Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одним примером негативного влияния на психику подростка может стать «Губка Боб Квадратные Штаны́» (англ.SpongeBob SquarePants). Например, в мультфильме каким-то образом есть пляж, присутствует вода в раковине, несмотря на то, что персонажи живут под водой. История этого мультфильма и его популярность среди людей разных возрастных категорий в более чем 50 странах мира насчитывает уже более 15 лет, однако стоит учитывать его основной смысл - разработка этого мультфильма велась изначально для умственно отсталых людей.
Группа учёных Университета штата Верджиния провела исследование влияния мультфильма «Губка Боб» на детей и сделала неутешительные выводы, что он отрицательно влияет на их мыслительные способности. Мультик ставит под угрозу способность детей получать образование и воспринимать информацию из окружающего мира. Специалисты отмечают, что в мультфильме заложены такие качества, как: жадность, зависть, лень, гордыня, гнев, обжорство и блуд. Даже в комментариях к первому диску, на котором был записан первый сезон мультика, было написано, что герои мультфильма являются символами семи смертных грехов. [1]

Аналогичный смысл содержат также и мультсериал «Гриффины». Как пишут на сайте в отзывах о данном мультфильме, его стоит рекомендовать людям с устойчивой психикой и установить возрастной ценз от 20 лет, поскольку такая работа содержит сцены жестокого насилия: драки, побои, жестокость. Также мультфильм содержит сцены, негативно влияющие на психику детей наличием боевого и ядерного оружия у младшего сына семьи

Васильев И. С. Положительное и отрицательное влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику детей подросткового возраста // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 761-764. — URL https://moluch.ru/archive/116/31194/ (дата обращения: 07.03.2019).

Стьюи. Как пишут в отзывах многие пользователи сети Интернет, данный мультфильм содержит пошлые и негативные сцены. Так, например, в мультфильме присутствует прямоходящая говорящая собака, которая спит с женщинами. 

По поводу мультика «Клуб Винкс: Школа волшебниц» - этот мультсериал рассчитан на 7 - 11-летних. Но почему мы на экране видим не девочек, а сексуальных девушек в откровенных одеждах, с нереально длинными ногами, огромными глазами, тонкой талией? Это уже является якорем для определенного поведения, стремления к искусственным формам, анорексии. Героини словно остановились в развитии, им недоступны логические заключения, они не хотят и не умеют думать, не желают что-либо делать сами. Все свои проблемы главные героини решают с помощью магии. Мальчики же в мультфильме показаны слабым полом. В результате у детей, воспитанных на таких мультиках, при встрече с любой проблемой начинаются паника, слезы и истерики. Ведь они каждый день видят, как на экране все делается легко и просто, а в жизни так не получается.


Таковы образы мульт пропаганды «Западного Образа Жизни». Так же как пропаганда западного образа жизни и связанной с ним погони за развлечениями, роскошью и деньгами воспринимаются и другие распространённые сюжеты мультфильмов.

1.3 Общая характеристика развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит развитие психики ребенка: интеллектуальной, нравственной, волевой, эмоциональной сфер. Тут происходит скачок в развитии.

Для каждого процесса в психике есть благоприятные периоды: для ребенка дошкольного возраста - это восприятие. Восприятие – это ведущий познавательный процесс в дошкольном периоде. Этот процесс выполняет такую функцию: объединяет все познавательные процессы и полученный опыт об окружающей среде.

Когда ребенок не был задействован в этот период, то возможна задержка психических новообразований данного периода, она повлечет задержку остальных психических процессов и скачок на следующий возрастной период. Оттого очень важно создавать для развития психики условия благоприятные, в соответствии с возрастом.

Восприятие постоянно развивается на всем этапе дошкольного периода в различной деятельности: лепка, чтение, прогулок, конструирования, просмотр фильмов. Главная задача процесса восприятия - обеспечение получения и обработку информации из окружающего мира. Отлично развитое восприятие проявляется в наблюдательности детей, способности ребенка подмечать тонкости явлений и предметов, которые не увидит взрослый.

В процессе развития восприятия дошкольного возраста имеются особенности. У детей старшего дошкольного возраста имеется важный показатель самосознания, он оценивается через отношение к себе и другим. Позитивное восприятие детей зависит насколько успешна их деятельность, умения «заводить» друзей, видеть их хорошие качества в конкретной ситуации. Через познания себя дети приходят к познанию картины мира и себя.

Опыт познания себя дает предпосылки для возможностей преодоления негатива со сверстниками и конфликтов с ними. Знание возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающего. [2]

Телевидение стало неотъемлемой частью жизни, и дети стали его поклонниками. Телепродукция – это часть их мира, и быть компетентными в вопросах мультфильмов для них важно. Надо только узнать, как сделать так, чтобы извлечь из просмотров максимум пользы.


В раннем возрасте развитие чувственного восприятия целиком зависит от матери, или человека, который заботится о ребенке. Движение, цвет притягивают внимание ребенка к экрану, только извлечь они могут совсем не то, что запланировал создатель мультика. Когда ребенок наблюдает за странной для него историей, он ее проживает эмоционально. Не надо думать, что она не имеет никакого на него влияния. Для ребенка, который еще не владеет речью, нужны короткие программы, которые предназначены для самых маленьких. Если брать диснеевские мультфильмы, то и словарь сложен для таких детей. Опасно оставлять детей наедине с телевизором. У него могут развиваться чувство страха, и может возникнуть неправильного представление о картине мира. Ведь у ребенка в этом возрасте нет интеллектуальных и эмоциональных средств, для того, чтобы объяснить, что происходит на экране. Он смотрит мультфильм, у него переизбыток эмоции и чувств, но ему не хватает слов, чтобы их выразить. Родителям необходимо объяснять, непосредственно во время просмотра, только так это будет просмотр с пользой. Но после того как мультфильм просмотрен, все же не надо его оставлять без обсуждения. Не стоить думать, что ребенок двух-трех лет все понимает. Только к трем-четырем годам у детей происходит понимание разницы между

Дыбина, Еник, Пенькова. Образовательная среда и организация самостоятельности деятельности старшего дошкольного возраста. М-2008

воображаемым и реальностью. В этом возрасте он понимает, что мультик – это неправда, что он - это он, и сознает свое отличие от других, и поэтому сможет притвориться кем-то еще. Любимое занятие в этом промежутке лет- подражание. Ребенок любит представлять себя одним из героев, часто с тем, кто ему ближе по поведению. Они все чаще позиционирует себя с вымышленным героем и редко с реальными людьми. Отсюда возникает вопрос - насколько успешно смогут приспосабливаться дети в жизни, понимать и воспринимать образ матери и отца, межличностные взаимоотношения. Для того чтобы ребенку нравилась реальная сторона жизни, нужно привлечь внимание, например, совместными прогулками, покупками игрушек, которые способствуют воображению. Родителям быть осторожными с жестокими изображениями, ведь они негативно отражаются на психике малыша. Нужно обучить ребенка, что все, что показывают по телевизору, не принимать на веру.


1.4 Последствия просмотра мультфильма у детей старшего дошкольного возраста.

Какие же последствия на формирование психики ребенка оказывают просмотр мультфильмов? Рассмотрим, как влияют негативные сцены.

  1. Агрессивная сцена. Персонажи агрессивные герои, которые наносят вред людям, нередко убивают других персонажей. При этом подробно показываются сцены жестокости, агрессивности, которые многократно повторяются, в деталях.

Последствия просмотра. Дети проявляют жестокость, злость, немотивированную агрессию, безжалостность в реальной жизни.

  1. Сцена-отклоняющее от нормы поведение героев. Герои нарушают общественные правила, за это их не ждет наказание, их никто не порицает. Они остаются безнаказанными.

Последствие просмотра. Ребенок понимает и закрепляет понятия о допустимости такой модели поведения, снимаются запреты, пересматриваются нормы хорошего и плохого, неприемлемого поведения. Появляется ощущение вседозволенности. Для ребенка нет запретов, он ими пренебрегает. Его понятия о добре и зле остаются размыты.

  1. Сцена неуважительного отношения к человеку, растениям и животным. Это сцены, где явно показывают издевательство над старостью, беспомощностью, слабостью.

Последствия просмотра. Неприемлемое поведение, жестокость, неприличные высказывания, грубость по отношению к близким, взрослым и сверстникам. Развивается эгоизм, бездушие.

  1. Сцены с опасными для жизни ребенка формами поведения, которые в реальной жизни опасно, глупо повторять.

Последствия просмотра. У ребенка снижется чувство самосохранения, снижение уровня чувства опасности, это может привести к травме.

  1. Сцена, где герои противоположного пола целуются. Детская психика не готова к такому восприятию информации. Герои всем видом намекают на сексуальный подтекст. Чтобы сделать женский образ притягательным, режиссеры все больше и больше раздевают героинь мультфильмов.

Последствия просмотра. На фоне таких героинь у девочек формируются идеалы фигуры, что приводит к закомплексованности, замкнутости. Девочки переживают, если не похожи на своих героинь. А мальчики формируют идеал женщины, влюбляются в нее. А в дальнейшем ищут этот образ в реальной жизни.

  1. Сцены, где изображены герои с несвойственным их полу поведением.

Последствия просмотра. Неправильное формирование представлений о своем гендерном предназначении, искажение о гендерных ролях.


Но если мультфильмы подобраны правильно, особенно если взято развивающее направление они могут оказать хорошую помощь в развитии ребенка. Помогут развивать логическое мышление, учить безопасности в быту и на улице. Развитие творческого потенциала при просмотре правильно подобранных мультипликационных работ поможет ребенку научиться правильно и адекватно вести себя в обществе, не давая ему быть агрессивным, проявлять аморальное или девиантное поведение. [3] В настоящее время разработано множество развивающих программ и мультфильмов для развития

Васильев И. С. Положительное и отрицательное влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику детей подросткового возраста // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 761-764. — URL https://moluch.ru/archive/116/31194/ (дата обращения: 07.03.2019).

умственных и творческих способностей ребенка. Так, например, с ранних лет ребенку можно смотреть мультфильмы, обучающие алфавиту, с рисунками предметов, которые обозначают ту или иную букву. В качестве примера можно привести программу «Синий трактор», которая помогает изучать алфавит.

И.Я. Медведева, Д.В. Андрющенко и Н.Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов:

  • формирование нежелания думать самостоятельно, а использовать предоставляемые модели поведения — формирование типа устройства психики зомби-биоробот;
  • агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим, зачастую ненаказуемое. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости в достижении своих целей — формируют, по сути, демонические черты поведения;
  • демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребёнка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности;
  • демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения — подготовка психики к дальнейшему внедрению извращений — формирование неестественной культуры для того, чтобы заблокировать развитие потенциала Человек разумный;
  • демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению естественных эталонов красоты;
  • безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям, что также формирует демонический тип психики личности;
  • негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы, которые изолируют в определённой субкультуре детей от родителей, создают невидимую стену — дети и родители начинают говорить на разных языках.