Файл: Адаптация ребенка к школе (Психолого-педагогическая характеристика первоклассника).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У детей с низким уровнем адаптации к школе может преобладать плохое настроение и отрицательные эмоции. Эти дети чаще всего на уроках отказываются выполнять задания, которые дал учитель, заняты посторонними делами, отвлекают соседа по парте. Если учебная деятельность не интересна ребенку, то она его и не привлекает. Дети с низким уровнем адаптации по утрам отказываются идти в школу, не хотят учиться. Возможны проблемы в поведении, нарушение и несоблюдение школьных норм и правил. У таких детей часто встречаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, не исключено и отрицательное отношение к педагогу.

Подводя итог проведенному нами исследованию всех приведенных на данном этапе диагностик, можно сделать следующие выводы:

 в целом у первоклассников преобладает положительное отношение к новому детскому коллективу, учителю и школе в целом;

 позиция школьника у большинства детей сформирована, что также говорит о положительной динамике в процессе адаптации;

 первоклассникам хочется больше играть, нежели усердно заниматься на уроках, так как учебная деятельность является для них совершенно новой деятельностью;

 из-за высокой физической утомляемости и двигательной активности, недостаточной концентрированности внимания существуют незначительные проблемы в усвоении учебной программы.

Заключение

Сегодня перед педагогической общественностью стоит проблема обеспечения эффективной адаптации ребенка к обучению в школе, поскольку его успешность во многом будет зависеть от того, насколько удачным будет первый период школьной жизни. Актуальность данной темы определяется потребностью в создании необходимых условий для облегчения процесса адаптации первоклассников к процессу обучения.

Основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникативном и физическом отношениях.


Адаптация детей к школе в значительной степени определяется уровнем социально-педагогической деятельности.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 40. Выборку составили 15 детей первого класса, из них 7 мальчиков и 8 девочек.

Цель экспериментальной работы состоит в определении уровня адаптации первоклассников.

В рамках экспериментальной работы был использован следующий диагностический инструментарий:

1. Определение сформированности «Внутренней позиции школьника» «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер);

2. Определение мотивов учения (И.Ю. Пахомова, Р.В. Овчарова);

3. Исследование адаптации методом Люшера (адаптировала Л.Н. Собчик);

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).

В результате проведенной диагностики было выявлено, что среди опрошенных первоклассников преимущественное количество детей имеют средний уровень адаптации к школе – 49,6%. Высокий уровень адаптации к школе был выявлен среди 36,6% опрошенных первоклассников. Оставшиеся 13,8% опрошенных обучающихся имеют низкий уровень адаптации к школе.

Список использованной литературы

  1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская: учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 116 с.
  2. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
  3. Валиулина И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе / И. Ф. Валиулина // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 474-477.
  4. Веракса Н. Е. Детская психология : учебник для академического бакалавриата / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 446 с.
  5. Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с.
  6. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
  7. Гуружапов В. А. Педагогическая психология : учебник для академического бакалавриата / В. А. Гуружапов ; ответственный редактор В. А. Гуружапов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 493 с.
  8. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум / И.Ю. Кулагина. - М.: Юрайт, 2016. - 292 c.
  9. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / В. А. Гуружапов [и др.]; под редакцией В. А. Гуружапова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 493 с.
  10. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 414 c.
  11. Савенков А.И. Педагогическая психология: Учебник для академического бакалавриата / А.И. Савенков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 503 c.
  12. Сарычев С. В. Педагогическая психология / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. - М.: Питер, 2016. - 224 c.
  13. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе / Д. Ю. Соловьева // Вопросы психологии. – 2012. - №4. - С. 23-32
  14. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 284 с.
  15. Фоминова А. Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - М.: Флинта, 2016. - 320 c.
  16. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.
  17. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская: учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 116 с.
  18. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
  19. Валиулина И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе / И. Ф. Валиулина // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 474-477.
  20. Веракса Н. Е. Детская психология : учебник для академического бакалавриата / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 446 с.
  21. Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с.
  22. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
  23. Гуружапов В. А. Педагогическая психология : учебник для академического бакалавриата / В. А. Гуружапов ; ответственный редактор В. А. Гуружапов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 493 с.
  24. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум / И.Ю. Кулагина. - М.: Юрайт, 2016. - 292 c.
  25. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / В. А. Гуружапов [и др.]; под редакцией В. А. Гуружапова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 493 с.
  26. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 414 c.
  27. Савенков А.И. Педагогическая психология: Учебник для академического бакалавриата / А.И. Савенков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 503 c.
  28. Сарычев С. В. Педагогическая психология / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. - М.: Питер, 2016. - 224 c.
  29. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе / Д. Ю. Соловьева // Вопросы психологии. – 2012. - №4. - С. 23-32
  30. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 284 с.
  31. Фоминова А. Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - М.: Флинта, 2016. - 320 c.
  32. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.