Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (.ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Достоверным является и факт избрания шведских королей. Шведское дворянство избирало короля и могло сместить его с занимаемого им престола. Как отмечают шведские историки, в различных исторических источниках по-разному определяется численный и персональный состав избирателей, а также используется различная терминология для определения процедуры. Но суть везде одна и та же — в средние века именно шведская аристократия избирала монарха.

Правда, так же как и в Норвегии в XI-XIV вв., в Швеции существовало неписаное правило, что вновь избираемый монарх приходился родственником предыдущему монарху. Исключений практически нельзя назвать: кроме Сверкера Старшего и Эрика Эдвардссона, которые не приходились кровными родственниками предыдущим монархам. В первом случае Сверкер женился на вдовствующей королеве, а во втором — Эрик вступил в брак с внучкой прежнего короля.

На третьем, выделяемом нами этапе исторического развития нетипичных форм государственного правления (конец XVIII в. — 1917/1918 гг.) центральное место занимает конституционное развитие государств Америки, конституционные опыты Франции и других европейских государств в период во время и после наполеоновских войн, проекты русских декабристов.

Начало этого этапа во времени определяется не конкретной датой, а совпавшими по времени событиями: провозглашением Декларации независимости (1776) и последовавшая за этим Война за независимость США (1776-1783), Великая Французская революция, принятие Декларации прав и свобод в 1789 г., а также других документов в революционной Франции, писаной конституции Речи Посполитой и др.[28]

Кроме Декларации независимости США, огромный вклад в развитие мировой государственно-правовой мысли о формах государственного правления внесли также первый основной закон североамериканских штатов — Статьи Конфедерации от 15 ноября 1777 г., Парижский мирный договор 1783 г., которым закончилась Война за независимость США от Англии, и политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея «Федералист». В дальнейшем исследователям форм государственного правления может оказаться полезным для изучения опыт составителей конституции Конфедеративных Штатов Америки от 11 марта 1861 г.

2.2.Нетипичные формы правления в современных государствах.


В настоящее время основной концепцией в теории государства и права рассматривается концепция государства как формы правовой организации деятельности политической власти. В целом это является обоснованным и справедливым решением, так как государство было создано обществом. Организация и устройство государственной власти понимается как форма государства, которая находится в неразрывной связи с сущностью государства[29].

Каждая форма правления зависит от многих факторов. Сильное воздействие на формы правления оказывает культурный уровень населения, их национальные особенности, традиции, религиозное мировоззрение, природные условия, субъективные факторы и т. д.

Существует несколько нетипичных форм правления: монархия с республиканскими элементами «республиканская монархия», республика с монархическими элементами «монархическая республика», полупрезидентская (полупарламенская) республика, теократическая республика, полуабсолютная монархия, полудуалистические (полу­парламентарные) монархии.

«Республиканская монархия» обладает отличительным признаком - систематический выбор главы государства, при котором избираться может только правитель составных частей федерации, простые граждане не могут избираться на пост главы государства. На выборах главы государства участвуют монархи федераций данного государства, и после оговаривается срок полномочий, после чего выборы проходят вновь. Пример стран с республиканской монархией: Малайзия, ОАЭ[30].

«Монархическая республика» отличается от монархии с республиканскими элементами тем, что глава государства может править пожизненно и даже передавать свою власть по наследству. Формально, глава государства в странах с такой системой, может избираться, назначаться на должность, но фактически население не влияет на выборы. Примером такого государства в настоящее время является КНДР, где власть передается по наследству.

Еще одной формой правления является теократическая республика. При данной форме правления монарх осуществляет духовную и политическую власть в одном лице. Например, Римский Папа - глава Римской католической церкви является главой государства внутри территории Рима - Ватикан. Более того признаки теократи­ческой республики встречаются в некоторых исламских государствах. Таким образом по статье 59 Конституции 1979 года Исламской Республики Ирана: «Управление Исламской Республики Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, которые функционируют под контролем абсолютного правления религиозного Лидера и согласно ниже следующим статьям Конституции. Указанные власти независимы друг от друга». Главой государства является Высший руководитель «Рахбар». Он определяет внешнюю и внутреннюю политику, а также общее развитие страны. Рахбар избирается советом экспертов, который в свою очередь избирается населением среди списка кандидатур из духовенства. Исполнительную власть в стране осуществляет президент, который избирается всенародным голосованием[31].


Полуабсолютная монархия, это монархии которые сочетаю в себе черты абсолютной и ограниченной монархии. В современном мире нет абсолютных монархий в чистом виде, когда вся власть безраздельно принадлежит монарху, а конституция и парламент отсутствуют. Фактически, существуют страны, где монарх властвует безраздельно при наличии парламента и конституции (монарх может приостановить действие конституции, отменить любой акт парламента, так как обладает правом абсолютного вето. Примеры таких стран: Бахрейн, Свазиленд, Кувейт.

Полудуалистичесские (полупарламентарные) монархии, это монархии, которые сочетают в себе как черты дуалистической, так и парламентарной монархий. Если сильнее влияние парламента, то монархия полупарламентарная, а если преобладают черты дуалис­тической монархии, она считается полудуалистической[32].

Полупрезидентская (полупарламентарная) республика — это республика, сочетающая в себе черты президентской и парла­ментарной республик. Для полупрезидентской республики характерен дуализм исполнительной власти. Образцом полупрезидентской республики является Франция, а также бывшие социалистические страны (Польша, Болгария, Литва и др.) Президент избирается населением и наделяется обширными полномочиями[33]. Он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает основными полномочиями в сфере исполнительной власти. Однако, правительство, назначенное президентом и работающее под его руководством, нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что «чистых», то есть традиционных форм правления остается все меньше. Это вызвано различными причинами: стремление к устранению недостатков предыдущих форм правления, влияние гуманистических идей, борьба и давление прогрессивных сил общества и многие другие причины [4, с. 109-115].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Форма государства представляет собой совокупность его внешних признаков, выражает особенности организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, характер взаимоотношений государственных органов друг с другом и с населением, а также средства и методы, применяемые государством в управлении обществом.

На форму государства оказывают влияние различные факторы, которые делают каждое государство уникальным по форме: политические (соотношение политических сил, их расстановка по силе, возможности влияния на установление формы государства); исторические; экономические; идеологические; религиозные; национальные традиции, национальный состав населения; политическое и правовое сознание общества; культурные особенности; размеры территории и т.д.


Традиционно форму государства рассматривают как единство трех элементов: формы правления; формы государственно-территориального устройства; формы организации и осуществления государственной власти.

В настоящее время мы наблюдаем республиканские и монархические формы правления. Республиканская форма правления представлена как традиционными видами - президентской, парламентской и смешанной, так и нетипичными разновидностями - социалистической и суперпрезидентской. К монархии относятся абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная), которая, в свою очередь, делится на дуалистическую и парламентарную. Можно констатировать, что сочетание различных видов правления в конечном итоге развивает юридические признаки формы правления, добавляя в них не только новые юридические элементы, но и реальное политическое взаимодействие государственных органов разных ветвей власти.

В результате исторического обзора развития института нетипичных форм государственного правления становится видно, что фактически это история прецедентов в отдельных случаях, которые сначала выбивались из общего направления функционирования форм государственного правления, а затем адаптировались в других государствах как более гибкие модели, которые отвечают потребностям этих государств в их историческом развитии, а сами нетипичные формы государственного правления являются результатом отбора в результате многочисленных проб и ошибок наиболее приспособленных к конкретным условиям форм государственного правления.

В заключение, как показывает опыт многих стран, появление «гибридных» форм правления в основном несет положительные моменты. Основным и наиболее значимым плюсом нетипичных форм правления является улучшение взаимодействия органов государственной власти, что приводит к стабильности управления страной.

Таким образом, неклассическая форма правления представляет собой более совершенную модель управления государством, и, тем самым, способствует развитию и процветанию страны, а также позволяет обеспечить достойную жизнь гражданам такого государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев  А.Р.  Российская  государственность  в  терминах.  IX  —  начало  XX  века,  2011  г.  //  Национальная  историческая  энциклопедия:  сайт.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://interpretive.ru/dictionary/970/word/cerkovnaja-reforma-petra-i  (дата  обращения:  05.10.2019).
  2. Андреев  И.Л.,  И.Н.  Данилевский,  В.В.  Кирилов,  Н.М.  Островский  Форсированный  курс  подготовки  к  экзамену  по  истории  России:  учебное  пособие.  —  М.:  Эксмо,  2015.  —  464  с.
  3. Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах / Й. Благож. -М.: Юрид. Лит., 1985. 152с.
  4. Борисенков А.А. Форма правления – способ политического влияния // Политика и общество. 2011. № 5. С. 20.
  5. Борисенков А.А. Форма правления – способ политического влияния // Политика и общество. 2011. № 5. С. 22.
  6. Борисенков А.А. Форма правления – способ политического влияния // Политика и общество. 2011. № 5. С. 23.
  7. Византия  и  «симфония  властей»  //  Ассоциация  Православных  Экспертов:  сайт.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.raskol.net/content/§23-vizantiya-i-«simfoniya-vlastei»  (дата  обращения:  05.10.2019).
  8. Исаев Б.А. Понятие и типология нетипичных форм правления // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 3. С. 88.
  9. Исаев Б.А. Понятие и типология нетипичных форм правления // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 3. С. 89.
  10. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Питер, 2013. С. 128.
  11. Кушнаренко И.А. Концепция устойчивого развития и перспективы государственности: дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.08, 09.00.11. - Москва, 2001. - 344 с.
  12. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. - М. : Издательство «Спарк», 1998. - 448 с.
  13. Лапина Н. Форма правления: оценки и интерпретации // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 6. С. 17.
  14. Лапина Н. Форма правления: оценки и интерпретации // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 6. С. 19.
  15. Лядов А.О. Право. / А.О. Лядов, А.В. Евсеев, И.В. Петров. - СПб. : ИЭО СПбУТУиЭ, 2012. - 315 с.
  16. Макиавелли Н. Избранные произведения. М. : Художественная литература,1982.
  17. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. - М. : Российское юридическое образование, 2010.- с69
  18. Паламарчук  П.  О  русском  монархизме  //  Монархистъ.  —  1999.  —  №  37.  —  С.  1—2. 
  19. Розанов  Н.П.  История  московского  епархиального  управления  со  времени  учреждения  Святейшего  синода.  —  М.,  1869.  Ч.  1.  Кн.  1.
  20. Романов И.И. Соотношение политического и государственно-правового режимов // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 2. С. 201.
  21. Российский  государственный  архив  древних  актов  (РГАДА)  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  —  URL:  http://libinfo.org/index/index.php?id=3621  (дата  обращения:  05.10.2019).
  22. Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран: учебник/ Б.А. Страшун — М.: Изд-во БЕК, 2005. - 146-152 с.
  23. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. М. : Юстицинформ, 2012. - 704 с.
  24. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: учебник / под ред. М.Н. Марченко. - М. : Издательство «Зерцало-М», 2011. - 516 с.
  25. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М. : Юристъ, 2003. - 592 с.
  26. Тихомиров  Л.А.  Единоличная  власть  как  принцип  государственного  строения.  —  Нью-Йорк.:  National  Printing  &  Publishing  C,  1943  г.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121.html  (дата  обращения:  05.10.2019).
  27. Чиркин В.Е. Государствоведение : учебник / В.Е. Чиркин -2-е изд., испр. и доп. - М : Юристъ, 2000 -140 с.
  28. Чиркин В.Е. Государствоведение : учебник / В.Е. Чиркин -2-е изд., испр. и доп. - М : Юристъ, 2000 -146
  29. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве / Государство и право. -1994. -№1 — с.109-115.
  30. Чиркин В.Е.Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. - 1994. - № 1. - С. 109-115.
  31. Шаханин В. А. Взгляды Аристотеля на организацию государственной власти // Актуальные проблемы права: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). - М. : Буки-Веди, 2013. - С. 5-13.

  1. Борисенков А.А. Форма правления – способ политического влияния // Политика и общество. 2011. № 5. С. 20.

  2. Лапина Н. Форма правления: оценки и интерпретации // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 6. С. 17.

  3. Борисенков А.А. Форма правления – способ политического влияния // Политика и общество. 2011. № 5. С. 22.

  4. Лапина Н. Форма правления: оценки и интерпретации // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 6. С. 19.

  5. Борисенков А.А. Форма правления – способ политического влияния // Политика и общество. 2011. № 5. С. 23.

  6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М. : Юристъ, 2003. - 592 с.

  7. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. - М. : Российское юридическое образование, 2010.- с69

  8. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. М. : Юстицинформ, 2012. - 704 с.

  9. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: учебник / под ред. М.Н. Марченко. - М. : Издательство «Зерцало-М», 2011. - 516 с.

  10. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. - М. : Издательство «Спарк», 1998. - 448 с.

  11. Лядов А.О. Право. / А.О. Лядов, А.В. Евсеев, И.В. Петров. - СПб. : ИЭО СПбУТУиЭ, 2012. - 315 с.

  12. Шаханин В. А. Взгляды Аристотеля на организацию государственной власти // Актуальные проблемы права: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). - М. : Буки-Веди, 2013. - С. 5-13.

  13. Кушнаренко И.А. Концепция устойчивого развития и перспективы государственности: дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.08, 09.00.11. - Москва, 2001. - 344 с.

  14. Чиркин В.Е.Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. - 1994. - № 1. - С. 109-115.

  15. Шаханин В. А. Взгляды Аристотеля на организацию государственной власти // Актуальные проблемы права: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). - М. : Буки-Веди, 2013. - С. 5-13.

  16. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. М. : Юстицинформ, 2012. - с.49

  17. Макиавелли Н. Избранные произведения. М. : Художественная литература,1982.

  18. Паламарчук  П.  О  русском  монархизме  //  Монархистъ.  —  1999.  —  №  37.  —  С.  1—2. 

  19. Тихомиров  Л.А.  Единоличная  власть  как  принцип  государственного  строения.  —  Нью-Йорк.:  National  Printing  &  Publishing  C,  1943  г.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121.html  (дата  обращения05.10.2019).

  20. Византия  и  «симфония  властей»  //  Ассоциация  Православных  Экспертов:  сайт.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.raskol.net/content/§23-vizantiya-i-«simfoniya-vlastei»  (дата  обращения:  05.10.2019).

  21. Андреев  И.Л.,  И.Н.  Данилевский,  В.В.  Кирилов,  Н.М.  Островский  Форсированный  курс  подготовки  к  экзамену  по  истории  России:  учебное  пособие.  —  М.:  Эксмо,  2015.  —  464  с.

  22. Андреев  А.Р.  Российская  государственность  в  терминах.  IX  —  начало  XX  века,  2011  г.  //  Национальная  историческая  энциклопедия:  сайт.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://interpretive.ru/dictionary/970/word/cerkovnaja-reforma-petra-i  (дата  обращения:  05.10.2019).

  23. Российский  государственный  архив  древних  актов  (РГАДА)  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  —  URL:  http://libinfo.org/index/index.php?id=3621  (дата  обращения:  05.10.2019).

  24. Розанов  Н.П.  История  московского  епархиального  управления  со  времени  учреждения  Святейшего  синода.  —  М.,  1869.  Ч.  1.  Кн.  1.

  25. Исаев Б.А. Понятие и типология нетипичных форм правления // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 3. С. 88.

  26. Романов И.И. Соотношение политического и государственно-правового режимов // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 2. С. 201.

  27. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Питер, 2013. С. 128.

  28. Исаев Б.А. Понятие и типология нетипичных форм правления // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 3. С. 89.

  29. Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран: учебник/ Б.А. Страшун — М.: Изд-во БЕК, 2005. - 146-152 с.

  30. Чиркин В.Е. Государствоведение : учебник / В.Е. Чиркин -2-е изд., испр. и доп. - М : Юристъ, 2000 -140 с.

  31. Чиркин В.Е. Государствоведение : учебник / В.Е. Чиркин -2-е изд., испр. и доп. - М : Юристъ, 2000 -146

  32. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве / Государство и право. -1994. -№1 — с.109-115.

  33. Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах / Й. Благож. -М.: Юрид. Лит., 1985. 152с.