Файл: функции менеджмента (Общая характеристика функций менеджмента).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 5
Технологии и опыт Альянса позволят значительно повысить конкурентоспособность российского автопрома и на внутреннем, и на внешнем рынках. Благодаря привлечению стратегического инвестора степень необходимости в оказании поддержки со стороны государства, в том числе финансовой, снижается. Кроме того, подобное сотрудничество способствует укреплению положительного имиджа России на международной арене как государства, заинтересованного в развитии промышленного производства и в притоке иностранных инвестиций в страну. «АвтоВАЗ» - градообразующее предприятие, на котором работает более 66 тыс. человек, и корпорация несет социальную ответственность в городе Тольятти и в регионе. Благодаря партнерству с Альянсом в Самарской области будут созданы новые современные высокооплачиваемые рабочие места.
Бренды LADA и «АвтоВАЗ» укрепляют позиции, растет лояльность потребителей и партнеров. В 2010 году предприятие получило приз симпатий российской прессы за информационную открытость. В 2011 году LADA завоевала новый приз «Абсолютный бренд» за продвижение LADA Granta, а на Московском международном автосалоне компания награждена в номинации «Лучший концепт-кар» и «Самая яркая пресс-конференция».
Сегодня каждые 30 секунд с конвейеров сходит один автомобиль. Доля бренда LADA на российском рынке легковых машин составляет около 20%, это культовый бренд в России: по самым скромным оценкам, его стоимость более 1 млрд. долларов. «АвтоВАЗ» сегодня - это сотни поставщиков и миллионы рабочих мест по всей стране. У предприятия около 4 млн. квадратных метров производственных и складских площадей, около 300 км конвейерных линий, около 800 поставщиков и субпоставщиков, более 430 дилерских компаний на территории России.
4.1 Реализация конкретных функций управления.
В целом реализацию функций управления экономической системой можно представить следующим образом (таблица1)
Функции управления |
Внутренняя среда |
Внешняя среда |
Финансово-экономический инструментарий выполнения функции |
||
Постановка задач для выполнения функции |
Подразделение, выполняющее данную функцию и др. |
Постановка задач для выполнения функции |
Подразделение, выполняющее данную функцию |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Планирование |
Разработка планов мероприятий подразделений, бюджета, планов по кадрам, маркетингу |
Плановый отдел. Организационно-административный отдел |
Планирование развития организации, разработка стратегических, тактических, оперативных планов |
Плановый отдел. Комплекс перспективного развития, сектор инвестирования и прогнозирования |
SWOT-анализ, бюджетирование, модели М.Портера, построение и оценка финансовых потоков проектов (статические и динамические показатели), разработка мультипроектов |
Организация |
Создание организационной структуры экономической системы |
Организационное управление. Кадровый отдел |
Учреждение новых подразделений, организация процессов решения актуальных задач |
Экономическое управление |
Функционально-стоимостной анализ (ФСА), бюджетирование, финансовая логистика, организационный реинжиниринг, процедуры взаимодействия участников мультипроектов |
Координация |
Координация деятельности различных служб организации |
Плановый отдел |
Координация деятельности предприятия |
Экономический отделы |
Бюджетирование, финансовая логистика, проведение взаимозачетов |
Контроль |
Выполнение планов внутренней работы, контрольных показателей |
Управление делами. Финансовый отдел во взаимодействии с бухгалтерией |
Контроль соблюдения законодательства, выполнения Распоряжений и планов ориентированных во вне, организация проверок с участием контролирующих органов |
Отдел сбыта. Экономический отдел |
Управленческий учет, контроллинг. скользящее бюджетирование, финансовая логистика, проведение аудита тарифов, цен, отчетности, финансовый анализ бюджета организации |
Мотивация |
Мотивация персонала муниципалитета на достижение поставленных целей, как элемент кадровой политики |
Кадровый отдел |
Мотивация участия организаций различных ОПФ в реализации социальных и других программ и проектов, привлечение инвесторов на территорию |
Экономический отдел |
Методы мотивации (ресурсно-мотивационный подход [6], теория справедливости, поведенческая теория и др.) |
(таблица №1)
Поскольку все функции производственно-хозяйственной деятельности направлены на решение конкретных управленческих задач, стоящих перед организацией, например на повышение качества продукции, своевременное материально-техническое снабжение материальными ресурсами и т.д., то каждая конкретная функция имеет свою специфику, в результате чего выполняются определенные виды управленческих работ, которые присущи по своему содержанию только этой функции. Причем, каждая функция делится на отдельные комплексы работ (комплексы задач), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные работы (операции, задачи).
Под управленческой задачей (операцией) понимается организационно неделимый и технологически однородный управленческий процесс. Осуществление этого процесса (или решение задачи) производится неизменным на определенном временном интервале составом исполнителей и средств труда (если процесс механизирован), имеет один объект воздействия, один результат — документ, решение.
Несмотря на то, что управленческие задачи разнообразны по содержанию, каждая задача имеет строго определенную постановку, конкретный результат, решение ее выполняется в определенной последовательности и в заданное время. Последовательность решения управленческой задачи или процедура характеризуется как набор определенных действий. Процедура решения каждой задачи определяет необходимый набор действий, зависит от содержания поставленной задачи.
Количество комплексов задач в каждой функции и количество задач в комплексе зависят от сложности функции и уровня управления. Каждая задача в отличие от функции, к которой она принадлежит, характеризуется целью, конкретностью, технологической последовательностью решения.
Управленческое решение в каждом конкретном случае направлено на решение определенной задачи (проблемы) в процессе функционирования производства. Таким образом, с точки зрения системного подхода, управленческое решение принимает субъект управления, т.е. лицо или орган, и направляет на объект управления — трудовой коллектив или отдельного работника, который должен реализовать это решение.
Управленческими решениями устанавливаются расстановка работников по рабочим местам, должностям; формируются цели их деятельности, сроки выполнения и виды работ; регламентируются функции, права, ответственность работников, меры поощрения и взыскания; распределяются материальные и энергетические ресурсы, денежные средства. От качества управленческих решений во многом зависит эффективность управления, его результативность. Управленческое решение относится к сложным продуктам человеческой деятельности и характеризуется правовыми, социальными и психологическими особенностями.
Правовой аспект управленческого решения является результатом волевого акта субъекта управления, т. е. результатом проявления его воли с учетом имеющегося у него права распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами для достижения поставленных перед организацией целей. Наряду с этим правовые особенности характеризуются и ответственностью, которую несут не только объект управления (персонал организации) за своевременное и качественное выполнение решения, но и субъект управления (руководитель) за своевременность принятия управленческого решения.
Каждое управленческое решение проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах.
К социальным особенностям управленческих решений относится то, что они затрагивают интересы людей, принимаются людьми, даже и в том случае, когда при выработке решений используется многоступенчатая и многоуровневая процедура принятия решений многими ответственными лицами.
Психологический аспект управленческого решения представляет собой результат мыслительной деятельности человека, поэтому его качество во многом зависит от опыта человека, его знаний, глубины мышления.
Заключение.
Безусловно, как системообразующий фактор функция менеджмента теснейшим образом связана с социально-экономическими условиями функционирования развития социально-экономических систем и поэтому содержание функций менеджмента многогранно и может быть исследовано путем выделения характеристик отдельных его сторон. Все это обусловливает необходимость комплексного подхода к выявлению сущности, содержания и условий использования функций менеджмента.
Здесь также необходимо отметить, что в настоящее время зарождается новая концепция менеджмента - контроллинг (от англ. control - руководство, регулирование, управление, контроль). Контроллинг - это инструмент менеджера, но сам по себе он не может обеспечить успех предприятия и не может освободить менеджеров от функций управления[16].
Согласно «одной из основных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе» (т.е. на предприятии, в торговой фирме, банке, органе государственного управления и др). Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки» (в том числе компьютерной) «основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений»[17].