Файл: История (ответы рукописные).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3058

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

64. Театральное, музыкальное и изобразительное искусство во второй половине 1950-х - 1980-е гг. Культурно-историческое наследие Беларуси в белорусском искусстве. Изобразительное искусство. Живопись. Кино. Скульптура.

С литературой было тесно связано развитие театрального и музыкального искусства. Получила известность комедия А. Макаёнка «Лявонiха на арбiце», не сходившая со сцены на протяжении многих лет. Длительное время ставились оперы «Калючая ружа» Юрия Семеняко, посвященная жизни студенчества, «Яснае свiтанне» Алеся Туренкова о воссоединении Западной Беларуси с БССР.

Государственной премии БССР имени Я. Kyпaлы был удостоен К. Крапива за фантастическую комедию «Брама неумiручасцi», поставленную купаловским театром. В музыке популярными стали оперы «Зорка Венера» Ю. Семеняко, посвященная М. Богдановичу, и «Францыск Скарына» Д. Смольского, балеты Е. Глебова «Альпiйская балада» по повести В. Быкова и «Курган» по поеме Я. Купалы.

Широкой популярностью пользовались фильмы киностудии «Беларусьфильм» и советские мультфильмы. На экранах появились известные не только в республике, но и за ее пределами художественные киноленты «Нестерка», «Зеленые огни», «Девочка ищет отца», «Часы остановились в полночь». Большинство кинофильмов ставилось по произведениям белорусских авторов. В 1970-е гг. XX в. была создана многосерийная телевизионная лента «Руины стреляют...». Широко известной стала деятельность кинорежиссера Виктора Турова, который экранизировал романы И. Мележа «Людзi на балоце» и «Подых навальнiцы».

В изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Е. Зайцев написал картины «Оборона Брестской крепости в 1941г.», «Парад белорусских партизан в 1944г. в Минске», «К. Заслонов». Кисти В. Волкова принадлежит полоню «Минск. 3 июля 1944г.», И. Ахремчика – «Защитники Брестской крепости». Художником Михаилом Савицким создан ряд картин на тему войны: «Витебские ворота», «Партизанская мадонна», серия картин «Цифры на сердце», посвященная узникам концлагерей. Среди произведений монументального искусства особенно выделяются мемориальные комплексы «Хатынь» и «Курган Славы», «Брестская крепость-герой», памятник в честь матери патриотки Н. Куприяновой в г. Жодино.

Плодотворно трудились белорусские скульпторы. Тема Великой Отечественной войны стала главной в творчестве Анатолия Аникейчика. Подвигу белорусских партизан посвящен созданный им мемориальный комплекс «Прорыв» в Ушачском районе. Впечатляет его скульптурный комплекс «Проклятие фашизму» на месте сожженной деревни Шуневка Докшицкого района. А. Аникейчик — автор многих скульптурных портретов, в том числе П. М. Машерова. Вместе с Л. Гумилевским и А. Заспицким он создал памятник Я. Купале в Минске.

Всемирную известность приобрел открытый в 1969 г. мемориальный архитектурно-скульптурный ансамбль в память жертв фашизма «Хатынь», созданный совместно с группой архитекторов скульптором Сергеем Сели-хановым. Художественной выразительностью отличаются мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой», «Курган Славы Советской Армии — освободительницы Беларуси» под Минском, мемориальный комплекс советско-польского боевого содружества в д. Ленино Горецкого района.


Республика Беларусь имеет богатое культурное и духовное наследие. В республике удалось сохранить и укрепить разветвленную сеть учреждений культуры. Открыты новые театры (Белорусский государственный молодежный театр, Республиканский театр белорусской драматургии), издается ряд белорусских литературных журналов («Полымя», «Неман»), газет («Літаратура і мастацтва»), проводятся театральные фестивали («Золотой витязь», «Белая вежа»), кинофестивали («Лістапад», Национальный кинофестиваль белорусских фильмов), музыкальные фестивали («Славянский базар», «Беларуская музыкальная восень») и т. д. Очень важной задачей является обеспечение доступности учреждений культуры и культурных благ для всех граждан Республики Беларусь.

65. Провозглашение и укрепление государственного суверенитета Беларуси. Декларация о государственном суверенитете БССР. Беловежское соглашение. Создание СНГ. Принятие Конституции и введение должности Президента Республики Беларусь. Республиканский референдум 1995 г. и его результаты.

