Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Понятие, структура, сущность и виды мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мотивация является важным составляющим в любой разновидности деятельности человека. Она играет роль побудителя поведения, направляет его и обеспечивает личностный смысл и значимость. Исходя из отмеченного, при формировании учебной мотивации педагогу необходимо учитывать все возрастные особенности учеников. Это позволит проследить развитие интересов каждого ребенка, а также понять и определить мотивы поведения, чтобы в дальнейшем иметь возможность влиять на его мотивационную сферу.

Проблемы учебной мотивации, как правило, возникают по всем школьным предметам. И в учебных, и в методических пособиях предлагаются способы развития и стимулирования учебной мотивации ребенка с учетом особенностей каждого предмета [29].

Овладению знаниями, формированию умений и навыков по предмету способствуют различные игры, когда каждый ученик может активно использовать тематический материал. Игровые ситуации, предложенные в виде конкурсов знатоков, брейн-ринга, «Что? Где? Когда?», вызывают большой интерес и повышают мотивацию учащихся.

Подготовка к тому или иному мероприятию проходит задолго до него. Первым делом идет систематизация подобранного материала, уделяется большое время для прочитывания, запоминания. Затем планируется подготовка к мероприятию. Процесс работы по подготовке к празднику не менее интересен, чем сам праздник. Школьники с большим удовольствием работают над выпуском газет, придумывают открытки, рисуют подходящие иллюстрации. Для активизации познавательного интереса к предмету педагогом разрабатывается план участия детей в различных олимпиадах, тематических конкурсах [2].

Таким образом, использование многообразия учебной и внеурочной работы с применением нетрадиционных форм их организации способствует повышению учебной мотивации, а также возникновению интереса учеников младших классов к изучаемым предметам.

В задачу педагога входит вовлечение как можно большего количества учащихся в предлагаемые виды деятельности. Активное участие в мероприятиях способствует повышению уровня знаний учащихся, дает возможность каждому почувствовать себя более уверенным и успешным, повышает мотивацию к учебной деятельности.

Главными факторами, влияющими на становление положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников, которые необходимо учесть в деятельности педагога, являются:

– содержание материала по учебному предмету;

– организация учебного процесса;

– коллективные и индивидуальные формы работы класса;


– оценивание учебной деятельности;

– стиль педагогической деятельности учителя [9].

Содержание процесса обучения как правило выступает для учеников в первую очередь в виде информации, которую они получают от педагога, из учебной литературы, обучающих телевизионных передач и тому подобных средств передачи информации. Однако сама по себе информация вне потребностей которые могут возникать у ребенка не имеет для него какой-либо ценности, а как следствие не способствует возникновению интереса к учебной деятельности. Поэтому, когда педагог преподносит учебный материал ему необходимо учитывать имеющиеся у учащихся конкретного возраста потребности.

Такими потребностями для учащихся начальной школы выступают:

– потребность в постоянной деятельности;

– потребность в тренировке различных функций, в том числе и психических памяти, мышления, воображения;

– потребность в чем-то новом;

– потребность в эмоциональной окраске процесса обучения;

– потребность в самоанализе;

– потребность в самооценке и др. [21].

Поэтому учебный материал должен преподноситься в такой форме, чтобы он непременно вызывал у младших школьников эмоциональный эффект, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно неординарным,

Важным является и присутствие в оценке качественного, а не количественного анализа учебной деятельности учащихся, выделение положительных сторон, изменения в освоении нового учебного материала, нахождение причин присутствующих недостатков, а не только констатация их наличия.

На формирование учебной мотивации большое влияние оказывает стиль педагогической деятельности учителя, поскольку каждый стиль формирует свой мотив:

– авторитарный стиль формирует «поверхностную» мотивацию учению, мотив «избегания неудач», задерживает формирование «внутренней» мотивации;

– демократический стиль педагогической деятельности способствует формированию «внутренней» мотивации;

– либеральный стиль снижает учебную мотивацию и формирует мотив «надежды на успех» [24].

Развитие внутренней мотивации учения происходит как изменение внешнего мотива на конкретную цель учения.

Каждый шаг процесса обучения является поэтапным переходом от одного мотива к другому, более близкий к цели учения. Поэтому в развитии учебной мотивации учащихся начальных классов необходимо учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.

Развитие внутренней мотивации учения – это движение вперед. Гораздо проще оставаться на месте или двигаться назад. Часто в настоящей педагогической практике педагогов и родителей используются такие «педагогические подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими выступают: чрезмерное внимание и ничем не подкрепленная похвала, неоправданно завышенные отметки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также гиперопека или наоборот жесткие наказания, принижающая критика или полное игнорирование, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных поощрений и иных стимулов.


Важным условием развивающегося изменения мотива на цель является расширение жизненного пространства ученика. Необходимыми мотивами, которые следует формировать у учащихся, чтобы реализовать поставленную главную цель образовательного учреждения является, воспитание личности, развитие широких социальных мотивов и всех внутренних мотивов, в первую очередь мотивов саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования, а также интереса к соответствующим деятельностям по саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию [3].

Еще одним важным условием формирования положительной учебной мотивации младшего школьника является ориентация педагога на индивидуальный опыт учащегося. Любая новая информация, любое новое знание должно исходить из индивидуального опыта ребенка, оно опирается на его интересы, стремления, способности, а так же значимые ценности. В процессе общения на уроке педагога с ребенком происходит не только одностороннее воздействие на ученика со стороны учителя, но и процесс обратной связи. Младший школьник как носитель индивидуального опыта, который лично для него много значит, имеет возможность максимально воспользоваться своим багажом знаний, а не просто бессмысленно принимать все то, что предлагает учитель.

Можно выделить несколько компонентов индивидуального опыта учащегося:

Ценностно-смысловой – в него входят общечеловеческие ценности, раскрывающие отношение личности к миру, окружению и самому себе.

Событийные – это особо важные события в жизни, возможность их реализации и проживания, это своего рода план жизни ребенка, то как он может изменить свою среду жизнедеятельности.

Культурологические – это различные среды в которых находится ребенок, например досуговая, оздоровительная, игровая. Акцент на ценности и

традиции той национальной культуры в которой он находит [8].

Таким образом, теоретический анализ выявил, что основными факторами формирования мотивации учебной деятельности у учащихся начальной школы являются: учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; опора на индивидуальный опыт учащегося; активизация эмоциональной сферы младшего школьника посредством мотивационного потенциала урока.

2. Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников


2.1 Диагностика учащихся 3-х классов по выявлению уровня учебной мотивации

В данной главе курсовой работы представлена методика проведения экспериментальной работы на констатирующем этапе, дается характеристика используемых в ходе проведения эксперимента методик диагностики учебной мотивации младших школьников, обобщаются полученные результаты.

Для реализации цели, гипотезы и задач исследования был применен комплекс научно-исследовательских методов. Одним из методов стала экспериментальная работа, которая проводилась на базе СОШ № 20 станицы Казанская.

Для осуществления эксперимента были определены контрольный класс – 3 «Б» (30 учащихся) и экспериментальный класс 3 «В» (30 учащихся). Всего в эксперименте принимало участие 60 учеников.

Целью эмпирического исследования являлось: диагностировать учебную мотивацию младших школьников.

Для диагностики учебной мотивации младших школьников использована методика Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» (Приложение А).

Методика Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» представляет собой анкету, которая состоит из 10 вопросов, отражающих отношение ребенка к школе, учебе и школьным ситуациям.

Данная анкета была использована при индивидуальном обследовании учащихся. Этот вариант предъявления анкеты позволял получать более искренние ответы на вопросы, чем устный опрос.

Школьникам предлагалось подчеркнуть все подходящие для них ответы (Приложение Б). Ответы учащихся анализировались и оценивались в баллах по

следующим показателям:

– ответ младшего школьника, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивали в 3 балла;

– нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивался в 1 балл;

– ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1, 0 баллов возможно более надежное разделение учащихся на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Аналитическая деятельность позволила выделить три основных уровня школьной мотивации:


– 25–30 баллов – максимально высокий уровень учебной мотивации;

– 15–19 баллов – средний уровень учебной мотивации;

– 9–14 баллов – низкий уровень учебной мотивации.

Результаты анкетирования по методике Н.Г. Лускановой в контрольном и экспериментальном классе представим на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты анкетирования по методике Н.Г. Лускановой в контрольном и экспериментальном классе, чел.

Высокий уровень учебной мотивации показали 5 человек 3 «В» класса и 7 человек 3 «Б» класса, т.к. набрали свыше 25 баллов, что составило 17,5% и 27% соответственно. Таким детям свойственно наличие высоких познавательных мотивов, стремление более правильно выполнять все предъявляемые требования на уроках. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны.

Средний уровень учебной мотивации показали 12 человек в 3 «В» классе и 13 человек в 3 «Б» классе, набрав свыше 15 баллов, что составило 40% и 43,5% соответственно. У этих детей положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами деятельности. Эти дети достаточно успешно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени.

Низкий уровень учебной мотивации показали 13 человек 3 «В» класса и 10 человек 3 «Б» класса, которые набрали выше от 9 до 14 баллов, что составило 43,5% и 33% соответственно.

Основываясь на результатах анализа, можно прийти к выводу, что необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по повышению уровня учебной мотивации младших школьников.

2.2 Анкетирование учителей начальных классов о формировании учебной мотивации учащихся

На констатирующем этапе эксперимента проведено анкетирование 2-х учителей начальных классов СОШ № 20 станицы Казанская о формировании учебной мотивации учащихся 3 «Б» и 3 «В» классов по авторской анкете, которая была использована с целью изучения уровня использования учителем основных методов учебной мотивации и стимулирования деятельности младших школьников.