Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Наши дети часто проводят своё время наедине с телевизором. Особенно это актуально в нашем современном мире, когда на первом плане просмотры мультфильмов и игры в гаджеты. Мы знаем, что личность формируется в раннем детстве, и телевидение, конечно, оказывает огромную роль на развитие детей. Именно в раннем детстве мультфильмы играют огромную роль в жизни ребенка. Сейчас транслируют много и российских и зарубежных мультфильмов. Зарубежные мультфильмы - это мультфильмы американского происхождения, которые вызывают тревожность и мысли задуматься над их влиянием на психическое здоровье детей. Если вспомнить старые, нарисованные мультфильмы, которые приятно смотреть, они несли в себе добро и естественность. Если посмотреть современные, в которых использована в основном компьютерная графика, то сразу возникает опасность и тревога за наших детей. Такие мультики не несут добра и наносят вред детской психике. Сейчас очень мало мультфильмов, для которых главное – это нравственность, которые были бы неким «учителем» и помощником для ребенка, чтобы он смог понять, где добро, а где зло. В этом и есть актуальность выбранной темы.

Проблема исследования: взаимодействие детей и мультфильмов. Каким образом мультфильмы влияют на развитие и психику ребенка?

Цель проекта: изучить влияние мультфильмов на детей дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование развития детей.

Предмет исследования: влияние анимационных фильмов на дошкольников и как они воспринимают сюжет.

Задачи исследования:

  • Проанализировать российские и зарубежные мультфильмы;
  • Анализ развития детей дошкольного возраста;
  • Рассмотреть какой уровень влияния мультфильмов на психику;
  • Какова степень восприятия мультиков детьми;

Гипотеза исследования: предполагается, что мультфильмы с нравственным и добрым характером способствуют верному и моральному воспитанию детей. Из психологии известно, что приобщение к миросозиданию оказывает положительное воспитание на качества личности ребенка.

Теоретико-методологическая база определена междисциплинарной спецификой, вначале которых находятся проведение исследования ученых по социально-педагогической психологии отечественных ученых И.Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой; по возрастной педагогике А.С. Белкина, по практической психологии М.В. Башовой; по возрастной психологии В.С. Мухиной, А.А. Хвостого; по дошкольной педагогике С.А. Козловой, Г. А. Урунтаевой, Г.А. Широковой, Н.П. Гришеевой; по детской патопсихологии Э. Мыш, Д. Вольфа.


Этапы исследования.

Предварительный. Просмотр теоретического материала исследования воспринимать сюжет мультфильма дошкольниками.

Изучение и исследование. На этом этапе проводится с помощью психологических методик выявление влияния мультфильмов на детей и восприятие ими сюжета.

Заключительный. Провести обработку полученных результатов.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ

1.1 Специфика содержания отечественных и зарубежных мультфильмов

Мультфильмы — это важнейшее образовательное средство, поскольку они сопровождают становление личностей детей, и родителей всегда волнует, как влияют мультфильмы на психику и развитие ребенка. Надо быть крайне осторожным при выборе мультика. Наглядные примеры, в отличие от книги, действуют гораздо сильнее на детей.

Если говорить об отечественных мультфильмах, то они хороши тем, что в них ребенок увидит нормальную картину мира. В этой картине лежит мотив, что добро побеждает зло. В добром мультфильме изображен отрицательный герой, которого трудно переделать. В результате злой он, оттого, что никто ему не сочувствует, никто с ним не дружит.

В русских мультфильмах отрицательный персонаж изображен в комическом облике, это ослабевает его злой нрав. Такая ситуация содействует гармонии в сознании ребенка. Именно поэтому наши мультфильмы безвредны и полезны детям, особенно для ребенка с психологической травмой. Когда у дошкольника есть проблемы с социализацией, то таковые мультфильмы указывают верную модель поведения, а именно, каким надо быть товарищем, как прийти на помощь людям.

Возьмем, к примеру, некоторые отечественные мультфильмы. Они являются небольшими историями, в которых прячется глубокий смысл. В качестве примера можно рассмотреть мультфильм «Золотая антилопа» (режиссер Л. Атаманов, 1954г.). В этом советском мультфильме впервые изображены настоящие эмоции, показана глубина человеческой психологии в художественном произведении для детей. Мальчик из бедной семьи, скромный и порядочный, предстает одновременно и трудящимся без претензий на условия жизни, и боящимся власть имущего. Как обычно, правитель восточной страны (Раджа) в советском кинематографе (мультипликации) показан глупым, алчным, злобным и беспощадным. Ради наживы раджа не гнушается ни обманом, ни мелким мошенничеством. Слуги Раджи изображены алчными и продажными, и даже самый близкий человек из охраны готов продать своего господина за грош. Несмотря на смертельную опасность, мальчик не предает близкого друга, не желает получить за предательство даже много золота. Развязка наступает неожиданно: мальчику на помощь приходит доброе животное, которому он искренне желал добра. Воспитательный смысл этого фильма значительно важнее, чем многолетнее обучение ребенка распознаванию нечестных и лживых людей по манерам, мимике, внешнему виду. Очень хороший познавательный мультфильм, который учит честности и порядочности, любви к животным и преданности.


Мультфильм часто можно сравнить с жизнью, а точнее то, что в мультфильме, как в жизни самыми верными оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые. Мультфильм «Самый большой друг» (режиссер П.Носов) как раз про это и повествует.

Эта история о том, что в Африке живет крокодил и девочка с товарищами: бегемот, цыпленок, колокольчик и щенок. Но крокодилу не нравится их дружба, он решает съесть девочку. Но друзья ее все время вызволяют, а бегемот, оказался трусливым и убегает. А потом девочка объяснила ему, что ее друзья меньше, чем он и спасли ее. А он такой большой и убежал.

Практика показывает, что детские впечатления после просмотра мультфильма достаточно стойкие. Даже спустя продолжительное время пяти-шестилетние могут пересказать сюжет мультфильма и отразить его в рисунке. Большое значение для эмоционального воздействия на детей имеет композиция кадра, звук, цвет. Происходит одновременное влияние на зрение и слух, что углубляет впечатление. Мультфильмы, как правило, художественно оформлены, в них широко используются музыка и слово.

Зарубежные мультсериалы на первый взгляд безобидны, но часто можно проследить, что они весьма глупы и грубы, нет в них морали. Современные западные мультфильмы показывают детям модель поведения нетипичные для нашей культуры. Герои советских мультиков учат помогать родителям, друзьям, учат взаимовыручке. Ленивые высмеиваются другими героями и понимают, что труд — это полезное дело. Западные мультфильмы призывают к индивидуализму, отстраненности от коллективов, а если персонажи и объединяются, то или для разбоя, или для защиты от общего врага. Идеальной жизнью в мультфильмах является имение много денег и безделья.

Поэтому родители ставят под запрет просмотр этих мультфильмов, считая их злыми, негативными, не обучающими нормам морали. Другие же не понимают отрицательного, злого подтекста, спрятанного в мультфильмах, и разрешают просмотр. И скорее всего потому, что они сами не смотрели эти мультики, верят в то, что на детских каналах вредного не покажут и не должны показывать. Для того чтобы понять, родителям нужно более пристрастно просмотреть те мультфильмы, которые смотрят их дети. И только после тщательного анализа увиденного, наступает понимание отрицательного подтекста, и их нужно просто запретить смотреть детям.

Конечно, не все зарубежные мультфильмы несут в себе зло. Есть такие анимационные фильмы как «Белоснежка», «Король Лев», которые несут доброе начало. К сожалению, они редки на телевидении. Мультсериалы, которыми насыщено телевещание-это драки, убийства, сражения, что проявляет в ребенке агрессию. Большое количество ребят просто загипнотизировано этой мультипликацией. Дети воспринимают все с большой непосредственностью: волнуются за героев, негодуют на обидчиков, радуются счастливому исходу, получают многие знания и первые впечатления, спорят о том, что хорошо, что плохо, что красиво, а что нет. Смотря на героев, дети стремятся им подражать, и далее строится картина мира. Девочкам очень симпатичны женские образы в мультфильмах. Они учатся особенностям женского поведения, мальчики же рисуют себе пример женского образа, а в жизни будет стремится к нему. Когда психологи заинтересовались содержанием западных мультфильмов, они сделали вывод, что большинство женских персонажей проявляют себя как, будто не желают продолжение рода. Можно ли представить себе Настеньку из «Аленького цветочка» с выражением злобы или ярости на лице, может ли она вообще скалить зубы и быть агрессивной? Можно ли представить себе Царевну-лягушку, которая дерётся как мужик. Высмеиваются особенности русской женщины, которые так пропагандировали советские мультфильмы. Жестокость к своей семье, цинизм и неуважение к братьям и сестрам, вот это точно просматривается в западных мультсериалах. Впитывая в свое сознание модель такого поведения, ребенок начинает совершать такие поступки, считая, что таким образом копирует своего героя.


Советские мультфильмы качественно сняты. Они правильные, добрые, направлены на формирование положительной детской картины мира, в них нет насилия. Злодеи перевоспитываются, конфликты разрешаются конструктивно. Да и зло в советских мультиках подается в иронично-комичной форме, что смягчает его природу. Но сейчас популярны американские мультфильмы, где со злом расправляются физически. Они закладывают в сознании ребенка насилие и стремление подражать супергероям, которые легко умерщвляют, расстреливают, разрезают на части своих врагов. Да, в советских мультфильмах тоже убивают Змеев Горынычей и Кощеев, но это не смакуется, а происходит после долгих переговоров и увещеваний. При просмотре американских мультфильмов в детях развивается садомазохизм, и они испытывают наслаждение, когда герой причиняет кому-то боль или кого-то убивает. 

Несомненно, всем детям интересно смотреть мультипликацию. Оставляя ребёнка один на один с включённым детским каналом на целый день — это преступление против его будущего. Родители должны решить - нужно ли это ребёнку и как постоянный просмотр анимации повлияет на психику вашего малыша? Особенно тщательно необходимо «фильтровать» программы для наших детей, ибо, сформировав в детстве основы асоциального поведения, в будущем можно не беспокоиться о том, что взрослая, но уже зомбированная личность, распознает в очередном продукте элементы программирования, действующие на психику человека.

1.2 Характеристика персонажей современных мультфильмов

Хотелось бы подробнее рассмотреть современные мультфильмы. Возьмем, к примеру, популярный мультик «Шрек». В одном из эпизодов «Шрека» очаровательная принцесса Фиона утром встречает маленькую птичку. Птичка ей доверяет, поёт. Фиона тоже запела вместе с ней, а затем…

Вы видели, как смеются при этом дети во время просмотра, значит, Вы были свидетелем того, как на наших глазах чужие люди изменяют психику наших детей. Это не просто сцена красивого убийства, это девальвация смерти (убийство ради развлечения), этот эпизод перечеркивает всю систему детских представлений о мире. В наших мультиках самая большая эротика — это сомкнутые руки героев. Поцелуй сокровенен, его физическая сторона скрыта от глаз маленького зрителя, поцелуй лишь обозначен. Здесь — всё на показ, как у взрослых…


Современным героям сложно подражать. Дети часто не могут ответить на простые вопросы — «О чём этот мультфильм? Главный герой — он какой?». Нередко дети даже затрудняются определить пол героя («я не знаю, кто это, может, мальчик, а может, девочка») или его принадлежность к какой-либо группе (людей, животных, сказочных персонажей). Увиденное и услышанное не становится материалом для переживания, прочувствования, осмысления и, в конце концов, не служит для формирования целостного мозаичного мировоззрения, а напротив, формирует кашу из образов с множеством ложных взаимосвязей, которые к тому же от мультфильма к мультфильму меняются, дробятся, как и психика детей.

Антисоциальный садистский мультик «Вуди и его друзья». Уже из нескольких наугад просмотренных серий этого бесконечного мультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет: имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным, если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.). И имеется праздный бездельник, сильно озабоченный развлечениями и ублажениями себя любимого — дятел Вуди. Так как дятел — герой, то, естественно, он должен победить.

В результате действа, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумехами, в общем, неудачниками. Примерно в 60% сюжетов в мультсериале про дятла Вуди, поведение героя можно откровенно и прямо квалифицировать как антисоциальное.

Вполне естественно, что если некое чадо возьмётся брать пример с этого «героя» (а многие дети числят в своих любимых героях героев мультяшек!), то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с Законом. То есть, данный мультик прямо воспитывает асоциальную личность.

Характерен, в данном контексте, другой часто повторяющийся сюжет в мультфильмах: герои получают по голове удары падающими наковальнями, совершенно убийственные удары разнообразными предметами, но, почему-то всегда вскакивают, после перенесённых ударов, как, ни в чём не бывало. Ну, разве что показывается как нечто очень смешное: сильная дурнота или одномоментные страдания такого пострадавшего.

В связи с этим в Америке очень участились случаи убийств животных малолетними детьми. Эти детки бьют со всей силы молотками, железяками и прочими тяжёлыми предметами своих домашних животных, а потом очень удивляются, почему их любимая кошечка, расплющенная в кровавый паштет, после такого обращения не вскакивает и не бежит радостно развлекаться дальше.