Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Понятие, структура, сущность и виды мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анкета для учителей начальных классов «Методы формирования учебной мотивации у младших школьников в процессе обучения»

Отметьте цифрами 0 – не применяю, 1 –применяю иногда, 2 – применяю регулярно, то, что считаете верным.

  1. Эмоциональные методы формирования мотивации:

– порицание – 0, 1, 2;

– поощрение – 0, 1, 2;

– учебно-познавательная игра – 0, 1, 2;

– создание ситуации успеха – 0, 1, 2;

– стимулирующее оценивание – 0, 1, 2;

– удовлетворение желания быть значимой личностью – 0, 1, 2;

  1. Познавательные методы формирования мотивации:

– опора на жизненный опыт – 0, 1, 2;

– познавательный интерес – 0, 1, 2;

– создание проблемной ситуации – 0, 1, 2;

– побуждение к поиску альтернативных решений – 0, 1, 2;

– выполнение творческих заданий – 0, 1, 2;

– «мозговая атака» – 0, 1, 2;

  1. Волевые методы формирования мотивации:

– предъявление учебных требований – 0, 1, 2;

– информирование об обязательных результатах обучения – 0, 1, 2;

– формирование ответственного отношения к учению – 0, 1, 2;

– познавательные затруднения – 0, 1, 2;

– самооценка деятельности и коррекция – 0, 1, 2;

– рефлексия поведения – 0, 1, 2;

  1. Социальные методы формирования мотивации:

– развитие желания быть полезным отечеству – 0, 1, 2;

– побуждение подражать сильной личности – 0, 1, 2;

– создание ситуаций взаимопомощи – 0, 1, 2;

– заинтересованность в результатах коллективной работы – 0, 1, 2;

– взаимопроверка – 0, 1, 2;

Ответы учителей по каждому виду методов формирования мотивации

суммировались, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты анкетирования учителей по использованию различных методов формирования мотивации

Классы

Эмоциональные методы мотивации

Познавательные методы мотивации

Волевые методы мотивации

Социальные методы мотивации

Средний балл

3 «Б»

1,25

1,25

1,52

1,49

1,38

3 «В»

1,34

1,27

1,54

1,51

1,42

Результаты анкетирования, представленные в таблице, показали, что наиболее часто учителя обоих классов применяют волевые методы мотивации. Среди них наиболее востребованы следующие: «предъявление учебных требований», «информирование об обязательных результатах обучения», «формирование ответственного отношения к учению». Этот метод применяют 58% учителей данной параллели. Социальные методы мотивации используют 52% учителей. В данном случае самый низкий показатель у группы познавательных методов. В наименьшей степени применяются эмоциональные (30%) и познавательные (43%) методы мотивации, что подтверждается результатами анкетирования учеников этой параллели.


Оценка уровня использования методов формирования мотивации показала, что на оптимальном (более 85%) и достаточном уровне (65–85%) такими методами владеют: в группе волевых методов – предъявление учебных требований – 100%; информирование об обязательных результатах обучения – 86,7%; формирование ответственного отношения к учебе – 100%; развитие познавательного интереса – 100%; опора на жизненны опыт – 67%.

В то же время достаточно редко применяются методы, стимулирующие развитие творческих способностей учеников, умение применять знания в новой ситуации и учебно-познавательные игры (последний метод применялся в начальной школе больше остальных). Из 29 указанных в анкете методов мотивации регулярно применяются учителями на уроках только 10 (или 1/3 часть), что недостаточно для успешного формирования устойчивой мотивации учебной деятельности.

Вывод: с помощью методики Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов», использованной в исследовании, удалось провести диагностику учебной мотивации младших школьников. Индивидуальное обследование учащихся позволило получить наиболее искренние ответы на вопросы. Анкетирование учителей начальных классов помогло определить уровень использования методов формирования учебной мотивации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа проведённой работы выявлены факторы формирования мотивации учебной деятельности у учащихся начальной школы такие как – учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; опора на индивидуальный опыт учащегося; активизация эмоциональной сферы ребенка посредством мотивационного потенциала урока. В ходе исследования были рассмотрены особенности формирования учебной мотивации у младших школьников в процессе обучения, а также понятия, структура, сущность и виды мотивации. Для диагностики учебной мотивации младших школьников была использована методика Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов». Одним из методов стала экспериментальная работа, которая проводилась на базе школы № 20 станицы Казанская.

Результаты анкетирования по методике Н.Г. Лускановой в контрольном и экспериментальном классе показали, что высокий уровень учебной мотивации показали 5 человек 3 «В» класса и 7 человек 3 «Б» класса, т.к. набрали свыше 25 баллов, что составило 17,5% и 27% соответственно. Средний уровень учебной мотивации показали 12 человек в 3 «В» классе и 13 человек в 3 «Б» классе, набрав свыше 15 баллов, что составило 40% и 43,5% соответственно. Низкий уровень учебной мотивации показали 13 человек 3 «В» класса и 10 человек 3 «Б» класса, которые набрали выше от 9 до 14 баллов.


Основываясь на результатах анализа, пришли к выводу, что необходимо вести работу по повышению уровня учебной мотивации младших школьников.

Также на констатирующем этапе эксперимента было проведено анкетирование учителей третьих классов СОШ № 20 станицы Казанская о формировании учебной мотивации учащихся 3 «Б» и 3 «В» классов. В процессе диагностики был изучен уровень овладения учителями основными методами учебной мотивации и стимулирования деятельности младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c.
  2. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии: учебник для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. – 420 c.
  3. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
  4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учебное пособие. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
  5. Вульфов Б.З. Педагогика: учебное пособие для бакалавров. – М. : Юрайт, 2013. – 511 c.
  6. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: учебник. – Киев, 2014.
  7. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
  8. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 479 c.
  9. Донской Г.М. Педагогика: учебник. – М. : Приор, 2013. – 691 с.
  10. Зимняя И.А., Малахова В. А. Педагогика: учебник. – М. : Педагогика, 2014.
  11. Исаев Е.И. Педагогическая психология: учебник. – М. : Юрайт, 2014. – 310 с.
  12. Князева В.В. Педагогика: учебник. – М. : Вузовская книга, 2016. – 872 c.
  13. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c.
  14. Коржуев А.В. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска: учебное пособие. – М. : КД Либроком, 2015. – 304 c.
  15. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии: учебник. – М. : Юрайт, 2012. – 496 c.
  16. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник и практикум для СПО. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 364 c.
  17. Луковцева А.К. Психология и педагогика: курс лекций. – М. : Мир и Образование, 2013. – 192 c.
  18. Мандель Б.Р. Педагогика: учебное пособие. – М. : Флинта, 2014. – 288 c.
  19. Медведева П.А. Исследование уровня школьной мотивации младших школьников // БМИК. – 2015. – №5.
  20. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2015.– 739 c.
  21. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: учебник для бакалавров. – М. : Юрайт, 2013. – 777 c.
  22. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М. : ИЦ Академия, 2013. – 496 c.
  23. Столяренко Л.Д. Основы педагогики и психологии: учебное пособие для прикладного бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 134 c.
  24. http://www.cheldeti.ru/health/articles/psihologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_shkolnomu_obucheniyu.html
  25. http://www.wslon.ru/articles/deti/trudnosti-i-pomosh-v-uchyobe/sposoby-motivacii/
  26. https://infourok.ru/uchebnaya_motivaciya_kak_pokazatel_kachestva_obucheniya_mladshih_shkolnikov-157542.htm

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника

Н.Г. Лускановой

Вопросы и варианты ответов анкеты

1

Тебе нравится в школе?

Нравится

не очень нравится не нравится

2

Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

иду с радостью; бывает по-разному;

чаще хочется остаться дома

3

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

пошел бы в школу; не знаю;

остался бы дома

4

Тебе нравится, когда отменяются какие- нибудь уроки?

не нравится; бывает по-разному; нравится

5

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

не хотел бы; не знаю; хотел бы

6

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не хотел бы; не знаю; хотел бы

7

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

часто; редко;

не рассказываю

8

Ты хотел бы, что б у тебя был другой, менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель; точно не знаю;

хотел бы

9

У тебя в классе много друзей?

много; мало;

нет друзей

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся

не очень нравятся не нравятся

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Протокол результатов диагностики уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой в 3 «Б» классе

№ п\п

Учащиеся

Класс

Вопросы (баллы)

Уровни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

высокий

средний

низкий

1

001

3 Б

3

3

3

1

3

3

1

3

3

3

26

2

002

3 Б

3

1

1

3

1

0

0

1

1

1

12

3

003

3 Б

3

0

3

1

1

1

3

0

3

0

15

4

004

3 Б

3

0

3

1

1

1

3

0

3

0

15

5

005

3 Б

3

0

0

0

3

1

1

0

1

0

9

6

006

3 Б

3

3

3

1

1

1

0

3

3

0

18

7

007

3 Б

3

0

0

3

0

0

1

1

3

0

11

8

008

3 Б

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

9

009

3 Б

3

3

1

1

0

1

1

3

1

0

14

10

010

3 Б

3

3

3

1

1

1

0

3

0

1

16

11

011

3 Б

3

3

3

1

0

0

1

0

1

1

13

12

012

3 Б

3

3

3

1

1

1

0

3

3

0

18

13

013

3 Б

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

14

014

3 Б

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

15

015

3 Б

3

1

1

1

0

1

1

0

1

1

10

16

016

3 Б

3

3

1

1

1

3

1

1

3

0

17

17

017

3 Б

3

3

1

1

1

0

0

0

1

0

10

18

018

3 Б

1

1

1

0

1

1

0

1

3

0

9

19

019

3 Б

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

20

020

3 Б

3

3

3

1

1

1

0

1

1

1

15

21

021

3 Б

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

22

022

3 Б

3

3

3

1

3

3

1

3

3

3

26

23

023

3 Б

3

3

3

1

0

0

1

0

1

1

13

24

024

3 Б

3

3

1

1

1

3

1

1

0

3

17

25

025

3 Б

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

26

026

3 Б

3

3

3

1

1

1

0

3

1

3

19

27

027

3 Б

3

3

3

1

1

1

0

3

3

0

18

28

028

3 Б

3

3

3

1

1

1

0

3

3

0

18

29

029

3 Б

3

3

1

1

0

1

1

3

0

1

14

30

030

3 Б

3

3

3

1

1

1

0

3

1

3

19

Итого

7

13

10


Протокол результатов диагностики уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой в 3 «В» классе

№ п\п

Учащиеся

Класс

Вопросы (баллы)

Уровни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

высокий

средний

низкий

1

001

3

3

1

1

1

0

1

1

3

1

15

2

002

3

3

3

1

1

1

1

3

0

0

16

3

003

3

3

1

1

1

0

1

1

3

1

15

4

004

3

3

3

1

3

3

1

3

3

3

26

5

005

1

1

1

0

1

1

1

3

0

0

9

6

006

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

7

007

3

3

3

1

1

1

0

3

3

0

18

8

008

3

0

0

3

0

0

1

1

3

0

11

9

009

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

10

010

3

3

3

1

3

3

1

3

3

3

26

11

011

3

3

1

1

0

1

1

3

1

0

14

12

012

3

3

1

1

1

3

1

1

3

0

17

13

013

3

3

1

1

1

3

1

1

3

0

17

14

014

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

15

015

3

3

1

1

0

1

1

3

1

0

14

16

016

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

17

017

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

18

018

3

0

0

3

0

0

1

1

3

0

11

19

019

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

20

020

3

1

1

3

1

0

0

1

1

1

12

21

021

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

22

022

3

0

0

0

3

1

1

0

1

0

9

23

023

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

24

024

3

0

0

0

3

1

1

0

1

0

9

25

025

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

26

026

3

3

1

1

0

1

1

3

1

0

14

27

027

3

3

3

1

0

0

1

0

1

1

13

28

028

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

29

029

3

3

3

1

0

0

1

0

1

1

13

30

030

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

Итого

7

12

11