ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 3101
Скачиваний: 1
Большая часть населения нашей республики посчитала, что для белорусского народа более значимыми являются события, связанные с освобождением Родины от немецко-фашистских захватчиков. Этим белорусский народ подтвердил стремление к сохранению независимости своей страны, готовность защищать ее, как это свойственно всем свободолюбивым народам.
Предложение Верховного Совета Республики Беларусь по ограничению президентских полномочий на референдуме было отклонено. Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., вступила в силу .
Президентский вариант Конституции, который был принят на республиканском референдуме, создал новую модель государственного устройства Беларуси. В нем наиболее последовательно закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трех ветвей, баланс между обязанностями и правами главы государства, повышен статус исполнительной власти в системе государственных органов.
Конституция и основы государственного строя суверенной Республики Беларусь. Согласно Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) главой государства является Президент Республики Беларусь. Он считается гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент занимает особое место в системе разделения властей: в организационном отношении он не включен ни в одну из ветвей власти. Президент выступает арбитром между различными политическими силами. Вместе с тем глава государства обладает широким кругом полномочий в области исполнительной власти. В Конституции также предусмотрено участие Президента в осуществлении законодательства. Президент имеет право издавать декреты, имеющие силу законов и являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Беларуси.
Представительный и законодательный орган власти — Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. За Парламентом закреплены функции обсуждения и принятия законов, государственного бюджета, контроль за исполнением бюджета. Законы, принятые Парламентом, регулируют все важнейшие сферы государственной и общественной жизни. Национальное собрание состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется всем населением республики, которое обладает избирательными правами и разделяется на соответствующие округа. Совет Республики является палатой территориального представительства. Его члены избираются от областей, г. Минска, а также назначаются Президентом.
Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. В своей деятельности он подчинен Президенту и ответственен перед Парламентом. Правительство состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра и министров.
Судебная власть принадлежит судам и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Судебная система Республики Беларусь включает Верховный суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся Высший хозяйственный суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. Контроль за конституционностью правовых актов в государстве осуществляет Конституционный суд Республики Беларусь.
Согласно новой редакции Конституции подтверждается, что Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Она делится на административно-территориальные единицы — области, каждая из которых не имеет статуса самостоятельного государственного образования. Вместе с тем области обладают определенной самостоятельностью в решении многих вопросов, сочетают общегосударственные интересы с интересами местного населения.
В новой редакции Конституции Республика Беларусь провозглашена социальным государством. Это значит, что основной целью
Республики Беларусь является создание условий для свободного и достойного развития личности, реализации ее интересов, которые отражены в законных формах и соответствуют интересам общества, нации и государства. Это одна из самых отличительных черт Конституции.
67. Экономические преобразования, преодоление кризиса и переход к устойчивому росту во второй половине 1990-х. гг. – начале XXI в. Разработка белорусской модели социально-экономического развития. Социально ориентированная рыночная экономика.
В основе функционирования любого государства лежит определенная модель социально-экономического развития. В настоящее время в мире известно несколько типов социально-экономической политики государства. Все многообразие данных типов в странах, идущих по капиталистическому пути развития, сводится к трем основным: либеральному, консервативному, социал-демократическому.
Базовыми чертами либеральной социально-экономической политики государства являются: приоритет прав и свобод человека; невмешательство или незначительное вмешательство государства в экономику; минимальный пакет социальных программ государства; поощрение деятельности негосударственных организаций социального обеспечения и социальной защиты (фондов, организаций, страховых кампаний). Образцом либеральной модели являются США.
Основные положения консервативной социально-экономической модели включают: умеренное, дозированное вмешательство государства в социальную сферу; регулирование рынка труда; активную и динамичную политику доходов; расширение сферы действия трудового права. Данная модель характерна для Великобритании.
Особенностями социал-демократической социально-экономической модели являются: высокая доля государственного сектора, в котором преобладают объекты социального назначения; финансирование из средств госбюджета социальной сферы; регулирование уровня безработицы, забота о трудоустройстве; функционирование высококачественных и общедоступных систем образования и здравоохранения. Эта модель получила распространение в скандинавских странах: Швеции, Дании, Норвегии.
Существует также социально-ориентированная модель, которая сочетает в себе черты рыночной экономики и активную роль государства. Для такой модели характерны высокая доля государственного сектора в экономике, широкая социальная поддержка населения. В качестве примера функционирования социально ориентированной рыночной модели можно привести такие страны, как Германия, Австрия, Италия, Португалия, Франция, Голландия.
Противоположностью рыночным моделям является социалистическая социально-экономическая политика, проводившаяся в СССР, Кубе, КНР времен Мао Цзэдуна, Северной Корее. К особенностям данной модели относятся: унификация форм собственности; монополия государства в социально-экономической сфере; административно-командные методы управления экономикой; игнорирование негосударственных организаций и частной инициативы.
Каждая страна формирует собственную модель социально- экономического развития, которая соответствует ее историческим, политическим, географическим, культурным и др. особенностям. Теоретическая модель социально-экономического развития страны представляет собой совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие.