Во второй половине 1980-х гг. процесс перестройки дополнился неожиданно для власти возникновением и развитием на просторах СССР мощных национальных движений. Это ускорило вызревание и оформление в республике идеи суверенитета — политической независимости и самостоятельности государства во внутренней и внешней политике, не допускающей иностранного вмешательства. Началом реализации этой идеи стало принятие Декларации о государственном суверенитете БССР и придание ей конституционного статуса. Большинство населения БССР оставались сторонниками сохранения СССР, перестроенного на демократических основах. Тем не менее незавершенность процесса демократизации в политической сфере, определенное отставание в научно-техническом развитии, невозможность реформирования централизованной плановой экономики, падение престижа коммунистической партии в обществе привели в конце концов к прекращению в 1991 г. существования СССР. На постсоветском пространстве возникло Содружество Независимых Государств (СНГ).

Для преодоления кризиса, вызванного распадом СССР, необходимо было определиться с выбором модели будущего общественного и экономического развития нашей страны — Республики Беларусь. В таких условиях нужны были сильная власть и политическая воля руководства. Введение в Республике Беларусь в 1994 г. института президентства положило начало новому этапу развития нашей страны. Перед Президентом как главой государства встала задача разработать и реализовать программу вывода страны из кризиса. На рубеже ХХ и ХХ! вв. эта задача стала судьбоносной для Беларуси.

В первой половине 1990-х гг. на первом месте стояла проблема взаимоотношений между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Эта проблема была связана с осуществлением принципа разделения властей, который вместе с принципом верховенства законов — обязательным исполнением всеми государственными органами и должностными лицами законов, а также равенством всех людей перед законом и реализацией их прав и свобод — составляет признаки правового государства. Согласно Конституции 1994 г. Республика Беларусь была объявлена правовым государством. Назрела необходимость точного определения функций Президента, Правительства и Парламента.


С целью обеспечения строительства в Республике Беларусь правового государства и действенного функционирования всех ветвей власти 24 ноября 1996 г. был проведен республиканский референдум. На нем народ как единственный источник власти в Республике Беларусь высказался за принятие Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями. Согласно новой редакции Конституции Главой государства является Президент Республики Беларусь. Представительный и законодательный орган власти — Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Судебная власть принадлежит судам разных уровней.

После распада СССР каждая бывшая союзная республика стала независимой страной со своей национальной денежной системой и должна была искать свой выход из экономического кризиса начала 1990-х гг. В Беларуси были разработаны программы перехода от командно-административной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике. Были введены рыночные цены на преимущественное большинство товаров и услуг, разрешена аренда и индивидуальная трудовая деятельность; произошло становление предпринимательских, банковских и коммерческих структур, а также началась приватизация — разгосударствление, передача части объектов из государственной формы собственности в частную.

В процессе определения путей социально-экономического развития Беларуси под руководством Президента была избрана модель социально ориентированной рыночной экономики. Она учитывает товарно-денежные рыночные отношения и необходимость сохранения государственного регулирования с целью защиты интересов населения. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь в 1996—2000 гг. и на период 2001—2005 гг. были обсуждены на первом и втором Всебелорусских народных собраниях. При реализации этой модели выбор был сделан в пользу государственного регулирования. Определяющим стал учет социально-экономических и геополитических особенностей Беларуси, сложившихся на территории республики в советский период, а также опыта реформирования экономики в странах Восточной Европы и СНГ.

Республика Беларусь признана международным сообществом как суверенное государство, которое участвовало в создании Организации Объединенных Наций. Наша республика объявила о своем безъядерном статусе, вывела со своей территории ядерное оружие. Беларусь стремится поддерживать безопасность в Европе, стать нейтральным государством. Внешнеполитический курс страны характеризуется неучастием в военных группировках и вооруженных конфликтах. Республика Беларусь проводит многовекторный внешнеполитический курс в условиях глобализации — процесса складывания мирового рынка капиталов, товаров, услуг, информации, установления взаимосвязей между разными странами в экономической, политической, культурной областях.


Особое внимание уделяется укреплению отношений Беларуси со странами Содружества Независимых Государств, и прежде всего интеграции с Россией. Сближение Беларуси и России в областях политики и экономики стало необходимым после исчезновения с политической карты мира СССР и разрушения прежних народнохозяйственных связей. Об углублении процесса интеграции Беларуси и России свидетельствует подписание в декабре 1999 г. Договора о создании Союзного государства.

Путь к переустройству жизни в стране непрост. Он требует сплоченности и общих усилий власти и народа. При этом речь идет не о возвращении к прежнему единомыслию, а о том, чтобы каждый понимал, что стабильная жизнь и счастье каждого — в стабильном развитии и счастье Родины. Недаром лозунгом, с которым выступил Президент, стал следующий: «За сильную процветающую Беларусь». Выбор, связанный с надеждой на лучшую жизнь, белорусский народ сделал на республиканском референдуме 2004 г. Каждый гражданин нашей республики имеет право выбора своего будущего в процессе вызревания предпосылок перехода от индустриального к информационному обществу. Это общество, в котором в результате внедрения достижений научно-технической революции в производство меняется характер труда. Большинство людей в таком обществе занимаются информационной деятельностью. Ведущую роль приобретают средства массовой информации.

8 декабря 1991 года высшими руководителями России, Белоруссии и Украины было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт вошел в историю как "Беловежское соглашение".

Подписанию документа предшествовали события, происходившие с середины 1980-х годов на территории бывшего Советского Союза. Изменения в экономической и политической жизни страны привели к углублению противоречий между центром и союзными республиками, стремившимися к самостоятельности. В 1990 году все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливающие приоритет своих законов над законами Союза.

66. Эволюция политической системы в Республике Беларусь во второй половине 1990-х. гг. – начала XXI в. Республиканский референдум 1996 г. и его результаты. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Основы идеологии белорусского государства.

Создание в 1991 г. суверенного государства — Республики Беларусь — вызвало необходимость оформления ее национальной государственности. Прежде всего требовалось создать действенную политическую систему, которая основывалась бы на принципе разделения властей. Строительство правового государства в Республике Беларусь было связано с реализацией этого принципа. Согласно Конституции, принятой 15 марта 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь, Парламент являлся единственным законодательным органом государственной власти в стране. Президент, выборы которого состоялись в 1994 г., провозглашался главой государства и исполнительной власти. Судебная власть была представлена судами, в том числе и Конституционным судом. Однако функции различных ветвей власти оказались неточно определенными.


В середине 1990-х гг. назрела необходимость четкого определения полномочий Президента, Правительства и Парламента, поскольку наблюдался определенный дисбаланс взаимоотношений между различными ветвями власти. Становление президентской (исполнительной) вертикали власти и стремление депутатов Парламента (Верховного Совета) сохранить свой статус, к которому они привыкли за предыдущие годы, вызвало острый политический кризис. В Верховном Совете Республики Беларусь группа депутатов стала добиваться ограничения полномочий Президента. В то же время сам Верховный Совет оказался неспособным координировать деятельность различных государственных структур. В сложившихся обстоятельствах следовало индивидуализировать социальную и политическую ответственность высшего руководства за свою деятельность. Для вывода страны из кризиса нужна была сильная президентская власть, преимуществами которой стали бы быстрое реагирование на ситуацию, принятие и реализация наиболее рациональных решений.

Важную роль в преодолении противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти сыграл республиканский референдум, проведенный 24 ноября 1996 г. Его целью стало уточнение статей Конституции Республики Беларусь, посвященных осуществлению принципа разделения властей.

По конституционному положению единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Поэтому по предложению Президента Верховный Совет Республики Беларусь обратился непосредственно к народу.

На голосование были вынесены два проекта обновленной Конституции, предложенные один — Президентом, второй — частью депутатов Верховного Совета (фракциями аграриев и коммунистов). Проект Конституции, предложенный Президентом, предусматривал расширение его полномочий как главы государства. В альтернативном депутатском проекте вообще не предусматривалась должность Президента, институт президентства ликвидировался и предлагалось возвращение к парламентской республике . По сути, голосование отвечало на вопрос о том, кого поддержит белорусский народ. Итоги референдума стали свидетельством широкой поддержки населением Беларуси курса Президента, направленного на преодоление политического кризиса в стране.

За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, проголосовало 70,4 % избирателей. Проект Верховного Совета Республики Беларусь поддержало 7,9 % избирателей. Большинство избирателей (88,2 %) проголосовало также за предложение Президента о перенесении Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики) с 27 на 3 июля — день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков.