Файл: Курсовая работа (Теоретические основы функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Управление - это осознанная целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют своим целям различные элементы внешней среды: общество, живую и неживую природу, технику.

Управленческая деятельность имеет две взаимосвязанные характеристики: методологию и организацию.

Под методологией понимают логическую схему действий, базирующуюся на понимании путей, средств и возможностей достижения управленческих целей. Организация, в свою очередь, это упорядочение действий, основываясь на их особенностях, составе и структуре.

Методология и организация взаимосвязанные, поэтому данные явления нередко воспринимают как равнозначные.

Сегодня основной задачей управления является обеспечение совместной работы людей посредством единства целей и общих ценностей, сформировав наиболее подходящую структуру фирмы, чтобы обеспечить условия для обучения и повышения квалификации сотрудников, позволяющие им эффективно выполнять свои обязанности, а также своевременно реагировать на изменения внешней среды.

В современных условиях от построения системы управления, зависит эффективность деятельности организации. В свою очередь, для того чтобы руководству осуществлять управленческую деятельности на практике, важно знать как теоретические концепции управления, так и реальные практические приемы построения управленческой деятельности.

Анализ реальной практики менеджмента, приводит к выводу, что необходимо изучать как методологическую, так и организационную сторону управленческой деятельности.

Необходимость выделения функций управления, отделения управленческих функций от неуправленческих связана с преимуществами специализации деятельности.

Впервые школа научного управления (1885—1920) выступила за отделение управленческих функций от исполнения работ.

Процессный подход, предложенный школой административного управления, рассмотрел функции управления как взаимосвязанные. До этого функции рассматривались как независимые друг о т друга.

А. Файоль выделил пять функций управления: «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Анализ функций управления дает возможность систематизи­ровать знания о динамике, темпах и направлениях развития, при­чинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенство­вания их организации. Результаты анализа — основа для совершен­ствования существующей системы управления.


Основное направление анализа функций управления — исследование всей их суммы и установление степени ее соответствия целям и задачам, стоящим перед объектом управления.

Актуальность темы заключается в том, что успешная управленческая деятельность организации в существенной мере зависит от глубины знания функций менеджмента и мастерства их применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже применяемость функций менеджмента в организациях, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду. Именно поэтому данные функции менеджмента являются важнейшим объектом исследования, как для специалистов, так и современных практиков, использующие достижения функций в процессе всей деятельности организации.

Целью работы является закрепление и углубление знаний в области теории и истории менеджмента, полученных на лекционных и практических занятиях.

Задачи работы:

  1. Определить сущность функций менеджмента и выделить основные их группы;
  2. Рассмотреть общие функции менеджмента;
  3. Проанализировать эффективность реализации выделенных функций менеджмента в практике ООО «Департамент кофе;
  4. Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления в исследуемой организации и определить возможный результат предложенных мероприятий

Объектом исследования является ООО «Департамент кофе», предметом исследования: функции менеджмента и их реализация в современной организации.

Работа состоит из трех глав, две из которых посвящены практическому применению полученных знаний и списка использованных источников, состоящего из 20 позиций.

  1. Теоретические основы функций менеджмента

  2. Понятие функций менеджмента и их классификация

1.1 Понятие функций управления и их классификация

Организационная деятельность рассматривается как процесс, состоящий из взаимозависимых функций управления.

Существует несколько подходов к пониманию функций управления. Итак, Ключников А.В. Рассматривает функцию управления как общую часть управленческой деятельности, выделяемой на определенной основе.


Особая направленность функции управления также определена в следующем определении: «функция управления - это вид управленческой деятельности, возникающий в процессе разделения и специализации труда в сфере управленческой деятельности».

Коробко В.И. Утверждается, что «под функциями управления подразумевается определенный вид управленческой деятельности, который осуществляется с помощью специальных приемов и методов, а также соответствующей организации работы».

Функции управления - это совокупность систематически повторяющихся действий менеджеров всех уровней, обеспечивающих процесс управления организацией.

Функции управления - это конкретная форма целенаправленного воздействия системы управления на различные аспекты управляемого объекта, которая необходима для его нормального функционирования.

Функции управления являются относительно независимыми, однородными, специализированными и отдельными видами управления деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления[1].

Таким образом, для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.

Выделение функций управления имеет большое значение.

Во-первых, «функции управления организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления»[2].

Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций управления.

Во-вторых, выделение функций управления помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта.

В-третьих, изучение функций управления дает понимание сущности управленческой деятельности. Анализ функций управления дает возможность систематизировать знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации.

В основе построения менеджмента как организации управления фирмой лежит принцип приоритета цели теории организации, характеризующий реализацию цели организации в виде следующей цепочки (рис.1):


Рисунок 1- Цепочка реализации цели[3]

Лукашевич выделяет следующие группы функций менеджмента[4]:

Общие функции, планирование, организация, координация, мотивация и контроль

Управление специальными функциями управления - связано с деятельностью миссии компании;

Частные - имеют определенную специфику и связаны с осуществлением непрофильных видов деятельности.

Специальные, частные функции включают в себя следующее:

1. Управление производством - регулирование производственного процесса. Эта функция позволяет производить все продукты производственного процесса. Для его рассмотрения была создана специальная учебная дисциплина «Управление производством».

2. Управление ресурсами. Включает создание и использование ресурсных фондов. Важно найти оптимальную позицию. Ресурсные средства должны быть такими, чтобы предотвратить сбои в производстве. «Заморозить» оборотный капитал. Логистика вовлечена в этот круг проблем.

3. Управление поставками. Это относится к сырью, материалам, оборудованию, инструментам и т. Д. Как и в управлении ресурсами, логистика занимается поставками. Последний предлагает оптимальные схемы, которые обеспечивают максимальную эффективность при минимальных затратах.

4. Управление продажами. Реализацией этой функции занимается маркетинг. Это включает в себя изучение известных и поиск новых рынков.

5. Инновационный менеджмент - организация работы по внедрению и внедрению различных инноваций во всех элементах компании.

6. Управление инвестициями - деятельность менеджеров по привлечению и использованию инвестиций.

7. Управление персоналом - работа менеджера по организации деятельности подчиненных. Это такие проблемы, как «личное управление» и «лидерство».

8. Финансовый менеджмент - управление доходами и расходами.

9. Управление основными средствами - распоряжение недвижимостью: здания, сооружения, оборудование. Основные средства создают материальную базу предприятия. Рациональное управление ими является основополагающим видом деятельности организации.

В дополнение к реализации общих функций управления. К ним относятся относительная информационная передача и принятие решений. Эффективное использование функций системы управления. Важными составляющими являются регулирование информационных потоков и современные информационные технологии. Принятие решений является неотъемлемой частью реализации любой функции управления. Технология принятия решений подразумевает прямое влияние на качество управления.


Также функции управления могут быть распределены по уровням управления. Все они несут ответственность за свою управленческую деятельность. Структурное разделение труда менеджеров базируется на масштабах, сфере деятельности, организационной структуре и специфике предприятия. Это были точно такие же системные администраторы. Дело в том, что они должны быть разными между собой, что означает необходимость принятия решений, даже форму взаимодействия между менеджерами и подчиненными.

Все системы управления имеют общие черты. Эти особенности вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда менеджеров является условным распределением в организациях трех уровней управления: нижнего (первичного), среднего и высшего. Такое разделение часто называют иерархией власти в организации.

Горизонтальное (функциональное) разделение представляет собой выделенную группу менеджеров, связанных с определенными функциональными областями организации.

Все основные функциональные направления деятельности любой бизнес-организации включают: производственную деятельность (коммерческая деятельность (продажа промышленной продукции), маркетинг (исследование рынка), финансовый менеджмент, управление персоналом компании (человеческие ресурсы) и т.д.

Таким образом, в самом общем случае система менеджмента организации представляет собой взаимосвязанную работу групп менеджеров, отвечающих за определенные функции на определенных уровнях управления.
_______________________
Михненко, П.А. Теория организации : учебник / П.А. Михненко. - М. : Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2013. – с.78

Рассмотрим подробнее уровни управления организацией (рис.2).

Рисунок 2- Уровни управления в организации[5]
Менеджеров высшего уровня часто называют топ-менеджерами (или топ-менеджерами) организации, с английского - топ-менеджеры или топ-менеджмент (где топ означает «топ»).

Топ-менеджеры несут ответственность за принятие критических стратегических решений, которые определяют судьбу всей компании. Как правило, деятельность топ-менеджеров не делится по функциям (производство, финансы и т. Д.), Поскольку старшие менеджеры управляют компанией в целом, отвечая за всю ее деятельность и развитие. Тем не менее, иногда должности вице-президентов компании, отвечающие за конкретные сферы деятельности, относятся к этому уровню.