Файл: Адаптация ребенка к школе (Психолого-педагогическая характеристика первоклассника).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Начальный период обучения в школе является одним из сложных и важных моментов в жизни каждого ученика. Приходя в школу и попадая в новую для себя ситуацию, практически все первоклассники переживают и волнуются, испытывают эмоциональный дискомфорт. Период адаптации к школе является для них очень сложным, связанным со стрессом, приводящим к общему ослаблению организма, повышению риска заболеваний. К сожалению, современные программы мало учитывают этот фактор. Неконструктивный подход взрослых к периоду привыкания ученика к новым социальным условиям и требованиям школы может стать причиной снижения интереса к учению уже в начальный период обучения, появлению страха, неуверенности в себе, поэтому проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всех участников образовательного процесса.

Изучению процесса школьной адаптации, ее критериев и уровней на современном этапе посвящены многочисленные психолого-педагогические публикации. Среди ученых, занимавшихся рассмотрением этого вопроса, стоит отметить М.М. Безруких, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, Т.В. Дорожевец, А.Я. Варламову, Т.А. Соловьеву, Е.А. Панько и др. Анализируя их работы, можно выделить два подхода к определению понятия «школьная адаптация». Первый (традиционный подход) определяет адаптацию к школе как перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ученика на этапе перехода к систематическому организованному школьному обучению. Современные исследователи – сторонники второго подхода, трактуют ее как сложный процесс приспособления первоклассника к школе и школы к нему.

Объектом исследования являются дети первых классов.

Предмет исследования – педагогические условия адаптации ребенка к школе.

Цель исследования – изучить специфику адаптации ребенка к школе.

Для достижения сформулированной цели необходимо решение следующих задач:

- раскрыть психолого-педагогическую характеристику первоклассника;

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме школьной адаптации;

- провести экспериментальное исследование уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе.

Для достижения цели использовались следующие методы: теоретические методы - анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические методы - тестирование, анкетирование.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.


Глава 1. Теоретические основы исследования адаптации детей к школе

1.1 Психолого-педагогическая характеристика первоклассника

К окончанию дошкольного возраста ребёнок представляет собой личность. С приходом в первый класс ребенок уже отдаёт себе отчёт о том, какое место он может занять в ближайшем будущем, он открывает для себя новое место в пространстве человеческих отношений в коллективе сверстников.

С приходом в школу у ребенка происходят кардинальными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. С приходом в школу у ребенка не только изменяется уклад жизни, но появляются новые обязанности, а также становятся новыми отношения ребенка с окружающими его людьми.

Ведущей деятельностью первоклассников становится учебная деятельность, в результате которой возникают психические новообразования. Она характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью [2].

К семи годам ребенок уже разбирается в семейно-родственных отношениях, умеет занять желаемое и соответствующее собственному социальному статусу место среди родных и близких. Он способен строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непоколебимым в своих желаниях. Он уже осознает, что оценка его поступков и мотивов складывается не столько его собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки воспринимаются окружающими людьми. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте значительным достижением в развитии личности ребёнка выступает преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу» [5].

Психическая жизнь ребенка приобретает черты опосредованности и произвольности. Если в старшем дошкольном возрасте, ребенок имел возможность вести себя более или менее свободно только в игровой деятельности либо с опорой на помощь взрослого, то к 7 годам эта способность становится внутренним достоянием самого ребёнка и переносится им на различные сферы жизнедеятельности.


Наравне с этим происходят и значительные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. В первый раз возникает синтез переживаний. Цепочка достижений либо неудач, каждый раз переживаемых ребёнком в тех или иных ситуациях (учеба, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия либо, наоборот, чувства собственной значимости, умелости, компетентности [9].

Процесс психического развития ребенка приводит к тому, что на границе дошкольного и младшего школьного возраста у детей возникает отчетливое желание занять новое, более взрослое положение в жизни – стремление к новому положению в системе общественных отношений, и осуществлять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность – потребность к выполнению общественно значимой деятельности. Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, теперь начинающее определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом [10].

В обстоятельствах общего школьного обучения все это реализуется в стремлении к общественной позиции школьника и к осуществлению деятельности, обеспечивающей реализацию этой позиции – учению [11].

Необходимо отметить, что значимой стороной в психической жизни первоклассника является также способность ребенка в данный период устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми в классе, а также – с учителем начальных классов. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками является основополагающим для освоения учебной деятельности в целом, которая является коллективной, а также играет большую роль в вопросе удовлетворенности учебной деятельности для самого себя.

Компонентами психологической готовности ребенка 6-7 лет к школьному обучению выделяют: педагогическую, личностную, волевую и интеллектуальную готовности.

Необходимо отметить, что в данном возрасте у ребенка прослеживается диссонанс в физическом и нервно-психическом развитии, что, в свою очередь, находит отражение на временном ослаблении нервной системы. Возникает повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении. В данный период продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка.

Наиболее значимый прирост по большинству показателей моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации). В данный период прослеживается ярко выраженный психомоторный прогресс. Двигательные функции приобретают весьма существенное развитие, в особенности значительно совершенствуется координация движений, чему содействуют занятия физической культурой, различными видами спорта (плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой и др.), ручным и производительным трудом [16].


В процессе физического развития у первоклассника происходит и активное развитие различных психических функций, в том числе высших, которые связанны с познавательной деятельностью, и одновременно с высшими (нравственными) чувствами. Познавательное развитие детей младшего школьника в проходит в процессе их обучения.

Восприятие первоклассников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, однако, в то же время остротой и новизной, «созерцательной любознательностью». Ребёнок может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», однако в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью [4].

Внимание первоклассников малоустойчиво, ограничено по объему. Дети способны сосредотачивать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще доминирует непроизвольное внимание. При отсутствии достаточной сформированности данной психической функции процесс обучения невозможен.

Школьная жизнь требует от ребенка стабильных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается совместно с другими функциями и в первую очередь – мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.

Мышление у первоклассников развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — говорил К. Д. Ушинский [14, с.78].

Мышление первоклассников развивается во взаимосвязи с речью. Активный словарный запас возрастает до 7 тысяч слов. Воздействие школьного обучения выражается не только в существенном обогащении лексического запаса ребенка, но в первую очередь в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Показателем уровня развития ребенка становится – контекстная речь.

Существенную роль в когнитивной деятельности первоклассника играет память. Естественные возможности ребенка весьма значительны: его мозг обладает такой пластичностью, которая дает возможность ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Без ошибок запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Первоклассники целенаправленно, свободно запоминают материал, им не интересный. Развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, и оперативная [1].


Воображение первоклассника опирается на конкретные предметы, однако с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

Становление личности первоклассника совершается под воздействием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него формируются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) [6].

В данный период необходимо больше внимания уделять вопросам нравственного воспитания, в частности – вопросам воспитания нравственных качеств, т.к. ребенок младшего школьного возраста в процессе обучения в школе пытается давать нравственные оценки поступкам как своим, так и одноклассников.

Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной.

Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать преобладают над доводами разума, ребенок делает большое количество необдуманных действий [5].

Эмоционально-волевая сфера первоклассников характеризуется:

1. Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, интеллектуальной и физической деятельности эмоциями.

2. Непосредственностью и откровенностью выражения собственных переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.

3. Большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне бодрости, веселости, беззаботности), предрасположенностью к кратковременным и бурным аффектам.

4. Эмоционально значимыми факторами для первоклассников являются не только игры и общение со сверстниками, но и достижения в учебе и оценка данных достижений учителем и одноклассниками.

5. Чувствами и эмоциями (и своими, и других людей), которые недостаточно осознаются и понимаются; мимика других воспринимается неверно, так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям первоклассников [5].

Внешнее поведение ребенка наиболее значительным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому первоклассник требует постоянного внимания.

Усиленно формируются интеллектуальные, социальные и нравственные качества, большинство из них уже останется неизменными на протяжении всей жизни.

Таким образом, рассмотрев психолого-педагогическую характеристику первоклассника, мы видим, что переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу представляется для него весьма трудным моментом. Изменяется вся система отношений ребенка с окружающим его миром; происходят кардинальными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми.