Файл: Курсовая работа (Теоретические основы функций менеджмента).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
Менеджеры среднего звена (среднего звена), как правило, возглавляют крупные подразделения компании (отделы, отделы). Они несут ответственность за практическую реализацию стратегических планов, разработанных высшим руководством.
Руководители среднего звена формулируют тактические планы и управляют внедрением тактических решений в своих подразделениях или бизнес-функциях. Они координируют и контролируют работу младших менеджеров, подготавливают информацию для решений, принятых старшими менеджерами, и передают эти решения в виде конкретных задач руководителям на местах. Роль менеджеров среднего звена в управляющих компаниях чрезвычайно высока.
Лидеры нижнего уровня (руководители первого уровня - руководители начального уровня) являются младшими руководителями организации. Их также часто называют операционными менеджерами.
Руководители начального уровня осуществляют контроль за выполнением производственных и других задач, несут ответственность за грамотное использование выделенных ресурсов: материалов, оборудования, а также рабочего времени.
Таким образом, в этой части курсовой работы были рассмотрены основные аспекты функциональной стороны управления. На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:
1. Управление предполагает реализацию большого количества функций,
2. Функция управления включает специализацию менеджера и включает определенные методы и приемы;
3. Условно функции управления можно разделить на три группы: общие, специальные и частные.
Планирование группы, мотивация, контроль организации, рассмотрим их более подробно.
1.2 Общие функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль
Основными функциями менеджмента являются согласно рис.3:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль.
Рисунок 3-Элементы и процессы в организации[6]
Все эти функции в системе управления взаимосвязаны и образуют единый интегральный процесс. Например, информация, собранная с помощью функции контроля, указывает на выполнение планов (функция планирования).
В то же время контроль должен быть правильно организован и мотивирован (функции организации и мотивации). В то же время планирование как функция управления формирует основу для других функций и поэтому считается наиболее важной из них, функции организации, мотивации и контроля фактически ориентированы на реализацию тактических и стратегических планов организации.
Рассмотрим более подробно выделенные функции управления.
Планирование рассматривается как первая и наиболее значимая стадия процесса менеджмента. Именно на основе системы планов, которые разрабатываются организацией, в дальнейшем осуществляются реализация запланированных работ, мотивация задействованных для их выполнения сотрудников, контроль за результатами выполнения задач и их оценка по отношению к установленным планом значений.
Один из основателей современного менеджмента А. Файоль отметил: «Управлять - значит предвидеть», а «предвидеть - значит почти действовать»
Голдштейн[7] определяет планирование как определение системы целей для функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения.
Дорофеев[8] рассматривает планирование как процесс предвидения и выработки руководством рациональных решений для реализации мероприятий, направленных на достижение целей, обеспечивающих эффективное функционирование организации, ее развитие и конкурентные преимущества в будущем.
Герчикова[9] понимает планирование как процесс разработки комплекса мер, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждой производственной единицей и всей компанией.
Будучи основной функцией управления, мотивация выступает как процесс стимулирования персонала к работе путем создания поведенческих мотивов для достижения личных и организационных целей организации.
Существует несколько взглядов на сущность мотивации, рассмотрим некоторые из них.
А. Я. Кибанов[10] мотивирует работников организации, как «стремление работников удовлетворять свои потребности в определенных выгодах за счет труда, направленного на достижение целей организации»
С. А. Шапиро[11] считает, что мотивация сотрудников - это «процесс поощрения себя и других к работе для достижения личных целей или целей организации». Таким образом, это показывает, что автор берет за основу мотивы, направленные на создание внутреннего желания делать «позитивную работу» и получать за это поддержку. Работники с таким желанием принесут успех и процветание их организации.
Мотивация как функция управления позволяет достичь следующих результатов[12]:
- признание труда сотрудников, которые достигли высоких результатов, чтобы впоследствии стимулировать их творческую деятельность,
одобрение со стороны фирмы высоких результатов труда подчиненных; - популяризация признанных результатов труда подчиненных;
- использование различных форм признания достижений;
- улучшение морального состояния подчиненных через определенные формы признания;
- повышение трудовой активности работников.
Используя умелое использование мотивации, менеджеры разрабатывают способы достижения максимальных результатов деятельности персонала на основе четкого представления о своем поведении.
Существует два типа мотивации: внешняя - результат воздействия извне и внутренняя - соответствующая внутреннему состоянию личности
Внутренняя мотивация имеет много преимуществ перед внешней: действие выполняется легче и быстрее, на него затрачивается меньше усилий, а человек работает более добросовестно. Поэтому руководителю выгоднее опираться на внутреннюю мотивацию подчиненных. Однако истинные мотивы людей могут быть далеки от целей организации. В этих случаях руководитель может прибегнуть к различным способам воздействия:
1) с помощью внушения, идентификации, эмоциональной инфекции стараются вдохновить человека необходимыми целями, ценностями и мотивами, превратив их во внутренние мотивы подчиненных;
2) посредством соответствующего подкрепления связать цели организации с внутренними мотивами людей.
Контроль в теории управления - это, прежде всего, функция управления, которая помогает организации выбрать стратегически правильный путь, сравнивая эффективность организации с существующими стандартами.
Контроль - это процесс измерения (сравнения) фактически достигнутых результатов с запланированными. Контроль обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами управления, и фактическими показателями деятельности организации. Конечная цель контроля заключается в обслуживании различных планов и целей управления.
Существует множество определений контроля, рассмотрим некоторые из них
Контроль – это наблюдение и регулирование процессов и деятельности людей в организации для достижения запланированных целей[13].
Контроль — это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с плановыми показателями[14].
Контроль должен обеспечить фиксирование состояния объекта управления в определенный момент времени для принятия решений по регулированию этого объекта. Контроль выступает главным инструментом для выработки управленческих решений, обеспечиваю¬ щ их нормальное функционирование фирмы[15].
Контроль — это одна из общих (основных) функций управления. В ходе контроля осуществляется систематическое наблюдение за деятельностью отдельных работников и коллективов, целенаправленное воздействие на исполнителей, сравнение фактических результатов деятельности с заданными параметрами для выработки корректирующих воздействий на управляемые факторы[16].
Проанализировав приведенные выше определения, мы можем сделать вывод, что контроль направлен на обеспечение достижения целей, стоящих перед организацией. Это постоянное сравнение текущих и плановых показателей.
Функция контроля отслеживает процесс, сравнивая результаты, которые действительно позволяют достичь поставленных целей и выявлять отклонения. Эта функция имеет контроль снабжения.
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии[17]:
1) эффективность контроля — определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков, сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);
2) эффект влияния на людей — выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда);
3) выполнение задач контроля — контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления производством, способствовать устранению отклонений, выработке эффективных решений; 4) определение границ контроля — контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений Длина проверяемых отрезков должна позволять выявлять отклонения на самой ранней стадии.
Организация - это процесс создания структуры управления предприятием, она дает возможность персоналу эффективно работать вместе для достижения целей[18].
Имеется два основных аспекта реализации функции организации:
- деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;
- установление взаимосвязей между уровнями управления и функциональными областями.
Средством, при помощи которого менеджмент устанавливает отношения между уровнями управления, является делегирование.
Делегирование - это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение[19].
Это средство, с помощью которого руководство распределяет задачи среди сотрудников, решение которых приведет к достижению целей организации.
Важным аспектом реализации функций организации является проектирование организационных структур.
По мнению Мильнера[20] структура организации представляет собой фиксированные взаимосвязи, существующие между подразделениями и работниками организации.
Существует два подхода к формированию организационных структур: механистический и органический.
Механистический подход рассматривает организацию как механизм, в котором деятельность и взаимодействие подразделений должны быть формализованы, поэтому преимуществом структур такого типа является прозрачность и понятность для руководства и персонала;
В современных условиях происходит переход от строго формализованных механистических структур к органическим структурам, которые характеризуются меньшим уровнем контроля и большей адаптивностью;
Основным недостатком современных структур является необходимость радикальных изменений в классических организациях, что требует управленческих знаний и специальных управленческих навыков.
Таким образом, в этой части курсовой работы были проанализированы основные функции управления: организация, мотивация, планирование, контроль.
На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:
1. Каждая из функций управления включает в себя множество подзадач и методов, эффективность управленческого воздействия зависит от эффективности их реализации;
2. Функции управления взаимосвязаны, поэтому невозможно исключить какую-либо функцию из процесса управления.
Далее проанализируем реализацию функций менеджмента на примере ООО «Департамент кофе»
-
Анализ реализации функций управления на примере ООО «Департамент кофе»
-
Общая характеристика организации
Компания была основана в 2012 году. Отдел кофе специализируется на производстве высококачественного, свежеобжаренного кофе, а также на поставке профессионального оборудования для его приготовления.
Цель компании - предоставить каждому потребителю, как корпоративному, так и частному, доступный высококачественный натуральный кофе.
Конкурентные преимущества организации: как производитель организация предоставляет доступ к широкому ассортименту зеленого кофе, что позволяет разрабатывать различные виды эспрессо-смесей с использованием моносортов кофе из разных стран Центральной и Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.