Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Теоретико–методические аспекты стратегического менеджмента в управлении персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И.Б. Дуракова подчеркивает, что наличие стратегии управления персоналом важно для предприятия, т.к. это свидетельствует о 1) нестихийном, а целенаправленном и продуманном привлечении персонала в соответствии с целями задачами предприятия; 2) на высшее руководство предприятия возлагается ответственность за разработку, реализацию и оценку целей в сфере управления персоналом в долгосрочном порядке; 3) наличии связи между долгосрочными целями управления персоналом и стратегией развития предприятия в целом [7, с.82].

Теорией управления персоналом накоплен определенный опыт по использованию различных видов стратегий управления персоналом. Анализ литературных источников позволяет выделить следующие основные подходы к классификации стратегий управления персоналом в зависимости от 1) общей стратегии развития предприятия; 2) философии менеджмента и типа кадровой политики; 3) отдельных элементов (уровень разработки, миссия предприятия, тип трудового коллектива и др.).

В рамках первого подхода классификация стратегий управления персоналом строится с учетом общей стратегии предприятия. Например, Дж. Иванцевич различает следующие типы стратегий предприятия: предпринимательская, стратегия динамического роста, стратегия прибыльности, ликвидационная и циклическая. На основании представленной типологии выделяют пять составных частей стратегии управления персоналом (отбор и расстановка кадров, вознаграждение, оценка, развитие личности, планирование перемещений) и приводят требования – рекомендации относительно их формирования в зависимости от типа общей корпоративной стратегии [8, с.33].

Согласно целевым установкам предприятия Н.С. Гусарова классифицирует стратегии управления персоналом на следующие три вида: стратегии развития, стратегии функционирования и стратегии сокращения. Так, в первом случае предполагается направленность организации на развитие в области персонала; во втором – поддерживание показателей деятельности по управлению персоналом на достигнутом уровне, то есть сохранение его компетенций; в третьем – уменьшение численности персонала [6, с.19].

Сторонники второго подхода [Т.Ю. Базаров [1], М.С. Гусарова [6] и др.] в классификации стратегий управления персоналом различают их виды согласно философии менеджмента и типов кадровой политики предприятия.

В целом, согласно второго подхода классификации стратегий управления персоналом предприятия авторами не установлена целесообразность использования стратегии управления персоналом в определенный момент развития предприятия. Кроме этого не учитывается влияние трудового коллектива и его характеристик в процессе принятия решений, а также имеющийся тип стиля руководства.


При третьем подходе [И.Б. Дуракова [7], И.Б. Гурков [5], М.С. Гусарова [6] и др.] в основе классификации стратегий управления персоналом предприятия лежат различные элементы: миссия предприятия, тип трудового коллектива, функции управления и др.

Например, И.Б. Дурковой выделяются стратегии в зависимости от уровня их разработки. К примеру, автор выделяет стратегии, относящиеся к управлению персоналом, На уровне подразделений организации (стратегия развития работников) и на уровне отдельного работника (стратегия карьерного роста, стратегия повышения квалификации) [7, с.85].

В зависимости от миссии предприятия классификация стратегий управления его персоналом приведена в работах таких ученых, как И.Б. Гурков, А.И. Зеленова, А.А. Мутовин [5, с. 43]. Они выделяют 6 типов стратегий управления персоналом, соответствующих ведущей составляющей общей стратегии организации, ее миссии (прибыль, клиенты, дело, работники, развитие, территория). В этом случае различие в видах стратегий управления персоналом заключается преимущественно в восприятии и позиционировании работника как ресурса, активного коммуникатора, специалиста по данному делу, личности (партнера), источники и средства развития.

В целом, согласно третьего подхода классификация стратегий управления персоналом предприятия является узконаправленным. При этом не учитываются основные направления развития предприятия, его потенциал и производственные мощности, уровень квалификации персонала и прочее.

Анализ рассмотренных подходов к понятию и к классификации стратегий управления персоналом предприятия позволяет сделать вывод, что все перечисленные классификации стратегий управления персоналом предприятия существуют и используются отдельно друг без друга, то есть наблюдается неупорядоченность их признаков; не установлена взаимосвязь между отдельными видами стратегий управления персоналом предприятия; отсутствует иерархическое их представления.

При разработке современной классификации стратегий управления персоналом целесообразно брать за основу предложенное определение сущности понятия стратегий управления персоналом.

Можно предложить выделить два уровня стратегий управления персоналом предприятия. На первом уровне их необходимо классифицировать на типы в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия; на втором уровне – по направлениям управленческих действий в сфере кадровой политики.


Глава 2. Стратегический менеджмент человеческих ресурсов на примере АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова»

2.1 Финансово–экономическая характеристика АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова»

АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» (до июня 2017 года – ОАО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова») является разработчиком и производителем радиоэлектронной продукции.

Деятельность АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» направлена на создание современной авионики, максимально полно соответствующей требованиям заказчика. Предприятие разрабатывает и производит системы управления оружием, интерфейсные блоки, системы регистрации полетной информации, органы оперативного управления для перспективных и модернизируемых летательных аппаратов (ЛА), бронетанковой техники, электрические и электромагнитные приводы, медицинскую технику.

АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» поставляет свою продукцию в составе российских ЛА зарубежным странам. Интенсивно развиваясь, АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» остается верным традициям, в основе которых – стремление к совершенству.

АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» – предприятие авиационного приборостроения, разработчик и производитель бортового и наземного оборудования для летательных аппаратов (ЛА) – включено в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации №22–р от 9 января 2004 года.

Структура АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» позволяет в рамках одного предприятия объединить усилия конструкторов и производственников, направленные на поддержание высокого уровня интеграции модернизируемого и нового бортового оборудования на базе конструктивно–функциональных модулей, общих компьютерных систем и технологий, развития и оптимизации программного обеспечения. Предприятие обеспечивает выполнение полного цикла работ: от проектирования до серийного производства и эффективного послепродажного обслуживания.

Рассчитаем динамику показателей имущества и источников формирования АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» за 2016–2018 годы.

Таблица 2 – Динамика показателей имущества и источников формирования АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» за 2016–2018 годы, тыс. руб.


Наименование показателя

2016 год

2017 год

2018 год

Абсл.
Откл

Темп,%

Нематериальные активы

32288

123717

215146

91429

383,17

Основные средства

543306

568542

593778

25236

104,64

Финансовые вложения

183877

164823

145769

–19054

89,64

Отложенные налоговые активы

54945

22427

19427

–3000

40,82

Запасы

Признанным средством разбора мудрости/глупости, ума/ хитрости, поощрения первых и нейтрализации последних качеств практического познания и мышления выступает острумие. Хотя эта способность - понимать и творить смешное - вообще-то вполне самостоятельное, полноценное качество личности, особое явление жизни и культуры. «Смех есть радость, - заметил Спиноза, - а посему сам по се благо».

Феномен комического чрезвычайно многогранен. Оглядываясь на историографию проблемы, нужно признать, что смеховые пласты человеческой истории глубже всего вскрыты филологами (потому, быть может, что в их непосредственном ведении находится свод юмористических по жанру текстов, сколько возможно запечатлевших динамичнейшую атмосферу комизма). Последнее время юмор чаще всего рассматривается как эстетическая, искусствоведческая категория. В истории философии нам известна одна едииственная книга, специально посвященная «Остроумию, или искусству изощренного ума» (1648 г.).

1031801

1534468

1031861

502667

148,72

Налог на добавленную стоимость
по приобретенным ценностям

2485

981

1140

159

39,48

Дебиторская задолженность

566021

1140465

1714909

574444

201,49

Денежные средства и денежные эквиваленты

128077

86587

45097

–41490

67,61

Уставный капитал (складочный
капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

100

100

100

0

100,00

Резервный капитал

25

25

25

0

100,00

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

1721648

2138644

2555640

416996

124,22

Заемные средства краткосрочные

44

403535

807026

403491

917125,00

Отложенные налоговые обязательства

100028

115123

130118

15095

115,09

Кредиторская задолженность

970993

1289910

1608827

318917

132,84


Проведем анализ основных показателей финансово–хозяйственной деятельности ОАО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» за 2016–2018 год. Динамика показателей финансово–хозяйственной деятельности АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» за 2016–2018 год представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Динамика показателей финансово–хозяйственной деятельности ОАО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» за 2016–2018 годы, тыс.руб.

Показатель

2016 г.

2017 год

2018 год

Отклонение

Темп,

%

Выручка

2471422

2714949

3631198

1159776

146,93

Себестоимость продаж

2121675

2350090

3216124

1094449

151,58

Валовая прибыль (убыток)

349747

364859

415074

65327

118,68

Коммерческие расходы

23585

51675

38827

15242

164,63

Прибыль (убыток) от продаж

326162

313184

376247

50085

115,36

Доходы от участия в других

организациях

9839

Признанным средством разбора мудрости/глупости, ума/ хитрости, поощрения первых и нейтрализации последних качеств практического познания и мышления выступает острумие. Хотя эта способность - понимать и творить смешное - вообще-то вполне самостоятельное, полноценное качество личности, особое явление жизни и культуры. «Смех есть радость, - заметил Спиноза, - а посему сам по се благо».

Феномен комического чрезвычайно многогранен. Оглядываясь на историографию проблемы, нужно признать, что смеховые пласты человеческой истории глубже всего вскрыты филологами (потому, быть может, что в их непосредственном ведении находится свод юмористических по жанру текстов, сколько возможно запечатлевших динамичнейшую атмосферу комизма). Последнее время юмор чаще всего рассматривается как эстетическая, искусствоведческая категория. В истории философии нам известна одна едииственная книга, специально посвященная «Остроумию, или искусству изощренного ума» (1648 г.).

10062

12063

2224

122,60

Проценты к получению

3685

1926

252

–3433

6,84

Проценты к уплате

118

3417

13214

13096

11198,31

Прочие доходы

131160

246061

201085

69925

153,31

Прочие расходы

229845

182499

257159

27314

111,88

Прибыль (убыток) до

налогообложения

240883

385317

319274

78391

132,54

Текущий налог на прибыль

59898

76681

57728

–2170

96,38

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

21357

15740

25366

4009

118,77

Изменение отложенных налоговых обязательств

27619

17276

2181

–25438

7,90

Изменение отложенных

налоговых активов

17982

1155

33674

15692

187,27

Прочее

741

139

646

–95

87,18

Чистая прибыль (убыток)

170607

292376

229407

58800

134,47