Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (.ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Факторы определяющие форму правления в историческом контексте

Форма правления для науки теории государства и права выступает одной из основных научно-правовых категорий, формируя наряду с формой государственного устройства и формой политического режима, так называемую «форму государства».

Некоторыми специалистами в области теории государства, различаются форма государства в узком и широком смысле. Так, в узком смысле понимают форму правления как таковую, а в широком, - форму правления и форму государственного устройства. В данном контексте «политический режим рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства»[6].

Л.А. Морозова под формой государства трактует «особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности»[7].

В.И. Червонюк форму государства определяет как «способ организации и осуществления государственной власти».

В.М. Сырых отмечает, что формой государства является «совокупность органов государства и конкретные способы их связи между собой и населением в процессе осуществления функций»[8]. В свою очередь, под формой правления он определяет «структуру и порядок образования верховных органов государства, а также способы осуществления ими полномочий».

М.Н. Марченко рассматривает форму правления как «организацию государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними»[9].

В.В. Лазарев и С.В. Липень определяют форму государства как «совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти», а форму правления, в свою очередь, в качестве «организации высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением»[10].


В конечном счете, обобщая вышеприведенные подходы, можно сказать, что форма правления - это организация верховной государственной власти и порядок ее образования[11].

В широком смысле, форма правления выступает ведущим элементом в форме государства. Античный мыслитель Аристотель в своих работах, посвященных форме правления разграничивал их в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично, ограниченным числом лиц или всем населением, выделяя различные их комбинаторные варианты[12].

Рассматриваемый критерий сохранил свое значение и поныне - формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу[13]. Исходя из деления по вышеназванному критерию выделяют республиканскую и монархическую формы правления. Именно в этих формах правления наиболее четко прослеживается, кто и как правит в государстве, то есть кто осуществляет в нем верховную власть.

Указанные выше формы правления актуальны и поныне, существуя в различных государствах мира, однако, наряду с этим, путем совмещения и появления новых признаков возникают иные, альтернативные формы правления. Особый интерес в этом плане представляет анализ нетипичных форм правления современных государств, проведенный профессором В.Е. Чиркиным[14]. В данном контексте исследование предпосылок и условий формирования в конкретно взятом государстве той или иной формы правления представляется достаточно актуальным.

Большинство специалистов в области теории и истории государства рассматривают предпосылки и условия существования формы государства в конкретно взятой стране, не детализируясь до условий возникновения отдельно формы правления, формы государственного устройства и, что еще реже, формы политического режима, которая является более социально­политической, нежели теоретически-правовой категорией.

Русский философ И.А. Ильин писал, что «...каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным»[15].


Так, например, В.М. Сырых отмечает, что « на форму государства

влияют разнообразные политические, экономические, социальные и иные факторы. Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства. Форма государства представляет собой совокупный итог соотношения классов на том или ином этапе развития общества, способность и решимость каждого класса участвовать в формировании государственной воли и отражать свои интересы в законах и иных нормативно-правовых актах»[16].

В рамках настоящей работы предлагается систематизация и обобщения существующих в науке теории государства и права подхода к факторам, обуславливающим возникновение и существование в государстве конкретной формы правления. В общем контексте их следует свести к следующим: территориально-географические, экономические, социально-политические, социально-духовные, социально-исторические и фактор политического режима. Рассмотрим каждый их них подробнее.

Территориально-географические факторы. Для формы правления определенное значение придает климатические условия. В свое время, в трактате «Государь»[17] Н. Макиавелли связывал форму правления и географическим расположением государства - северным государствам более типична монархия, а, в свою очередь, южным народам свойственная республика.

Расположение государства также оказывает определенное влияние на форму правления косвенно. Наличие выхода к морю, полезных ископаемых, особенность территории государства (островное или континентальное), единство и целостность территории государства (колонии, доминионы и метрополии), отсутствие анклавов и проч. оказывает влияние на экономические факторы, влияющие на форму правления в государстве.

Экономические факторы. В рамках классического подхода, в обществах, не имеющих прочных экономических связей, появляется потребность в сильной централизованной стабильной власти, естественной формой правления которой становится монархия. В свою очередь, общества, основанных на отношениях экономического обмена между свободными, политически эгалитарными субъектами (собственниками) свойственна республиканская форма правления. В аналогичных связках влияние оказывают экономический уклад (одноукладная или многоукладная экономика), уровень экономического развития общества, тип и характер производственных отношений (производящая экономика или ресурсная), степень экономической стабильности общества и проч. Так, монархической форме правления более свойственна одноукладная, ресурсная экономика, низкий уровень экономического развития общества, а республиканской форме правления, наоборот, многоукладная производящая экономика соответственно.


Социально-политические факторы, которые выражаются в наличии и расстановке политических сил в обществе, степень их организации, социальной поддержки (чьи интересы эти политические силы выражают), какое влияние они имеют на формирование и осуществление государственной власти, а также доминирующая государственная и общественная идеологии по поводу управления государством (например, идеи реставрации монархии в России, хотя и культивируются рядом монархических движений, идеологически населением практически не поддерживаются). Исходя из этого, социально-политические факторы предопределяют, какую политическую идею, а, следовательно, форму правления поддерживает общество. Например, реставрация монархии в Испании после режима Франсиско Франко.

Серьезное влияние также оказывает уровень политического сознания и политической культуры общества, а также степень политической активности населения. Более политически культурное общество стремиться к республиканской форме правления. В свою очередь, элементами и, соответственно, факторами политической культуры выступают степень политической стабильности общества, а также характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и проч.).

Социально-духовные факторы, в котором находят свое отражение отношение государства к религии (отделение церкви от государства свойственно республикам, сближение - монархиям), а также национальный состав населения - моноэтнические государства более склонны к монархической форме правления, многонациональные государства способны учитывать и защищать интересы всего своего многонационального народа посредством республиканской формы правления.

Социально-исторические факторы, которые выражаются в историческом развитии государства, менталитете общества, их традициях, обычаях, общей культуры, которые способны предопределять форму правления в стране. Большинство из ныне существующих монархий являются данью социально-исторического фактора - как дань устоявшейся традиции управления.

Фактор политического режима, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления более опосредствованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве. Это объясняет, почему невозможен прямой перенос политической формы, исторически возникшей в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование мирового и частного опыта отдельных народов с его последующей адаптацией к конкретно - историческим условиям того или иного государства.


Внешнеполитические факторы которые представляют собой:

- политическое окружение государства;

- внешнеполитическое заимствование, ввиду взаимодействия и восприятия тех или иных элементов формы государства, в том числе и формы правления (зачастую это является политико-правовым обменом опытом);

- внешнеполитическое давление (внешнеполитическое навязывание), посредством которого одно государство (группа государств) путём экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы.

Влияние внешних факторов на формы государства может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях. Важность выбора конкретной формы государства объясняет то, что в некоторых случаях решение этого вопроса протекает в обстановке острых конфликтов (кратковременных или продолжительных), борьбы, которая может проходить как в мирных, так и немирных формах.

1.3.Роль церкви в становлении формы правления

В полной мере отразить всю значимость роли церковных органов власти в форме правления Российского государства второй четверти XVIII века без первоначального рассмотрения исторического аспекта взаимоотношений церкви и государства весьма проблематично.

Согласно постулатам Римского права, явившегося прообразом всех последующих правовых систем, источником верховной власти в государстве выступал народ, который путем выборов, либо иным образом, делегировал царям, позднее — консулам, а затем — императорам высшие полномочия, изначально именуемые «империум». Позднее данное понятие стало употребляться совместно с наименованием государства, на территорию которого простиралась делегированная императору власть. В Византийском государстве император стал именоваться «автократом» или «самодержавцем». Тем самым подчеркивалось, что выше стоит лишь «Пантократор» или «Вседержитель», то есть сам Бог[18].

Доминирующее в культуре восточных государств представление о Божественном происхождении власти монарха уходит своими корнями в Святое писание. В «Ветхом завете» содержится повествование о страданиях еврейского народа во времена отсутствия правителей, и описываются мольбы к Богу с просьбой вновь устроить бытие, результатом которых и явилось божественное дарование царей народу Израиля.