Белорусская модель социально-экономического развития представляет собой социально ориентированную многоукладную рыночную экономику. Она сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и такие характерные для белорусского народа черты, как государственный патернализм, коллективизм. Данная модель учитывает ресурсный потенциал страны, а также геополитические, экологические, социальные, демографические особенности республики.
68. Беларусь в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Экономическая интеграция с Россией и странами СНГ. Союз Беларуси и России. Подписание договора между Беларусью и Россией о создании Союзного государства. Таможенный союз с Россией и Казахстаном.
Интеграционные процессы в экономике стран СНГ: проблемы и пути решения. СНГ (Содружество Независимых Государств) – объединение суверенных государств: РБ, РФ, Украины, Казахстана, Туркменистана, Молдовы, Таджикистана, Армении, Кыргызстана (1991 год), Узбекистана (1992 год),Азербайджана, Грузии (1993 год), образованное в соответствии с договорами между ними в 1991, 1992 и 1993 годах. В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. - платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК).
Объективными причинами образования СНГ являлись следующие:
1) страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозависимы в силу того, что долгий период времени находились в одном государстве;
2) страны СНГ совместно обладают большими природными, человеческими и экономическими потенциалами, что дает им конкурентное преимущество
3) выгодное геополитическое положение: например, по территории СНГ проходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию;
4) относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила и др.
Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с организацией субрегиональных образований и заключением двусторонних соглашений:
1) В октябре 2000 году был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества(ЕврАзЭС).
2) В сентябре 2003 года подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана, Украины. При этом Россия, Беларусь и Казахстан – приступили к формированию таможенного союза. Основные характеристики взаимной торговли РБ со странами СНГ:
1. Объем внешней торговли.
2. Экспорт товаров.
3. Импорт товаров.
Важным шагом на пути дальнейшего углубления интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации стало подписание 2 апреля 1997 г. в Москве Договора о Союзе Беларуси и России. Этот день объявлен Днем единения народов Беларуси и России. Неотъемлемой частью договора стал Устав Союза Беларуси и России, который предусматривает обеспечение устойчивого социально-экономического развития обеих стран, их безопасности, обороноспособности, взаимовыгодного сотрудничества со странами Европы и мира. 8 декабря 1999 г. в Москве был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Белорусско-российская интеграция поднялась на качественно новую ступень. На долю России приходится около половины общего объема внешней торговли Беларуси. Союзное государство Беларуси и России создается как добровольный и равноправный союз свободных и суверенных стран. Белорусский народ и руководство белорусского государства делают все для того, чтобы отношения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией были добрососедскими и строительство Союзного государства на благо белорусского и российского народов успешно завершилось
Решение о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана было принято в августе 2006 года на неформальном саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 6 октября 2007 г. в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан, основываясь на Договоре об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Формально союз начал свою работу с 1 января 1 января 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ).
Весной 2011 г. Киргизия официально обратилась с просьбой о присоединении к Таможенному союзу.
В сентябре 2013 года президент Армении Серж Саргсян заявил о решении его страны вступить в Таможенный союз и предпринять в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза.
69. Внешнеполитическая деятельность Беларуси (1991-2015 гг.). Приоритеты внешнеполитического курса Республики Беларусь. Деятельность Беларуси в ООН. Многовекторность внешней политики Беларуси.
Приобретение суверенитета обусловило начало нового этапа во внешнеполитической и международной деятель-
ности Беларуси. В Декларации о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики, принятой 27 июля 1990 г. Верховным Советом БССР, за белорусским народом было закреплено неотъемлемое право на самоопределение. Декларация провозгласила Беларусь равноправным и независимым членом мирового сообщества. Когда в августе 1991 г. Декларация приобрела конституционный статус, Беларусь стала осуществлять самостоятельную внешнюю политику.
Основные принципы внешней политики были закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на референдуме 24 ноября 1996 г.
Деятельность Беларуси в Организации Объединенных Наций (ООН). Беларусь с самого начала своей внешнеполитической деятельности подтвердила приверженность принципам Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. В Республике Беларусь функционируют 11 представительств программ, агентств и организаций системы ООН. Среди них Детский фонд мира, Международная организация труда, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Всемирная организация здравоохранения и др. Беларусь представлена в 14 избирательных органах учреждений системы ООН, является членом более 50 специализированных учреждений системы ООН.
С целью реализации Декларации тысячелетия ООН по инициативе Беларуси приняла в 2010 г. глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми, для предотвращения чего наша страна предпринимает большие усилия.
Беларусь выступает за реформирование деятельности ООН, направленное на повышение ее потенциала в реагировании на современные вызовы и угрозы.
Осуществлением на практике принципа многовекторности Республика Беларусь подтверждает свою готовность к двустороннему сотрудничеству со всеми заинтересованными в этом странами, прежде всего — к максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией.
Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе внешней политики является развитие равноправного диалога и всестороннего сотрудничества с Еврокомиссией и государствами — членами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды, а также в вопросах общеевропейского значения: обеспечения военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьбы с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией.