Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Понятие, структура, сущность и виды мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В младшем школьном возрасте происходит наиболее значительное формирование личности. Они характеризуются новыми отношениями со сверстниками, взрослыми, которые входят в систему коллектива, происходит включение в новый вид деятельности – это конечно же учение, которое предъявляет свои требования у ребенку [18].

Все эти возрастные и индивидуальные особенности необходимо учитывать при построении работы с ребенком, направленной на формирование его познавательной активности, а также учебной мотивации.

В педагогике различают следующие виды мотивации:

  1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности:

«Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

«Положительная», которая выступает в двух формах:

– определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими);

– определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности:

– связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора);

– заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей) [20].

Таким образом, мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

1.2 Возрастные особенности формирования учебной мотивации

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.


Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7–10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10–15 лет, учащиеся 5–9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15–17 лет, учащиеся 10–11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.

Учебная деятельность побуждается целой системой разнообразных мотивов, причем для детей разного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие – второстепенными [5].

Исследования ученых-психологов показали также, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. Например, у первоклассников эти мотивы занимают третье место, а у третьеклассников – пятое. В системе мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса.

К концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Л.И. Божович, Л.С. Славина и др. определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Она состоит в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. На рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией.

Эта широкая потребность образует так называемую субъективную готовность к школе. Наряду с этим существует и объективная готовность к школе – уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу.

Если проследить общую динамику мотивов учения от I к III классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т.д.), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее – к способам добывания знаний.

М.Е. Вайндорф-Сысоева отмечает, что познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В последние годы психологические исследования показали, что уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способам приобретения знаний. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг [4].


Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в I класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными.

Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную их динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы. Эту тенденцию к «мотивационному вакууму» на рубеже начальной и средней школы наблюдают учителя, ее фиксируют и специальные исследования. Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в I–II классах и заметно снижается в III классе как городских, так и сельских школ.

Г.М. Донской подчеркивает, что динамичность мотивации таит в себе опасность. Если не управлять ею, наблюдается снижение ее уровня, не формируются общественно ценные мотивы. Задача повышения качества знаний, умений, навыков требует максимума внимания к мотивационной сфере учения. Возникает необходимость управлять не только умственными действиями, но и мотивами усвоения знаний [11].

Выделяют положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника.

В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:

– недостаточно действенны, т.к. сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;

– неустойчивы, т.е. ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться;

– малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;

– слабо обобщены, т.е. охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам;

– содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения, а не на способы учебной деятельности;

– до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе [7].


Все эти особенности обусловливают снижение уровня мотивации учения младшего школьника.

Итак, можно сделать следующий вывод: развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях – он включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. Главное содержание мотивации в этом возрасте – «научиться учиться». Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.

1.3 Факторы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте

В настоящее время школьное обучение включает в себя не только направленность на усвоение учащимися программной совокупности знаний, но и представляет в качестве преобладания, развитие личности, учебно-познавательной мотивации, творческих способностей.

В процессе обучения младших школьников зачастую нарушается

соотношение собственной учебно-познавательной активности ученика и воздействия учителя на его учебную деятельность, что ведет, как правило, к снижению субъектной активности ребенка и, в конечном итоге, отрицательно влияет на развитие учебной мотивации младшего школьника.

Главный фактор формирования учебной мотивации учащихся начальных классов – это комплекс педагогических условий, при постоянной реализации которых имеется возможность повысить уровень сформированности учебной мотивации младших школьников. Следует подчеркнуть, что:

– профессионально-педагогические условия зависят от готовности и профессиональной подготовки педагога к систематической работе по развитию учебной мотивации младшего школьника;

– процессуальные условия – это такие условия, в которых реализуется принцип преемственности в процессе развития учебной мотивации ученика и его познавательных интересов;

– непременное требование к методической составляющей процесса формирования мотиваций учебной деятельности учащихся начальной школы – повышение мотивационного потенциала урока за счет активизации у учащихся ярких впечатлений, чувств, творческого начала, которые вызывают и формируют личностное отношение к учебному материалу, как и к процессу решения учебно-познавательных задач [17].


В научном дискурсе мотивация является одной из фундаментальных проблем, к разработке которой приступили как в российской, так и в зарубежной педагогике. В педагогическом ракурсе особенно актуальным предстает первый школьный этап образования, в котором закладываются все его основы, включая разработку методики формирования учебной мотивации у младших школьников в условиях нетрадиционных форм организации урока, характеризующихся нестандартным подходом к отбору содержания учебного материала, сочетанию методов обучения, внешнему оформлению.

Работу по формированию учебной мотивации младших школьников, без преувеличения, можно отнести к одной из главных задач современного образования. Проблема учебной мотивации на данный момент достаточно актуальна как в России, так и за рубежом. Эта актуальность объясняется постоянно изменяемым содержанием образования его разработчиками, постановкой новых задач по формированию у детей приемов саморазвития, самообразования, активной жизненной позиции.

Мотивация существенно влияет на качество учебного процесса и от нее зависит, насколько будет успешной учебная деятельность. Низкий уровень учебной мотивации или ее отсутствие неминуемо ведут к снижению успеваемости, а в худшем случае, к деградации личности. Вот почему с уверенностью можно утверждать, что основополагающей задачей педагога становится формирование мотивации учения [25].

Педагогу необходимо учесть все особенности ребенка: как возрастные, так и поведенческие. Именно при соблюдении этого условия можно ближе подойти к тому, чтобы направить не только действия ребенка, но и его мотивацию в нужное направление. И, учитывая то, что мотивационная сфера ребенка – очень сложное понятие, педагогу не просто сформировать ее и достичь желаемого результата.

Чтобы сформировать учебную мотивацию у младшего школьника, необходимо не только заложить уже готовые мотивационные установки и цели, но и создать для учащегося такие условия, при которых он мог бы в полной мере проявить свою активность, а желаемые мотивы и цели сочетались бы и развивались с учетом накопившегося опыта, стремлений и индивидуальности.

Для формирования устойчивой положительной учебной мотивации представляются ценными: качественный анализ деятельности ученика, акцентирование на положительных моментах, продвижение в изучении учебного материала и нахождение причин недоработок. Качественный анализ деятельности каждого ребенка, в первую очередь, направляется на формирование у него адекватной оценки своей работы и ее самоанализ.