Файл: Курсовая работа (Теоретические основы функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Менеджеры среднего звена (среднего звена), как правило, возглавляют крупные подразделения компании (отделы, отделы). Они несут ответственность за практическую реализацию стратегических планов, разработанных высшим руководством.

Руководители среднего звена формулируют тактические планы и управляют внедрением тактических решений в своих подразделениях или бизнес-функциях. Они координируют и контролируют работу младших менеджеров, подготавливают информацию для решений, принятых старшими менеджерами, и передают эти решения в виде конкретных задач руководителям на местах. Роль менеджеров среднего звена в управляющих компаниях чрезвычайно высока.

Лидеры нижнего уровня (руководители первого уровня - руководители начального уровня) являются младшими руководителями организации. Их также часто называют операционными менеджерами.

Руководители начального уровня осуществляют контроль за выполнением производственных и других задач, несут ответственность за грамотное использование выделенных ресурсов: материалов, оборудования, а также рабочего времени.
Таким образом, в этой части курсовой работы были рассмотрены основные аспекты функциональной стороны управления. На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Управление предполагает реализацию большого количества функций,

2. Функция управления включает специализацию менеджера и включает определенные методы и приемы;

3. Условно функции управления можно разделить на три группы: общие, специальные и частные.

Планирование группы, мотивация, контроль организации, рассмотрим их более подробно.
1.2 Общие функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль

Основными функциями менеджмента являются согласно рис.3:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль.

Рисунок 3-Элементы и процессы в организации[6]

Все эти функции в системе управления взаимосвязаны и образуют единый интегральный процесс. Например, информация, собранная с помощью функции контроля, указывает на выполнение планов (функция планирования).

В то же время контроль должен быть правильно организован и мотивирован (функции организации и мотивации). В то же время планирование как функция управления формирует основу для других функций и поэтому считается наиболее важной из них, функции организации, мотивации и контроля фактически ориентированы на реализацию тактических и стратегических планов организации.
Рассмотрим более подробно выделенные функции управления.


Планирование рассматривается как первая и наиболее значимая стадия процесса менеджмента. Именно на основе системы планов, которые разрабатываются организацией, в дальнейшем осуществляются реализация запланированных работ, мотивация задействованных для их выполнения сотрудников, контроль за результатами выполнения задач и их оценка по отношению к установленным планом значений.

Один из основателей современного менеджмента А. Файоль отметил: «Управлять - значит предвидеть», а «предвидеть - значит почти действовать»
Голдштейн[7] определяет планирование как определение системы целей для функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения.

Дорофеев[8] рассматривает планирование как процесс предвидения и выработки руководством рациональных решений для реализации мероприятий, направленных на достижение целей, обеспечивающих эффективное функционирование организации, ее развитие и конкурентные преимущества в будущем.
Герчикова[9] понимает планирование как процесс разработки комплекса мер, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждой производственной единицей и всей компанией.

Будучи основной функцией управления, мотивация выступает как процесс стимулирования персонала к работе путем создания поведенческих мотивов для достижения личных и организационных целей организации.

Существует несколько взглядов на сущность мотивации, рассмотрим некоторые из них.
А. Я. Кибанов[10] мотивирует работников организации, как «стремление работников удовлетворять свои потребности в определенных выгодах за счет труда, направленного на достижение целей организации»
С. А. Шапиро[11] считает, что мотивация сотрудников - это «процесс поощрения себя и других к работе для достижения личных целей или целей организации». Таким образом, это показывает, что автор берет за основу мотивы, направленные на создание внутреннего желания делать «позитивную работу» и получать за это поддержку. Работники с таким желанием принесут успех и процветание их организации.
Мотивация как функция управления позволяет достичь следующих результатов[12]:

  • признание труда сотрудников, которые достигли высоких результатов, чтобы впоследствии стимулировать их творческую деятельность,
    одобрение со стороны фирмы высоких результатов труда подчиненных;
  • популяризация признанных результатов труда подчиненных;
  • использование различных форм признания достижений;
  • улучшение морального состояния подчиненных через определенные формы признания;
  • повышение трудовой активности работников.

Используя умелое использование мотивации, менеджеры разрабатывают способы достижения максимальных результатов деятельности персонала на основе четкого представления о своем поведении.

Существует два типа мотивации: внешняя - результат воздействия извне и внутренняя - соответствующая внутреннему состоянию личности

Внутренняя мотивация имеет много преимуществ перед внешней: действие выполняется легче и быстрее, на него затрачивается меньше усилий, а человек работает более добросовестно. Поэтому руководителю выгоднее опираться на внут­реннюю мотивацию подчиненных. Однако истинные мотивы людей могут быть далеки от целей организации. В этих случаях руководитель может прибегнуть к различным способам воздействия:

1) с помощью внушения, идентификации, эмоциональной инфекции стараются вдохновить человека необходимыми целями, ценностями и мотивами, превратив их во внутренние мотивы подчиненных;

2) посредством соответствующего подкрепления связать цели организации с внутренними мотивами людей.

Контроль в теории управления - это, прежде всего, функция управления, которая помогает организации выбрать стратегически правильный путь, сравнивая эффективность организации с существующими стандартами.

Контроль - это процесс измерения (сравнения) фактически достигнутых результатов с запланированными. Контроль обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами управления, и фактическими показателями деятельности организации. Конечная цель контроля заключается в обслуживании различных планов и целей управления.
Существует множество определений контроля, рассмотрим некоторые из них

Контроль – это наблюдение и регулирование процессов и деятельности людей в организации для достижения запланированных целей[13].

Контроль — это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с плановыми показателями[14].

Контроль должен обеспечить фиксирование состояния объекта управления в определенный момент времени для принятия решений по регулированию этого объекта. Контроль выступает главным инструментом для выработки управленческих решений, обеспечиваю¬ щ их нормальное функционирование фирмы[15].

Контроль — это одна из общих (основных) функций управления. В ходе контроля осуществляется систематическое наблюдение за деятельностью отдельных работников и коллективов, целена­правленное воздействие на исполнителей, сравнение фактических результатов деятельности с заданными параметрами для выработки корректирующих воздействий на управляемые факторы[16].


Проанализировав приведенные выше определения, мы можем сделать вывод, что контроль направлен на обеспечение достижения целей, стоящих перед организацией. Это постоянное сравнение текущих и плановых показателей.

Функция контроля отслеживает процесс, сравнивая результаты, которые действительно позволяют достичь поставленных целей и выявлять отклонения. Эта функция имеет контроль снабжения.
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии[17]:

1) эффективность контроля — определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков, сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);

2) эффект влияния на людей — выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда);

3) выполнение задач контроля — контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления производством, способствовать устранению отклонений, выработке эффективных решений; 4) определение границ контроля — контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений Длина проверяемых отрезков должна позволять выявлять отклонения на самой ранней стадии.

Организация - это процесс создания структуры управления предприятием, она дает возможность персоналу эффективно ра­ботать вместе для достижения целей[18].

Имеется два основных аспекта реализации функции организации:

  • деление организации на подразделения соответственно це­лям и стратегиям;
  • установление взаимосвязей между уровнями управления и функциональными областями.

Средством, при помощи которого менеджмент устанавливает отношения между уровнями управления, является делегирование.

Делегирование - это передача задач и полномочий лицу, кото­рое принимает на себя ответственность за их выполнение[19].

Это средство, с помощью которого руководство распределяет задачи среди сотрудников, решение которых приведет к достижению целей организации.

Важным аспектом реализации функций организации является проектирование организационных структур.
По мнению Мильнера[20] структура организации представляет собой фиксированные взаимосвязи, существующие между подразделениями и работниками организации.


Существует два подхода к формированию организационных структур: механистический и органический.

Механистический подход рассматривает организацию как механизм, в котором деятельность и взаимодействие подразделений должны быть формализованы, поэтому преимуществом структур такого типа является прозрачность и понятность для руководства и персонала;

В современных условиях происходит переход от строго формализованных механистических структур к органическим структурам, которые характеризуются меньшим уровнем контроля и большей адаптивностью;

Основным недостатком современных структур является необходимость радикальных изменений в классических организациях, что требует управленческих знаний и специальных управленческих навыков.

Таким образом, в этой части курсовой работы были проанализированы основные функции управления: организация, мотивация, планирование, контроль.

На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Каждая из функций управления включает в себя множество подзадач и методов, эффективность управленческого воздействия зависит от эффективности их реализации;

2. Функции управления взаимосвязаны, поэтому невозможно исключить какую-либо функцию из процесса управления.
Далее проанализируем реализацию функций менеджмента на примере ООО «Департамент кофе»

  1. Анализ реализации функций управления на примере ООО «Департамент кофе»

  2. Общая характеристика организации

Компания была основана в 2012 году. Отдел кофе специализируется на производстве высококачественного, свежеобжаренного кофе, а также на поставке профессионального оборудования для его приготовления.

Цель компании - предоставить каждому потребителю, как корпоративному, так и частному, доступный высококачественный натуральный кофе.

Конкурентные преимущества организации: как производитель организация предоставляет доступ к широкому ассортименту зеленого кофе, что позволяет разрабатывать различные виды эспрессо-смесей с использованием моносортов кофе из разных стран Центральной и Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.