Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Понятие, структура, сущность и виды мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что в конце XX – начале XXI столетий смена ценностных ориентиров повлекла за собой существенные изменения в межкультурных и социальных связях, наиболее серьезными и глобальными стали реформы в области российского образования. Происходящие в течение последних нескольких десятилетий преобразования повлияли на смену приоритетов. Сегодня школа должна стать важнейшим фактором формирования личности, жизненных установок, гуманизации общественно-экономических отношений.

Эта идея нашла свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где освещены условия для модернизации системы образования, которая является основой динамичного экономического роста и социального развития современного общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Согласно Концепции, педагоги должны ориентироваться не только на усвоение программы учащимися, но и на развитие личности, творческих способностей, учебно-познавательной мотивации, на которой базируется опыт личной ответственности обучающегося.

Обучение в современной начальной школе отличается несколькими особенностями: нарастающим объемом материала, интенсивностью его изучения, усложнением учебных программ. Понятно, что подобные условия требуют высокого уровня развития личности младшего школьника.

Учебная деятельность в начальной школе – ведущее направление деятельности, и именно в процессе учебной деятельности осуществляется приобщение ребенка к достижениям человеческой культуры. Таким образом, формирование учебной мотивации – самостоятельная задача школьного обучения, не уступающая по важности знаниям, умениям и компетенциям. Во многом приобретение учебной мотивации у младшего школьника предопределяет успешность учебной деятельности в старших классах.

Проведенный анализ научной психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблемой мотивации учебной деятельности и вопросами ее формирования занимались большое количество исследователей. Так, в контексте развития общей мотивационной сферы личности данную категорию рассматривают В.Г. Асеев, Б.И. Додонов, Ю.Н. Кулюткин. Проблеме активизации умственной деятельности личности работы посвятили Л.И. Божович, П.И. Груздев, М.А. Данилов. Кроме этого, мотивацию учебной деятельности рассматривали в различных аспектах: как синтез интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности А.Г. Архипов, М.Б. Беляев, А.Г. Волостникова; В.Б. Бондаревский, Н.В. Елфимова, Л.М. Матюшкин, Г.K. Постникова, В.П.Трусов – в плане избирательной направленности личности; Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Г.К. Гумницкий, Г.С. Костюк – как выражение потребности индивида и т.д.


Анализ практики начального образования, в том числе литературного, показывает, что в процессе обучения младших школьников наблюдается нарушение соотношения собственной учебно-познавательной активности ученика и энергичного воздействия учителя на его учебную деятельность. Такой подход ведет к снижению субъектной активности ребенка и отрицательно влияет не только на развитие учебной мотивации, но и на другие стороны личности младшего школьника. Следовательно, проблема исследования состоит в несоответствии между необходимостью формирования внутренней учебной мотивации младших школьников и недостаточным вниманием учителей начальных классов к актуальности решения этой задачи в процессе обучения.

Цель исследования: выявить уровень и методы формирования учебной мотивации у младших школьников в процессе обучения.

Объект исследования: процесс формирования учебной мотивации младших школьников.

Предмет исследования: методы формирования учебной мотивации учащихся и уровень её развития.

Гипотеза исследования: возможно, учебная мотивация, уровень которой даже в 3-ем классе средний и низкий, играет важную роль в обучении младших школьников, а учителя начальных классов не используют в достаточной мере все известные в науке методы её формирования.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие, структуру, сущность и виды мотивации;
  2. Изучить возрастные особенности формирования учебной мотивации;
  3. Описать факторы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте;
  4. Провести эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; констатирующий этап эксперимента; тестирование; математическая обработка результатов диагностики.

База исследования: МБОУ СОШ № 20 имени Н.Г. Чернышёва станицы Казанская Кавказского района Краснодарского края. В исследовании принимало участие 60 человек 3 «Б» и 3 «В» классов. 3 «Б» класс являлся контрольным (30 чел.), а 3 «В» класс являлся экспериментальным (30 чел.).

1. Теоретические основы учебной мотивации детей младшего школьного возраста


1.1 Понятие, структура, сущность и виды мотивации

К определению таких понятий как «мотив» и «мотивация» в научной литературе имеются различные подходы. Так, современный психолог Р.С. Немов под термином «мотив» понимает фактор, изменяющий поведение, а мотивацию интерпретирует как объединение причин психологического характера, которые объясняют поведение человека, его начало, направленность и активность.[22]

И.П. Подласый характеризует мотив как главенствующую силу дидактического процесса, а мотивация, с его точки зрения, – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания процесса обучения. Это причины заставляют личность не останавливаться, а действовать, совершать поступки [23].

Мотивация является одним из фундаментальных понятий как в российской, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки личностных концепций в современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, а так же поведения. Ответ на главный вопрос, что же побуждает человека к деятельности, каков мотив, для чего и ради чего он осуществляет эту деятельность, как раз и есть основа ее адекватной интерпретации.

Когда люди общаются друг с другом, то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые направили их на такое взаимодействие с другими, а также о тех целях, которые, с большей или меньшей осознанностью, они поставили перед собой. В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, которое включено в выделяемую этим мотивом деятельность [14].

Научно-педагогическая литература по проблеме отличается множественностью подходов к пониманию сущности, природы, структуры, а также методам изучения (Б.Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн и другие). Стоит отметить, что основной методологический принцип, который определяет исследование мотивационной сфере в российской науке – это положение о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации.

Этот принцип разработан на основе исследования системы взаимоотношений человека, соотношения смысла и значения, изменения побуждений и их смысловой контекст и других [16].


Психологи рассматривают мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека (поведения), наивысшим уровнем которой выступает сознательно-волевой. Ученые отмечают, что мотивационная система человека не простой ряд заданных мотивационных констант, а гораздо более сложная структура. В нее входят установки и текущие актуальные стремления, а также область идеального, которая не является действующей, но дает человеку смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения. Таким образом, мотивация – это сложная, многоуровневая неоднородная система побудителей, включающая мотивы, потребности, интересы, стремления, идеалы, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.

Мотивацию понимают как источник активности и одновременно как систему побудителей любой деятельности. Данный вопрос изучается в самых разных аспектах, в силу чего трактуется учеными с различных точек зрения. Исследователи выделяют три составные части мотивации: как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, которая включает в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Стоит отметить, что трактовка понятия «мотив» как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, которая входит в структуру самой деятельности. Человек в своей жизни осуществляет несколько видов деятельности, которые различает по их предметному содержанию. В педагогике по принятой классификации выделяются игровая, учебная и трудовая деятельности. Каждый из видов деятельности имеет определенное содержание потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций. Исследуемая проблема – это мотивы учебной деятельности, которые определяют и характеризуют учебный процесс [10].

К свойствам учебной деятельности можно отнести как общечеловеческие особенности, а также некоторые специфические, которые свойственны исключительно данному деятельности. Перечислим общие черты:

– осознанное осуществление деятельности, обусловленное необходимостью обдумывать, анализировать результаты;

– наличие признака социальности;

– наличие конкретных мотивов на достижение определенных целей.

Исследователи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, и Д.Б. Эльконин отмечали доминантность учебной деятельности, ее ведущий характер. Б.З. Вульфов пишет, что такая деятельность является личностно образующей, и на каждом возрастном этапе формируется целая динамическая система деятельностей, которая призвана решать специальную задачу, отвечающую социальным ожиданиям [6].


Стоит отметить, что младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для того, чтобы «научить учиться». В будущем эта задача решается намного сложнее.

От характера ведущей деятельности зависят изменения способностей ребенка в том или ином периоде его развития, а также определяет:

– основные психические изменения ребенка в данный возрастной период;

– дифференциризацию других видов деятельности;

– перестраивание частных психических процессов, например, теоретического мышления, которое, в свою очередь, формирует способность к

рефлексии, анализу, мысленному планированию [13].

Г.М. Коджаспирова и другие ученые рассматривают учебную деятельность в качестве формы социальной активности, как вид человеческой деятельности, который специально направлен на приобретение социального опыта [15].

С момента начала обучения ребенка в школе происходит установление совершенно новой социальной ситуации развития. В центре данной ситуации непосредственно стоит учитель. В данном возрасте ведущей становится учебная деятельность, это особая форма активности ребенка, которая направлена на самого себя. Главенствующую роль в младшем школьном возрасте играет мышление. Как правило, завершается переход от наглядно- образного к словесно-логическому мышлению. В конце младшего школьного возраста, а быть может, и позже начинают проявляться индивидуальные различия детей. Можно выделить две группы – это теоретики и мыслители. У большей части детей прослеживается равновесие между разными видами мышления, восприятия. На каждой стадии они интерпретируются по своему: 2–5 лет – происходит перечисление предметов на картине, 6–9 лет – уже идет описание картины, 9–10 лет – воспроизведение и интерпретация увиденного [10].

Память в младшем школьном возрасте развивается по двум направлениям – произвольность и осмысление. Ученики легко и непроизвольно могут запомнить материал вызвавший наибольший интерес, либо если это было преподнесено в близкой для них игровой форме, использовались яркие наглядные пособия, но так же на данном этапе развития они уже способны запоминать не достаточно интересный. Совершенствование смысловой памяти дает возможность освоения более широкого круга таких приемов как, деление текста на части по содержанию, составление плана-пересказа [1].

Одним из важных процессов данного возраста становится процесс развития внимания, без сформированности этой важной психической функции процесс реализации обучения не представляется возможным. Во время урока педагог привлекает внимание ребенка и старается удерживать его длительное время. В два раза увеличивается объем внимания в данном возрасте, а так же повышается устойчивость, переключение и распределение внимания.