Файл: История (ответы рукописные).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реакция крестьянства на реформу. Реформа 1861 г. коренным образом изменила положение помещичьих крестьян, которые получили личную свободу. Однако закон установил нормы земельных наделов исходя из интересов помещиков. Так называемые отрезки земли, которые помещики отрезали в свою пользу, уменьшили дореформенные крестьянские наделы в среднем на 30 %. Крестьяне не могли распоряжаться наделами земли до их выкупа. Помещики оставили за собой лучшие пахотные земли. Крестьянам отводили пустыри или заболоченные участки. Кроме того их лишили сенокосов, выгонов, водоемов, лесных угодий, без которых деревенское хозяйство обычно не могло обойтись. С полученных наделов было трудно прокормить семью. Большинство крестьян были поставлены в такие условия, что не могли вести хозяйство самостоятельно. Они были вынуждены работать на бывших хозяев, которые оставались землевладельцами.

Реформа 1861 г. вызвала глубокое разочарование крестьян. Пошли слухи, что царь якобы издал указ о настоящей свободе, а паны его скрывают. Крестьяне быстро поняли, что они обмануты в своих ожиданиях. Крестьяне сорвали двухлетний после провозглашения реформы срок подписания уставных грамот. На 1 января 1863 г. почти 4/5 этих грамот не было подписано. Крестьяне не хотели выкупать землю, которой они неизменно пользовались десятилетиями и считали своей. Размер выкупа значительно превышал реальную стоимость земли.

Итоги и значение реформы 1861 Отмена крепостного права стала своеобразной границей между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом. Наиболее прогрессивным преобразованием в деревне стало провозглашение личной свободы крепостных крестьян, их независимости от помещика. Крестьян уже нельзя было продавать, покупать, дарить. Огромное количество людей получило, пусть и ограниченные, гражданские права: заключения договоров и сделок, выбора рода занятий, поступления в учебные заведения, свободного вступления в брак. Освобождение миллионов помещичьих крестьян от крепостной зависимости создало так необходимый для развития капиталистического производства рынок наемной рабочей силы. Однако для полного освобождения от крепостных пут и невольничьей психологии понадобились еще десятилетия.

Сельское хозяйство и промышленность Беларуси после отмены крепостного права.После отмены крепостного права значительная часть помещиков, которые вели хозяйство старыми методами, не выдерживали конкуренции. Их имения с течением времени обременялись долгами, закладывались в банках и рано или поздно продавались целиком или частями. Часть помещиков после реформы 1861 г. продолжала вести свое хозяйство по-старому. В первые пореформенные десятилетия наибольшее распространение в Могилевской и Витебской губерниях получили отработки. При отработочной системе хозяйствования малоземельные крестьяне были вынуждены работать на пана за аренду помещичьих полей, пастбищ, сенокосов и за натуральные или денежные займы. Часть помещиков смогла перейти к капиталистической системе хозяйствования. Эта система преобладала в Виленской, Гродненской и Минской губерниях. Она заключалась в найме помещиками в свои хозяйства постоянных или временных работников, которые обрабатывали землю инвентарем владельца. Такие хозяйства постепенно приобретали торговый, предпринимательский характер. Здесь вводили многопольные севообороты, разводили породистый скот, использовали минеральные удобрения и улучшенные орудия труда (железные плуги, бороны), а позже — различные сельскохозяйственные машины.


37. Восстание 1863 - 1864 гг. в Польше, Литве и Беларуси. Причины и характер восстания. "Красные и белые". К. Калиновский. Влияние восстания на условия освобождения крестьян белорусских губерний от крепостничества.

Причины и характер восстания. Продолжением борьбы за возрождение государственности на землях бывшей Речи Посполитой было восстание 1863-1864 гг. Его центром стали этнически польские территории с Варшавой, а причиной, как и ранее, – стремление восстановить государственность на территории бывшей Речи Посполитой в границах 1772 г. События в Польше нашли отклик в тех регионах, которые ранее входили в состав Речи Посполитой, в том числе в Беларуси и Литве. Восстание в Беларуси было направлено против самодержавия, остатков крепостного права и сословного неравенства.

«Красные» и «белые». В начале 1860-х гг. активизировалось общественно-политическое движение на территориях бывшей Речи Посполитой. В этом движении оформились две политические группировки: «красные» и «белые».

«Красные» представляли интересы мелкой и безземельной шляхты, мещан, интеллигенции, частично крестьян. Наиболее решительные из «красных» (левые) составляли революционно-демократическое течение в восстании. Они высказывались за установление демократического республиканского строя путем крестьянской революции, за самоопределение народов, рассчитывали на поддержку революционных сил России.

«Белые» выражали интересы крупных землевладельцев и верхушки буржуазии. Они стремились не допустить, чтобы восстание переросло в крестьянскую революцию. Свои надежды на восстановление независимости Речи Посполитой «белые» связывали с давлением на Россию западноевропейских государств. Для этого они наладили связь с правительствами Франции и Англии.

Константин Калиновский.Активным руководителем восстания в Беларуси являлся Константин Калиновский. В 1861 г. вернулся на родину. Обошел пешком Литву и Беларусь, неся в народ жар любви к Отечеству. Не хотел иметь никаких отношений со шляхтой, а опирался только на народ».

В 1862-1863 гг. вместе со своими соратниками К. Калиновский издал газету «Мужицкая правда». В течение 1862-1863 гг. вышло 7 ее номеров в виде листовок-прокламаций. Они печатались на белорусском языке латинским шрифтом, который использовался в польском языке – государственном в бывшей Речи Посполитой. Большинство материалов для «Мужицкой правды» написал сам Калиновский.

Основными участниками восстания были: шляхта, учащаяся молодежь, католическое духовенство, часть мещанства. Большинство белорусского крестьянства не поддержало восстание. сенью 1863 г. вооруженная борьба в Беларуси прекратилась. Калиновский продолжал революционную деятельность, пытаясь спасти людей, чтобы вновь выступить весной 1864 г. Долгое время ему удавалось скрываться от преследования, но один из членов организации на допросе выдал его. Двадцатишестилетний К. Калиновский был публично повешен на Лукишской площади в Вильне.


Влияние восстания на условия освобождения крестьян белорусских губерний от крепостничества.Чтобы отвлечь крестьян от массового участия в восстании и склонить их на свою сторону, царское правительство вынуждено было изменить в их пользу некоторые условия реформы. Согласно специальным царским указам в белорусских губерниях прекращались временнообязанные отношения. Крестьяне, независимо от согласия помещиков, срочно переводились на обязательный выкуп земельных наделов, причем размер выкупных платежей снижался на 20 %. Тем, кто был обезземелен помещиками в предреформенный период, полностью или частично возвращались наделы. Эти уступки самодержавия существенно смягчали условия освобождения крестьян в Литве и Беларуси по сравнению с другими регионами Российской империи.

38. Буржуазные реформы (земская, городская, судебная и др.) 60-70-х гг. XIX в .: особенности их проведения в Беларуси. Политика российского правительства по национально-религиозному вопросу. Западнорусизм.

Отмена крепостного права сочеталась с рядом других реформ, способствующих переходу страны на капиталистический путь развития. Особенностью проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. в Беларуси. Прежде всего в области землевладения и землепользования, направленое преимущественно против католиков, евреев и иностранных подданных. Кроме того, реформы проводились тут с большим опозданием.

Судебная реформа.Только с 1872 г. в Беларуси началась судебная реформа. Для разбора мелких преступлений и незначительных дел был создан мировой суд. Таким образом, Беларусь была сразу лишена главной особенности реформы – выборности судей и их независимости от правительства.

Только в 1882 г. в судах Беларуси были введены специальные должности присяжных заседателей. Они независимо от судей выносили окончательное решение о виновности или невиновности подсудимого. С учетом их решения суд определял меру наказания или объявлял об освобождении.

Земская реформа.Российское правительство не пошло на проведение в белорусских губерниях земской реформы, связанной с созданием выборных учреждений для управления местным хозяйством, народным образованием, медицинским обслуживанием населения. Власти после восстания 1863-1864 гг. не доверяли местным помещикам, которые могли составить большинство в этих выборных учреждениях.

Политика российского правительства по национально-религиозному вопросу в Беларуси.Самодержавие стремилось ограничить польское политическое и культурное влияние, проводником которого в белорусских губерниях являлась местная ополяченная шляхта. Власти разделяли местное дворянство на «поляков» (католиков) и «русских» (православных). Первые считались неблагонадежными, и российский царизм стремился подорвать их экономическое и политическое положение. В то же время власти укрепляли союз с православным «русским» дворянством, которое было признано опорой самодержавия. Определяющее место стала занимать православная церковь, поддержанная царским правительством. Широко развернулось строительство православных церквей в псевдорусском стиле.


Что касается евреев, царские власти запретили им селиться и приобретать землю в сельской местности в черте оседлости. В 1890-х гг. в Беларусь было возвращено значительное количество евреев из Москвы и городов Центральной России. Такая политика вела к искусственной перенаселенности ими белорусских городов и местечек. Вводились ограничения в приеме евреев в учебные заведения и на работу.

Западнорусизм.В ХІХ – начале ХХ в. среди чиновников, учителей, православного духовенства распространилась система взглядов, получившая название западноруссизма. Лидером либерально-демократического направления в западноруссизме стал уроженец Гродненской губернии Михаил Коялович – историк, этнограф, публицист, автор трудов по политической и церковной истории Беларуси. Его взгляды базировались на утверждении об «извечно русском характере края». Сторонники западноруссизма считали белорусов частью единого русского народа вместе с малороссами (украинцами) и великороссами.

