Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если мы обратимся к истории мультипликационных фильмов, то вспомним, что они создавались, как художественные произведения, созданные специально для детей, и рассматривались как эффективное психологическое средство для их развития. Качественные художественные анимационные произведения вызывают у ребенка подлинные эстетические переживания. В лучших мультфильмах в символической, образной форме, близкой и понятной ребенку, заложен глубокий духовный смысл. Мультфильмы должны вызывать у детей гуманные чувства, учить добру и бережному отношению ко всему живому, способствовать становлению самосознания и мировоззрения ребёнка, его пониманию смыслов и своих переживаний.

Выводы по первой главе

Таким образом, проанализировав влияние мультфильмов на развитие дошкольника, мы пришли к выводу: многие транслируемые мультфильмы сегодня сделаны педагогически или психологически безграмотно, имеют негативные и опасные последствия для ребенка. Дети верят тому, что видят на экране, это особенность их возраста. В фильмах много и часто слышится ненормативная лексика, развратные сцены. При этом многократном повторении информации, мозг привыкает к ней. Получается, телевизор заменяет родителей, становится первым воспитателем. Оттого нужно подходить обдуманно и осторожно к выбору мультика для просмотра ребенком:

- отбирать мультфильмы, которые полезны и интересны для ребенка;

- заранее предусмотреть, о чем будет мультфильм;

- учитывать возраст при выборе мультика;

- обсуждать с ребенком то, что посмотрели;

- время просмотра до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю.

Мультфильмы, где показываются опасные для жизни формы поведения, снижают у ребенка инстинкт самосохранения, повышая риск получения травм. Сейчас становится все больше мультфильмов, в которых демонстрируются несвойственное полу поведение, смешение гендерных ролей. Последствие просмотра таких сцен - неадекватное формирование у детей представлений о гендерных ролях. К сожалению, часто в мультфильмах мы видим неуважительные действия в отношении людей, животных, растений, видим, как герои безнаказанно глумятся над пожилыми, немощными. Все это приводит к тому, что ребенок начинает безжалостно и грубо общаться с взрослыми и сверстниками, показывать непристойные жесты. У него развиваются эгоизм, бездуховность, и жестокость.

Мультфильмы, конечно же, влияют на мировоззрение ребенка, у которого еще неустойчивая психика и система ценностей только формируется - говорит специалист. Поэтому, когда ребята видят на экране агрессивное, хулиганское, извращенное поведение, которое никак не наказывается, не осуждается, не исправляется, то очень высока вероятность, что дети будут вести себя так же. 


Мультфильмы могут быть активными помощниками, а могут и активными разрушителями детской психики. Конечно, нужно помнить, что мультфильм не заменит живого общения, а ведь ребенок в этом нуждается.

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ СЮЖЕТА МУЛЬТФИЛЬМА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Методика констатирующего эксперимента

Цель эксперимента - первичная диагностика уровня развития восприятия мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста на сюжетах отечественных и американских мультфильмов.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Изучить уровень развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить работу по формированию восприятия на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов.

Для реализации первой задачи используется 3 серии заданий, включающие тестирование, беседы по просмотренным мультфильмам, анализ рисунков детей.

Также мы провели беседу с детьми на тему: «Что мы знаем об отечественных мультфильмах?»

Цель беседы: выявить представления детей об отечественных мультфильмах.

Для диагностики уровня знаний были использованы четыре вопроса.

1. Какие отечественные мультфильмы вы знаете?

2. Каких персонажей отечественных мультфильмов вы можете назвать?

3. Чем они занимаются?

4. Чему учат нас советские мультфильмы?

Результаты беседы заносим в таблицу 1. (В приложении)

Также была проведена беседа об американских мультфильмах.

Беседа «Что мы знаем об американских мультфильмах?»

Для диагностики уровня знаний были использованы четыре вопроса.

  1. Какие американские мультфильмы вы знаете?
  2. Результаты беседы заносим в таблицу 2. (в приложении)

2. Каких персонажей американских мультфильмов вы можете назвать?

3. Чем они занимаются?

4. Чему учат нас американские мультфильмы?

Также мы проведи просмотр двух мультфильмов (отечественного и американского). Цель просмотра мультфильмов – изучить особенности понимания детьми сюжета мультфильмов, понимания персонажей, его поступков, переживания, мотивов поведения.


- Исследовать эмоциональное отношение детей к мультфильмам, к содержанию и его персонажам.

1.Беседа по вопросам.

- Тебе нравится этот мультфильм?

- О ком он?

- Почему он (персонаж) так поступил?

- Почему именно так назвали этот мультфильм?

- Что осуждается в этом мультфильме и почему?

- Зачем хотели показать нам эту историю?

Просмотр отечественного мультфильма «Варежка»

Беседа по вопросам.

-Понравился мультфильм?

- О ком она?

- Чем понравился этот мультфильм и почему?

- Красная собачка настоящая или нет?

- Какой это мультфильм: грустный/веселый, добрый/злой, страшный/нестрашный? Почему?

2. Беседа по вопросам.

- Тебе нравится этот мультфильм?

- О ком он?

- Почему он (персонаж) так поступил?

- Почему именно так назвали этот мультфильм?

- Что осуждается в этом мультфильме и почему?

Просмотр американского мультфильма «Шрек»

Беседа по вопросам.

-Понравился мультфильм?

- О ком она?

- Чем понравился этот мультфильм и почему?

- Что произошло с ослом и котом?

- Зачем хотел показать нам эту историю режиссер?

Результаты беседы по просмотренным мультфильмам заносятся в таблицу 3. В ней отражены ответы детей, которые оценивались на основе полных, неполных ответов на предложенные группы вопросов, где полный ответ обозначался цифрой «три», недостаточно полный – цифрой «два», совсем слабый ответ – цифрой «один».

2.2 Анализ полученных результатов

Нами был проведен констатирующий эксперимент, который является первичная диагностика уровня развития восприятия мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов.

В ходе данного эксперимента мы решили следующие задачи:

- изучили уровень развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

- изучили работу по формированию восприятия на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов.

Мы провели беседу на тему «Что мы знаем об отечественных мультфильмах?»

Цель беседы состояла в выявлении представления детей об отечественных мультфильмах.

Для диагностики уровня знаний были использованы четыре вопроса. Исходя из ответов на поставленные вопросы, можно отметить, что уровень восприятия мультфильма – средний. Причем дети 5 лет, в общем количестве, дали 8 ответов, а дети 6 лет дали 17 ответов.


Исходя из результатов, после просмотра двух мультфильмов, можно отметить, что наибольшее количество верных ответов относиться к мультфильму «Шрек». Это говорит о том, что в современном мире по телевидению показывают больше американских мультфильмов, нежели наших отечественных, что является глобальной проблемой психического развития ребенка. Исходя из ответов, мы видим, что назвать и рассказать о персонажах американских мультфильмов дети могут с легкостью, а вот объяснить, чему учит нас данный мультфильм, затрудняются, потому что эти мультфильмы не несут некого содержательного, поучительного подтекста, который бы благоприятно повлиял на нравственное воспитание ребенка.

Выводы по второй главе

Нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого была первичная диагностика уровня развития восприятия мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов. Также мы провели беседу с детьми на тему: «Что мы знаем об отечественных мультфильмах. Целью было выявить представления детей об отечественных мультфильмах. Для диагностики уровня знаний были использованы четыре вопроса. Опираясь на данные ответы детей, мы можем утверждать, что современное телевидение просто заполнено западными анимационными мультипликациями, которые портят восприятие и воображение картины мира у наших детей. Дети очень быстро и с легкостью узнают героев американских мультфильмов. Все это можно обозначить глобальной проблемой, которую нужно обязательно искоренять, ибо возрастет процент отрицательного, не послушного, грубого и жестокого поведения среди детей. Мультфильмы могут быть активными помощниками, а могут и активными разрушителями детской психики. Конечно, нужно помнить, что мультфильм не заменить живого общения, а ведь ребенок в этом нуждается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К большому сожалению, современные мультфильмы психологически и педагогически безграмотны и несут в себе опасность для ребенка. Взрослым следует задуматься над тем, что дети смотрят по телевизору, особенно дошкольники. Исследования Павлова показали, что нервная система гибко и пластично реагирует на воздействие извне. Дошкольный период самый продуктивный для развития ребенка. Восприятие – это ведущий познавательный процесс, его значение огромно, оно создает предпосылки для развития речи, мышления, внимания, воображения, памяти. Если судить о современных мультфильмах, то сразу возникают вопросы. Наносят ли вред развитию психике ребенка просмотр мультфильмов? Анимация, где кот издевается над мышью, и наоборот, роботы заполонили Землю - пагубно отражается на еще не сформированной личности ребенка. Сейчас очень мало мультфильмов, для которых главное – это нравственность, которые были бы неким «учителем» и помощником для ребенка, чтобы он смог понять, где добро, а где зло.


Несомненно, всем детям интересно смотреть мультипликацию. Оставляя ребёнка один на один с включённым детским каналом на целый день — это преступление против его будущего. Родители должны решить - нужно ли это ребёнку и как постоянный просмотр анимации повлияет на психику вашего малыша? Особенно тщательно необходимо «фильтровать» программы для наших детей, ибо, сформировав в детстве основы асоциального поведения, в будущем можно не беспокоиться о том, что взрослая, но уже зомбированная личность, распознает в очередном продукте элементы программирования, действующие на психику человека.

Ребенок любит представлять себя одним из героев, часто с тем, кто ему ближе по поведению. Они все чаще позиционирует себя с вымышленным героем и редко с реальными людьми. Отсюда возникает вопрос - насколько успешно смогут приспосабливаться дети в жизни, понимать и воспринимать образ матери и отца, межличностные взаимоотношения. Для того чтобы ребенку нравилась реальная сторона жизни, нужно привлечь внимание, например, совместными прогулками, покупками игрушек, которые способствуют воображению. Родителям быть осторожными с жестокими изображениями, ведь они негативно отражаются на психике малыша. Нужно обучить ребенка, что все, что показывают по телевизору, не принимать на веру.

Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской работы – достигнута. Мультипликация — это даже не кино, а шире — культура. Для детей в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна. Поэтому важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам.

Только качественные и добрые сюжеты мультфильмов помогут детям отдохнуть и развлечься, научиться чему-то новому и положительному.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова. В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.

2. Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. - 2007.-№11.-С132-140.

3. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. - М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с.