Файл: История (ответы рукописные).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3066

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под названием кооперативов были узаконены типичные капиталистические предприятия с правом нанимать работников, покупать сырье и полуфабрикаты по стабильным государственным ценам, а продавать продукцию — по свободным рыночным. Кооперативы создавались повсеместно, в том числе и на базе государственных предприятий. Денежные средства из государственной казны переводились в карманы частников. Производственная деятельность кооператоров почти не интересовала. Они работали преимущественно в торгово-посреднической сфере: дешево покупали товары, а продавали очень дорого. Кооперативная деятельность становилась эффективным средством для «отмывания грязных денег» и создания больших капиталов. Социальная напряженность в обществе нарастала, увеличивалась имущественная дифференциация.

С отменой государственной монополии на внешнюю торговлю и разрешением предприятиям и частным лицам продавать товары за границу социально-экономическая ситуация в стране в 1988—1990 гг. существенно ухудшилась. Пустели прилавки магазинов, значительно возросли розничные цены, продукты питания начали отпускаться по «карточкам потребителей», выдававшимся по месту жительства. Началась масштабная международная спекуляция, которая привела к вывозу крупных капиталов за границу и созданию мощных криминальных структур. Экономика СССР и ее денежно-финансовая система пришли в упадок.

Политика «гласности», провозглашенная М. С. Горбачевым, посеяла сомнения в отношении социализма как совершенной системы. Начался процесс постепенной подмены социалистических идеалов другими идеалами и ценностями. Идея социальной справедливости объявлялась вредной и недосягаемой, экономика торгово-базарного типа — вершиной экономической практики. Начали пропагандироваться культ наживы и личной выгоды, а также насилие — то, что в советское время считалось унизительным для человека и общества. Все чаще и чаще в средствах массовой информации, на митингах и в кабинетах чиновников стала звучать мысль о том, что «западные страны нам помогут». Был сделан антинаучный и вредный вывод о том, что советская система не подлежит реформированию и поэтому должна быть разрушена, уничтожена. Как видим, антисоветизм стал идеологическим оружием курса М. С. Горбачева, а гласность фактически превратилась в идеологическую войну, направленную на смену государственного и общественного строя СССР.

Одним из главных компонентов перестройки была демократизация общественно-политической жизни. Первоначальными ее составляющими являлись гласность, идеологический и политический плюрализм. Демократизация должна была создать социальное и политическое пространство, в котором формировались благоприятные условия для активизации человеческого фактора.


Первоначально демократизация и гласность в Беларуси стали проявляться в национально-культурных и экологических формах. Эти процессы влияли на пробуждение национального самосознания, повышение активности различных социальных слоев, и в первую очередь, молодежи. В 90-х гг. под влиянием перестройки в Беларуси создаются клубные объединения «Талака», «Паходня». «Тутэйшыя». Они обращаются к наиболее сложным проблемам истории и культуры нашей страны, включаются в политическую жизнь страны в связи с признанием властью идеологического и политического плюрализма.

Важным направлением демократизации общества явилось формирование правового государства. Это связывалось с началом пересмотра и систематизацией законодательства. До мая 1992 г. Верховный Совет принял 153 новых закона, в том числе такие принципиально важные, как «О государственном суверенитете», «О собственности», «О земле» и т.д.

62. Развитие образования и науки во второй половине 1950-х - 1980-е гг. Реформа школы и переход к 8-летнему обучению. Введение всеобщего среднего образования. Профессионально-техническое обучение. ВУЗы. Достижения белорусской науки.

Рост знаний об окружающем мире, человеке, обществе стал необходимым для дальнейшего развития БССР в условиях развертывания научно-технической

революции. В процессе формирования индустриального общества значительную роль сыграла школа. Большим достижением стало введение с 1958 г. обязательного 8-летнего образования. Были созданы средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением. Работали школы рабочей и сельской молодежи, расширялось профессионально-техническое обучение. Были созданы профессионально-технические училища (ПТУ), готовившие квалифицированных рабочих.

В первой половине 1970-х гг. был завершен переход ко всеобщему среднему образованию: 98 % выпускников 8-х классов продолжили учебу для получения среднего образования в 10-летней школе, а также в средних специальных учебных заведениях. Среднее образование давали также профессионально-технические училища. В процессе получения образования учеников готовили к участию в производительном труде. Главная роль в этом принадлежала межшкольным учебно-производственным комбинатам. Однако из-за недостаточной оснащенности материальной базы они не могли обеспечить учеников знаниями и навыками, необходимыми для сознательного выбора профессии.

Качество образования и уровень подготовки выпускников средней школы не всегда соответствовали требованиям производства. В развитии образования главным считался всеобщий охват молодежи учебой и получение ею аттестата зрелости. Повышение качества образования часто было невозможно из-за недостатка средств для развития материально-технической базы обучения.


Расширялась подготовка специалистов с высшим образованием. Были открыты новые учебные заведения: Могилевский машиностроительный институт, Витебский технологический институт легкой промышленности, Минский радиотехнический институт, Могилевский технологический институт и др. Чтобы подготовить специалистов для новых отраслей промышленности БССР — радиофизики, электроники, радиотехники и др., прием в высшие и средние специальные учебные заведения с 1958 по 1965 г. увеличился более чем в 2 раза. В последующие годы количество высших и средних специальных учебных заведений увеличивалось.

Много учеников воспитала учительница средней школы № 28 г. Минска Ариадна Ивановна Казей, сестра Марата Казея. Эта женщина воплотила в своей жизни безграничную силу духа нашего народа, его веру в жизнь и в себя. Оставшись в 17 лет после военного лихолетья без ног, которые отморозила, будучи в партизанах, она смогла не просто выжить, но и уверенно пройти сложный путь заслуженной учительницы БССР. За свой труд была удостоена звания Героя Социалистического Труда.

Следует отметить, что развитие образования в БССР в 1960—1980-е гг. шло наряду с последовательным сокращением белорусскоязычного обучения. В середине 1980-х гг. только 21,3 % школ работали на белорусском языке. На рубеже 1980—1990-х гг. определилась положительная тенденция с внедрением белорусского языка в учеб-но-воспитательный процесс.

Белорусская наука развивалась как составная часть общесоюзной. Ведущая роль в ее развитии принадлежала Академии наук БССР, которую возглавлял в 1969—1987 гг. Н. А. Борисевич. По определенным научным направлениям республика достигла значительных успехов. За разработки в области математики, физики, электронно-вычислительной техники, биологии, медицины многие ученые стали лауреатами Ленинской и Государственных премий СССР и БССР, 12 из них были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Так, академик АН БССР М. Е. Мацепуро стал лауреатом Ленинской премии за разработку и внедрение в сельскохозяйственное производство высокоэффективных технологий механизированного освоения заболоченных земель и уборки картофеля. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено члену-корреспонденту АН БССР, выдающемуся хирур-гу-офтальмологу, талантливому ученому в области глазных болезней Т. В. Бирич. Героем Социалистического Труда стал уроженец Брестчины Г. А. Илизаров, Академик АН СССР, известный во всем Советском Союзе хирург-ортопед, который разработал универсальный аппарат фиксации для лечения переломов и деформаций костей. В химической науке наиболее важными были достижения в области полимеров, которые стали основой для получения пластмасс и синтетических волокон. В биологии особое значение имели открытия в областях генетики и генной инженерии, которые нашли применение в выведении новых сортов сельскохозяйственных растений и пород животных.


В условиях научно-технической революции решающее значение приобрело внедрение научных открытий. Оно способствовало повышению производительности и улучшению условий труда, качества продукции. В БССР быстрыми темпами шло развитие радиоэлектроники и интегральной микроэлектроники, вычислительной техники. На предприятиях был налажен выпуск станков особо высокой точности.

П. Климук и В. Коваленок первыми среди белорусов стали летчиками-космонавтами СССР и дважды Героями Советского Союза. Они внесли большой вклад в освоение космоса. Каждый из них совершил по три космических полета. Даже на околоземной орбите встретились наши земляки. В 1978 г. П. Климук во время своего третьего космического полета вместе с польским космонавтом М. Гер-машевским встретился на орбитальной станции «Салют-6» с В. Коваленком, который провел в невесомости в совокупности 214 суток .

Однако внедрение научных разработок в производство сталкивалось с определенными трудностями. В 1980-е гг. в условиях замедления темпов социально-экономического развития снизилась и эффективность науки. В связи с сокращением расходов на ее развитие СССР, в том числе БССР, начал терять прежние позиции в области космических разработок, телевидения, компьютеров, робототехники.



63. Белорусская литература во второй половине 1950-х - 1980-е гг. Тема Великой Отечественной войны в произведениях И. Шамякина, В. Быкова, А. Адамовича. Творчество И. Мележа, В. Короткевича. Белорусский поэзия Р. Бородулин, Н. Гилевич.

Частичная демократизация общественно-политической жизни стала наиболее существенным явлением в культурной жизни БССР в годы «оттепели» (вторая половина 1950-х — первая половина 1960-х гг.). Начался процесс десталинизации общества и разоблачения культа личности. В БССР были реабилитированы такие известные деятели культуры, как В. Голубок, Т. Гартный, М. Горецкий и др. Однако реабилитация велась выборочно.

Условия развития культуры во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. определялись сохранением роли коммунистической партии как руководящей и направляющей силы общества. Критиковались произведения, в которых определялись новые реалистичные подходы к осмыслению и показу общественных процессов. Партийные органы стремились сориентировать деятелей культуры на прославление великих свершений советской страны и решение задачи построения коммунизма. В соответствии с методом социалистического реализма советская действительность рассматривалась как высшее достижение человечества. В центре внимания литераторов находилась новая историческая общность людей — советский народ. Эти обстоятельства обусловили недостаточное внимание к отображению в литературе национально-куль-турных особенностей белорусского народа.

Для белорусских писателей тема Великой Отечественной войны стала определяющей на десятилетия. В художественных произведениях эта тема рассматривалась как испытание человека в тяжелых военных условиях, его достоинства, преданности гуманистическим идеалам. Это наиболее ярко воплотилось в романах И. Чигринова «Плач перепелки», «Оправдание крови», И. Науменко «Сосна при дороге», «Ветер в соснах», «Сорок третий». Среди произведений белорусской литературы, посвященных военной теме, — дилогия А. Адамовича «Партизаны» и «Хатынская повесть», документальная книга «Я из огненной деревни. » (в соавторстве с Я. Брылем и В. Колесником). Значительное место занимает Великая Отечественная война в творчестве В. Быкова.


В конце 1960-х гг. В. Быков в повестях «Круглянский мост», «Сотников», «Обелиск» обратился к теме партизанской и подпольной борьбы белорусского народа. В 1970 — 1980-е гг. появились произведения «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться», «Знак беды».

Новое осмысление военных событий, анализ психологии простого солдата, приближение к правде жизни характерны и для творчества известного белорусского писателя Я. Брыля. Он одним из первых в романе «Птицы и гнезда» ввел в белорусскую военную прозу тему духовных ценностей и проблему выбора поведения человека на войне, в тяжелых условиях.

Достижением в творчестве белорусских писателей стало то, что они стремились изображать события того времени во взаимосвязи с историческим прошлым и перспективами будущего развития республики.

В ряде произведений нашли художественное воплощение многие исторические события. В их числе романы И. Мележа «Люди на болоте», «Дыхание грозы», «Метели, декабрь», составившие трилогию «Полесская хроника». В этих произведениях писатель раскрыл судьбу белорусского крестьянства в 1920—1930-е гг. на Полесье. Трилогия является гимном белорусскому народу и размышлением над его историей.

Событием в белорусской литературе этого времени стал выход целого ряда произведений В. Короткевича.

В. Короткевич планировал написать трилогию, посвященную событиям 1863—1864 гг. Но успел создать только первый роман «Колосья под серпом твоим». Теме восстания 1863—1864 гг. посвящена героикоромантическая драма «Кастусь Калиновский». Повесть «Дикая охота короля Стаха», созданная в жанре исторического детектива, описывает события 1880-х гг. в одном из уголков Беларуси.

Историческая тематика отражена в романе В. Короткевича «Христос приземлился в Городне». Основой для написания явилась запись хроники Великого Княжества Литовского о появлении в XVI в. человека, который присвоил себе имя Христа. Этот роман — философские раздумья о предназначении человека на Земле.

Белорусская поэзия. Духовное обновление произошло в белорусской поэзии. Отражение общечеловеческих ценностей через личные переживания героев стало одной из ее главных тем. Особенно ярко оно проявилось в творчестве народного поэта Беларуси П. Бровки — его сборниках «Пахнет чабрец», «Далеко от дома», «А дни идут. » и др. Он был удостоен Государственной премии БССР за поэму «Всегда с Лениным», а также за участие в издании Белорусской Советской Энциклопедии. Талант народного поэта Беларуси М. Танка с наибольшей силой проявился в сборниках стихов «Нарочанские сосны», «Пройти через верность» и др. Одной из самых ярких поэтических звезд Беларуси XX в. стал П. Панченко. Его сборники «При свете молний», «Молчаливая молитва» и др. посвящены борьбе за достоинство личности, за наше национальное самосознание, язык и культуру.