Файл: Адаптация ребенка к школе (Психолого-педагогическая характеристика первоклассника).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования адаптации детей к школе
1.1 Психолого-педагогическая характеристика первоклассника
1.2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме школьной адаптации
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе
На место игре приходит учебная деятельность, требующая существенных умственных, физических и психологических нагрузок. Благоприятная социальная адаптация, позитивные приобретения в этот период являются важным основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие первоклассника как активного субъекта познаний и учебной деятельности.
1.2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме школьной адаптации
Поступление ребенка в школу - это период адаптации ученика первоклассника к новому кругу общения, к школьной жизни, к увеличению физической и эмоциональной нагрузки. Первокласснику нужно «влиться» в учебно-воспитательный процесс, адаптироваться к новой для себя учебной работы, требованиям классно-урочной системы, социальной среде детского коллектива, требованиям, которые выдвигает учитель [6, с. 118].
Понятие «адаптация» определяют как приспособление индивида к групповым нормам и собственно социальной адаптации, которая предусматривает формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, интеграцию личности в социальные группы, принятие норм и ценностей новой социальной среды [1, с. 76].
Изучению адаптации посвящено множество исследований и теоретического, и практического направления. За последние 10-15 лет осуществлен ряд исследований, которые углубили, расширили и несколько разнообразили знания по этому вопросу.
Учитывая разнообразие подходов к изучению адаптации, появляется необходимость периодического анализа ее сущности и содержания как категории психологической и педагогической науки, что позволит понять современное состояние исследования вопроса, его особенности и определить пути дальнейшего развития. Также заслуживает внимания проблема слишком широкого толкования явления адаптации.
Адаптация является одной из важнейших научных проблем. Это подтверждает то, что еще в 1865 году впервые встал в научном мире вопрос адаптации. Тогда Г. Ауберт ввел термин «адаптация», который начал использоваться в литературе. Сначала под адаптацией понимали изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям [15, с. 145]. Указанное свидетельствует о том, что к зарождению научной психологии, вопрос об актуальности адаптации изучали ведущие физиологи того времени. И неудивительно, что в результате почти 150-летней истории исследования указанный вопрос получило широкое и основательное изучение.
Большинство исследователей адаптации соглашаются с тем, что адаптация - это довольно сложный феномен. Так, адаптацию в широком значении трактуют:
- как процесс приспособления индивидуальных и личностных способностей к жизни и деятельности человека в изменяющихся условиях;
- как активное взаимодействие личности и среды в зависимости от степени ее активности;
- как преобразование среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности, или как преимущества зависимости личности от среды;
- как изменения, сопровождающие на уровне психической регуляции, становления (и восстановления), сохранения динамического равновесия личности [8].
Одновременно широта исследований приобрела такой размах, что сформировались принципиально разные подходы к изучению этого вопроса.
Д. Ю. Соловьева предлагает структуру школьной адаптации, включающую следующие сферы:
1) организационную – освоение учащимся новой организационной системы образовательного процесса: соответствие новым требованиям, предписаниям, распорядку дня, обязанностям, положению в школьной иерархии;
2) учебно-мотивационную – направленность личности школьника на успешную учебную деятельность, желание и интерес к освоению новых знаний, умений, навыков;
3) социальную – особенности поведения ребенка в школе: формирование адекватного поведения, установление контактов с одноклассниками и учителем;
4) психологическую – особенности эмоциональной сферы школьников, связанной с обучением в школе [13, с. 25].
Следует отметить, что процесс адаптации ребенка к школе и учебе рассматривается учеными в нескольких аспектах, а именно: биологическом; психологическом; социальном.
Биологический аспект предполагает приспособление первоклассника к новому режиму обучения и жизни. Психологический аспект заключается в принятии ребенком новой системы требований, связанных с выполнением учебной деятельности. Социальный аспект адаптации связывается с вхождением ребенка в ученический коллектив [7, с. 110].
Адаптационный период первоклассников сопровождается такими процессами:
- происходит физиологическое приспособление деятельности функциональных систем организма первоклассника к изменениям в режиме и нагрузке;
- формируются, развиваются и усваиваются способы и приемы новой деятельности - процесса обучения;
- через эмоциональную сферу первоклассника осуществляется оценка изменений в окружающей реальности как субъективно комфортных или дискомфортных и, согласно им, происходит регулирование его поведения и деятельности [9, с. 139].
Учитывая это, удобным будет мнение И.В. Кулагиной, которая считает, что «адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию» [8, с. 45].
Итак, адаптацию можно рассматривать не только как приспособление ребенка к успешному функционированию в школьной среде (к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видов деятельности, режима жизнедеятельности и т.д., причем без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на успешность адаптации ребенка к школе [3, с. 474]:
- функциональная готовность к началу систематического обучения: организм ребенка должен быть функционально готов, то есть должен достичь такого уровня развития отдельных органов и систем, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды;
- возраст начала систематического обучения;
- уровень тренированности адаптационных механизмов: первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем дети, которые не посещали, которые не привыкли к длительному пребыванию в детском коллективе;
- особенности жизни ребенка в семье: большое значение имеют такие моменты, как психологическая атмосфера в семье, взаимоотношения между родителями, стиль воспитания, статус ребенка в семье, домашний режим жизнедеятельности ребенка и тому подобное;
- психологическая готовность к школьному обучению: психологическая готовность предполагает интеллектуальную готовность (уровень развития познавательных способностей), эмоционально-волевую (эмоциональная зрелость, адекватность эмоционального реагирования, волевая регуляция поведения) и личную готовность (мотивационная готовность, коммуникативная готовность);
- рациональная организация учебных занятий и режим дня: одним из главных условий, без которых невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным возможностям первоклассников;
- соответствующая организация двигательной активности ребенка: двигательная активность - самый эффективный способ своевременного предотвращения утомляемости, поддержания высокой работоспособности.
Таким образом, адаптация ребенка к школе означает представляет собой приспособления его к новому функционированию: выполнение учебных и социальных требований, принятие на себя ролевых обязательств школьника. Адаптационны период первоклассников, сопровождается рядом процессов, среди которых можно выделить физиологические приспособление деятельности функциональных систем организма первоклассника к изменениям в режиме и нагрузке, формирование и развитие способов и приемов процесса обучения, оценка изменений в окружающей реальности как субъективно комфортных или дискомфортных. Учеными выделяются уровни, фазы процесса адаптации ребенка к обучению в школе.
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе
2.1 Организация исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 40. Выборку составили 15 детей первого класса, из них 7 мальчиков и 8 девочек.
Цель экспериментальной работы состоит в определении уровня адаптации первоклассников.
Для достижения сформулированной цели необходимо решение следующих задач:
1. Подобрать диагностические методики.
2. Провести диагностику обучающихся посредством отобранных методик.
В соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами, исследование проводилось по следующим этапам:
I. Подготовительный (постановка цели и задач, поиск базы исследования, подбор методик);
II. Констатирующий (проведение диагностики уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе);
III. Анализ и интерпретация полученных данных.
В данное образовательное учреждение в первый класс принимаются дети, которые достигли возраста 6,6 лет при отсутствии противопоказаний по здоровью, но не позже достижения ими восьмилетнего возраста.
Начало учебного года в образовательном учреждение – 1 сентября. Продолжительность учебного года составляет 33 учебных недели при шестидневной учебной неделе. Ученики первых классов учатся пять дней в неделю.
Особенность учебного процесса первоклассников также заключается в продолжительности учебного урока. В обычном режиме уроки для учащихся данной школы длятся 45 минут (академический час). Для обучающихся первых класс продолжительность урока строится следующим образом:
Учебные занятия проводятся по пятидневной рабочей неделе и только в первую смену;
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии по 4 урока до 45 минут каждый.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 и 3 уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, в летний период – не менее 8 недель. Для учащихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Учебные занятия проходят в 1 смену с 08.00 часов.
В рамках экспериментальной работы был использован следующий диагностический инструментарий:
1. Определение сформированности «Внутренней позиции школьника» «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер);
2. Определение мотивов учения (И.Ю. Пахомова, Р.В. Овчарова);
3. Исследование адаптации методом Люшера (адаптировала Л.Н. Собчик);
4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).
Анкета для определения сформированности «Внутренней позиции школьника» «Беседа о школе» разработана Т.А. Нежновой, Д.Б. Элькониным, А.Л. Венгером. Методика направлена на определение осознания ребенком целей и степени важности процесса учения, восприятия им учебного процесса, для чего он ходит в школу.
Анкета состоит из 7 вопросов. За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл.
Критерии оценивания по данной анкете следующие:
- 6-7 баллов – у ребенка сформирована внутренняя позиция школьника;
- 4-5 балла – позиция школьника сформирована на среднем уровне;
- 3 и менее баллов – позиция школьника не сформирована.
Вторая методика ориентирована на определение мотивов учения первоклассников. Данная методика была разработана в 1988 г. М.Р. Гинзбургом, экспериментальные материалы и система оценок в 1993 г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
В основу предлагаемой методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.