39. Общественно-политическая жизнь Беларуси в конце XIX - начале ХХ в. Крестьянское и рабочее движение. Революционные народники. Группа "Гомон". Социал-демократы. Образование Белорусского социалистического общества.

Крестьянское движение.Реформа 1861 г. не решила окончательно аграрного вопроса. Непосильные выкупные платежи поглощали 2/3 крестьянского дохода. Чтобы рассчитаться с налогами, крестьяне были вынуждены сразу после уборки — в сезон самых низких цен – продавать свой урожай. Им приходилось брать денежные и натуральные займы у помещика и отправляться на заработки на тяжелую и низкооплачиваемую работу.

Значительно ухудшала положение крестьян чересполосица. В результате проведения крестьянской реформы 1861 г. помещики часто оставляли себе земельные участки среди крестьянских наделов, чтобы привязать крестьян к своему хозяйству, лишить их прогонов для скота, сенокосов. Крестьяне хоть и получили личную свободу, но были существенно ограничены в правах по сравнению с другими сословиями. Только в отношении крестьян вплоть до начала ХХ в. применялась такая позорная форма наказания, как публичная порка розгами. Крестьянин не имел реальной возможности защититься от произвола чиновников и полиции.

Революционные народники. С середины 1870-х гг. на смену поколению шляхетских революционеров пришло народничество. Народники были сторонниками социализма – учения, в котором в качестве цели и идеала выделяются принципы социальной справедливости, свободы, равенства, и общественного строя, основанного на этих принципах. Часть народников разделяла идею крестьянского социализма: возможность перехода к социализму через сохранение крестьянской общины, минуя капитализм. Идеи крестьянского социализма распространились в среде белорусской молодежи, преимущественно среди учащихся средних учебных заведений. Поступив в российские университеты, молодежь вливалась в существующие в них народнические кружки.


Группа «Гомон». В начале 1880-х гг. студенты – уроженцы Беларуси создали в 1884 г.в Петербурге группу «Гомон». Свои задачи и программу группа изложила в двух номерах нелегального журнала «Гомон». Гомоновцы первыми из революционеров заявили о существовании белорусской нации и поставили вопрос о ее национальной самостоятельности. Они доказывали, что белорусский народ имеет свой язык, территорию, культуру, быт, историческое прошлое, а Беларусь представляет собой единый экономический район.

Рабочее движение. В России после реформы 1861 г. набирало обороты рабочее движение.Это происходило из-за стремительного роста рабочего класса и осознанием их своих прав. К борьбе за свои права их подталкивало очень плохие условия труда: продолжительность рабочего дня была 15 часов в сутки, многочисленные штрафы, низкая заработная плата, отсутствие страхования и пенсионного обеспечения. Рабочее движения не имело своего центра, преимущественно было стихийным, требования, которые они выдвигали, в основном касались улучшения своего положения, сокращения рабочее дня и повышения зарплаты.

Социал-демократы. В 70-х годах ХІХ века в Беларуси распространяются идеи марксизма – учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, учение о революции, о победе социализма во всех странах, о строительстве коммунистического общества. В 1897 г.на съезде в Вильне был создан Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России — Бунд. Бунд считал себя единственным представителем интересов достаточно многочисленного в Беларуси еврейского рабочего класса.

Образование Белорусского социалистической громоды(БСГ). Начало ХХ в. было отмечено подъемом национального движения. У нового поколения белорусской интеллигенции постепенно зрело понимание необходимости создания собственной политической организации. Ею стала Белорусская социалистическая громада (БСГ) – первая белорусская политическая партия, которая окончательно оформилась в 1903 г. Среди создателей и руководителей БСГ были братья Иван и Антон Луцкевичи, Алоиза Пашкевич (Тётка), Казимир Кастровицкий (Карусь Каганец), Алесь Бурбис.

На І съезде в 1903 г. БСГ приняла программу, в которой провозгласила своей целью свержение самодержавия и уничтожение капиталистического строя. Партия стремилась найти опору в рабочем классе, крестьянстве, интеллигенции. В аграрном вопросе БСГ выступала за передачу земли из частной в общественную собственность, провозглашала право каждого человека на занятие земледелием без использования наемного труда. В программе партии были требования 8-часового рабочего дня, установления минимальной заработной платы, бесплатной медицинской помощи.

Политические требования БСГ были следующими: равноправие людей независимо от пола, национальности, вероисповедания; всеобщее равное избирательное право с тайным голосованием, бесплатный суд, свобода слова, печати, собраний, обществ.