можно обнаружить не только школьную тревожность, но и разные показатели школьной дезадаптации. Показателями дезадаптации могут выступать:

- общее негативное отношение к школе;

- нежелание ребенка учиться и посещать школу;

- проблемные, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем;

- установка на получение плохих оценок;

- осуждение со стороны родителей, страх наказания.

Таким образом, методика изучения школьной тревожности может применяться также и для исследования общей адаптации ребенка к школе.

Методика включает в себя 12 рисунков (набор А – для девочек, набор Б – для мальчиков).


Интерпретация результатов:

9-12 баллов – можно говорить о том, что школьной тревожности у ребенка не обнаружено.

5-8 баллов – уровень школьной тревожности нормальный.

0-4 баллов – наличие школьной тревожности.

Ниже в таблице 1 представлены критерии и показатели адаптации к обучению в школе, которые можно определить с помощью выше перечисленных методик.

Таблица 1

Критерии и показатели адаптации к обучению в школе

Критерии

Показатели

Баллы

Методика

Баллы

Мотивационная

готовность

Определение

сформированности

«Внутренней

позиции

школьника»

0-7

«Беседа о

школе» (Т.А.

Нежнова, Д.Б.

Эльконин, А.Л.

Венгер)

0-22

Определение

мотивов учения

0-15

И.Ю. Пахомова,

Р.В. Овчарова

Эмоциональная готовность

Определение

эмоционального

отношения ребенка

к школьным

ситуациям

0-7

Исследование

адаптации

методом

Люшера (Л.Н.

Собчик)

0-19

Определение

уровня школьной

тревожности

0-12

Проективная

методика

диагностики

школьной

тревожности

(А.М.

Прихожан)

Итого от 0 до 41 балла

Ниже в таблице 2 представлены обобщенные уровни адаптации детей первых классов к обучению в школе.

Таблица 2

Характеристика уровней адаптации первоклассников

к процессу обучения в школе

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Определение сформированности

«Внутренней позиции школьника»

Ребенок не осознает

целей и важности

учения, школа

привлекает лишь

внешней стороной.

Ребенок приходит в

школу, чтобы играть,

общаться с детьми,

гулять. Учебная

деятельность ребенка

не привлекает,

ведущая роль –

игровая

Ребенку нравится

учиться, нравится

ходить в школу, но

цели и важность

учения им не

осознаются, а

желание учиться

заменяется

установкой: «Надо

учиться, я должен

учиться»

Ребенок знает цели, важность и

необходимость

учения. Проявляет

познавательный

интерес. Ведущая

деятельность –

учебная

Определение мотивов

учения

Преобладание

игровых или

внешних мотивов,

возможно

присутствие

оценочного и

позиционного

мотивов

Преобладание

позиционных

мотивов, возможно

присутствие

социального и

оценочного мотивов

Преобладание

учебных мотивов,

возможно наличие

социальных и

позиционных

мотивов

Определение эмоционального

отношения ребенка к школьным

ситуациям

У ребенка

преобладает

негативное

отношение к школе

Возможно

проявление

негативного

отношения как в

целом к школе, так и к отдельным

сторонам учебного

процесса

Общее

эмоциональное

отношение ребенка

к школе

положительное

Определение

уровня школьной

тревожности

Наличие школьной

тревожности

Уровень школьной

тревожности

нормальный

Школьной

тревожности у

ребенка не

обнаружено


Перейдем к интерпретации полученных результатов исследования.

2.2 Анализ результатов исследования

Итак, нами был проведен констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе.

Исследование было проведено среди учащихся 1а класса. Исследование проводилось в группе первоклассников, общей численностью 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков). Все дети физически здоровы.

Результаты исследования уровней адаптации первоклассников представлены в таблице 3.

Таблица 3

Индивидуальные результаты исследования уровней адаптации

первоклассников к процессу обучения в школе

№ п/п

Имя

участника

исследования

Мотивационная

готовность

Эмоциональная

готовность

Общее

кол-во

баллов

Беседа

о школе

Учебная

мотивация

Эмоциональное отношение

к школьным ситуациям

Школьная тревожность

1

Костя

6

9

5

8

28

2

Света

5

10

5

9

29

3

Таня

6

11

5

7

29

4

Оля

4

8

6

10

28

5

Дима

6

14

5

10

35

6

Кристина

3

7

4

8

22

7

Вова

6

13

5

9

33

8

Аня

3

7

2

6

18

9

Игорь

5

9

5

7

26

10

Олег

7

14

6

9

36

11

Оксана

5

6

4

5

20

12

Вероника

7

14

6

12

39

13

Паша

3

4

3

4

14

14

Боря

5

8

4

9

26

15

Карина

3

7

4

8

22


Обобщающие результаты исследования адаптации первоклассников к обучению в школе представлены в таблице 4.

Таблица 4

Обобщенные результаты исследования уровней адаптации

первоклассников к процессу обучения в школе

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Беседа

о школе

Кол-во чел.

6

5

4

%

40%

33%

27%

Учебная

мотивация

Кол-во чел.

6

8

1

%

40%

53%

7%

Эмоциональное отношение

к школьным ситуациям

Кол-во чел.

3

10

2

%

20%

66%

14%

Школьная тревожность

Кол-во чел.

7

7

1

%

46,5%

46,5%

7%

Итоговый результат, %

36,6%

49,6%

13,8%

Графически полученные данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Обобщенные результаты исследования уровней адаптации

первоклассников к процессу обучения в школе

Таким образом, данные рисунка 1 свидетельствует о том, что среди опрошенных первоклассников преимущественное количество детей имеют средний уровень адаптации к школе – 49,6%. Высокий уровень адаптации к школе был выявлен среди 36,6% опрошенных первоклассников. Оставшиеся 13,8% опрошенных обучающихся имеют низкий уровень адаптации к школе.

Для детей с высоким уровнем адаптации в школе характерно то, что им в школе нравится, учатся они с удовольствием, ответственно выполняют все задания и поручения, которые дает педагог. Эмоциональное состояние в норме, преобладает хорошее настроение. Отношение к одноклассникам, учителю и в целом к школе положительное. Поводов для беспокойства нет.

В целом дети со средним уровнем с удовольствием посещают школу, им нравится учиться, но у ребят могут возникнуть трудности в усвоении учебной программы из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания педагога. Так же может быть наличие некоторых проблем в усвоении школьных норм и правил поведения. Школа привлекает их тем, что в ней весело, интересно, много ребят, а не собственно учебной деятельностью, а это означает, что у них может быть не сформирована позиция школьника. Средний уровень адаптации характеризуется тем, что дети могут проявлять низкую концентрацию внимания, на уроках часто отвлекаться на посторонние вещи. Для них необходимо, чтобы учитель лично обратился, лично сказал, что нужно делать, иначе он может и не начать выполнять задание. Ребенок начинает действовать самостоятельно после помощи или просто эмоциональной поддержки педагога.