Файл: функции менеджмента (Общая характеристика функций менеджмента).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 5
Введение.
В кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри Файоля: "Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать". В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления.
Термин «менеджмент» по сути, является синонимом слова «управление». Однако, в то же время, есть важное отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление биологическими процессами, техникой, государством. Управление, как понятие, является более широким. А менеджмент (от англ. management – «управление, руководство, администрирование») – это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.
Менеджмент – относительно новое явление в условиях экономической системы, сложившейся ранее и существующей сейчас в РФ (Российской Федерации). Отличие менеджмента от известной нам практики управления производством заключается в его рыночных основах. Это означает, что лишь в рыночных условиях хозяйственной деятельности могут быть реализованы научные принципы менеджмента.
Цикл менеджмента или круг менеджера — это основа управленческой деятельности именно с цикла менеджмента стоит начинать изучать методы управления персоналом. Согласно циклу менеджмента – управление людьми это циклический процесс. При этом можно выделить основные функции управления: планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Любая из этих функций необходима для осуществления процесса управления и невыполнение одной из них прерывает цикл и не гарантирует достижение запланированного результата
Планирование – это один из наиболее важных, существующих способов, при помощи которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации и достижение ее общих целей. Оно непременно должно подчиняться принципу: планирование осуществляется не прерывно.
Функция организации – базисная функция менеджмента, это вид деятельности управленческого персонала, направленных на обеспечение оптимального функционирования предприятия.
Функция координации – это согласование действий многочисленных исполнителей планов в соответствии с целями предприятия.
Мотивация представляет собой процесс, с помощью которого руководство побуждает сотрудничество действовать так, как было запланировано и организованно. Однако как бы ни были хороши планы руководства, структура организации и усилия сотрудников, была бы нереально заранее надеяться на неизбежный успех.
Контроль, представляет собой процесс, в котором руководство устанавливает, достигает ли организация своих целей, выделяет проблемы и предпринимает корректирующие меры прежде, чем будет нанесен серьезный ущерб. Контроль дает также возможность руководству определять, следует ли пересматривать планы, поскольку они не выполнимы или уже выполнены. Данная связь между планированием и контролем завершает цикл, который и делает управление процессом взаимосвязанных функций.
Таким образом, тема моей работы «Функции менеджмента» очень актуальна.
Целью работы является раскрытие сущности и взаимосвязи функции управления, показ значения конкретных функций менеджмента.
1. Общая характеристика функций менеджмента.
В процессе развития общества появляется необходимость в свежих товарах и предложениях. Для их изготовления нужно выполнение всевозможных дел, которые нередко настоятельно требуют общих усилий большого количества сотрудников. Появляется надобность согласования этой общей работы.
Для увеличения производительности общей работы отдельные сотрудники специализировались на выполнении конкретных дел по производству продукции. Такая специализация работы сотрудников, производящих продукцию, именуется горизонтальным делением труда. В процессе вертикального деления труда выделяется в самостоятельную специализированную работа согласование труда узкоспециализированных сотрудников, выполняющих операции по производству продуктов и оказанию услуг. В процессе вертикального деления труда управление выделяется в качестве особенного вида деятельности. Это внутренняя первопричина возникновения управления, она находится изнутри организации. По определению П. Друкера, управление - определенный картина людской работы, превращающий неорганизованную массу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.
Иная первопричина, требующая управленческой работы, связана с внешней средой организации, ее постоянным усложнением. Управленческая работа обязана гарантировать учет нарастающего влияния внешней среды на компанию. Это — внешняя первопричина обособления управленческой работы.
В содержании управленческой работы в всевозможных организациях возможно отметить общие черты и определенные.
Общее заключается в том, собственно что в совместных условиях управленческая работа:
- обязана реализоваться в каждых организациях;
- обусловлена внутренними и внешними причинами;
- имеет возможность представлять многоуровневую систему, охватывая, как правило, высочайший (институциональный), средний и низший значении управления;
- становится решающим моментом обеспечивания конкурентоспособности организации;
- содержит высококачественную определенность содержания и подключает выполнение ряда функций. Эти функции имеют все шансы касаться управления организацией в целом или же отдельными сферами. Здесь различают управление производством и сбытом, исследовательскими работами и поставками ресурсов, деньгами и персоналом.
Определенные черты в содержании управленческой работы обусловлены ситуационным подходом. В каждой ситуации данная организация содержит конкретную внешнюю среду. Изменяются и внутренние переменные организации. Понятно, что все это должно учитываться в управленческой работе, имеющей дело с определенными ситуациями, для коих нет универсальных рецептов.
Список функций управления обусловлен кругом решаемых задач. К их количеству можно отнести:
- обоснование системы целей организации (конкретный набор, поставленных целей, обоснование методов и способов решения задач и т.д.);
- определение потребности в ресурсах и сроков решения задач;
- обоснование структуры организации, видов работы и обязательств отдельных сотрудников и подразделений;
- мотивация групп и определенных сотрудников исполнить порученные работы в запланированные сроки;
- осуществление регулирования и контроля за выполнением поставленных задач.
Связи, формирующиеся в процессе выполнения менеджером основных функций управления, представлены на схеме (рис. 1).
Схема №1
2. Общие функции менеджмента
Решение задач исполняется в процессе выполнения основных функций менеджмента при поддержке конкретных методов и инструментов. Выполнение управленческих функций связано с принятием решений, включающим сбор информации, выявление и анализа вероятных альтернатив, выбор варианта действий, реализацию решения и анализа его эффективности.
Общими функциями управления считаются: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Кое-какие авторы к числу функций относят: прогнозирование, анализ, руководство, регулирование и тогдалее. Впрочем принципиальными считается не количество выделенных функций, а трактовка их содержания.
Все функции управления взаимосвязаны и образуют систему. Исходный пункт разработки плана - обоснование стратегии развития организации на основе прогнозов. Нужно еще принимать во внимание анализ выполнения плана в предшествующем периоде на основе информации, приобретенной в ходе контроля. Мотивация исполнителей настоятельно просит ресурсов, которые обязаны быть учтены в ходе их планового распределения. Организация как функция менеджмента обязана гарантировать реализацию намеченных планов. В то же время и сама организационная является результатом планирования.
Функции управления образуют единый процесс управленческой работы, где любая функция сравнительно самостоятельна, содержит собственные своеобразные методы и инструменты. Содержание каждой из функций также развивается.
Выполнением основных функций менеджмента занят целый аппарат управления. Впрочем, определяющее значение имеет деятельность руководителя, который выполняет различные роли. Эти роли взаимосвязаны, что показывает нам схема (см. схему. 2).
Схема №2
Основная роль начальника связана с принятием решений. Для обоснования принятия решений нужен обмен информацией внутри организации и с внешней средой. Определяющей чертой менеджмента считается то, что это управление людьми.
Посмотрим подробнее характеристику общих функций управления.
2.1 Планирование.
Планирование – главная функция менеджмента представляет собой вид работы по формированию средств влияния, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим последующее развитие компании. Согласно концепции профессора Д.Хана, планирование – это направленный в будущее регулярный процесс принятия решений. Суть планирования имеет место быть в конкретизации целей развития компании и каждого отдела в отдельности на установленный период: определение домашних задач, средств их достижения, сроков и очередности реализации, выявление материальных трудовых и денежных ресурсов для выполнения поставленных задач.
Планирование дает возможность заранее учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или другого структурного подразделения.
В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:
стратегическое или перспективное
нацелено на длительное существование фирмы и охватывает срок 10-20 лет. Оно учитывает разработку общих целей компании на перспективу, определяет программу развития, содержание и очередность реализации событий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения важными ресурсами. Стратегический проект обязан обосновываться широкими исследовательскими работами и фактическими данными. Дабы действенно соперничать в сегодняшнем мире бизнеса, компания обязана каждый день заниматься сбором и анализом большого числа информации об отрасли, рынке, конкуренции и иных факторах.
В критериях стихийного развития рынка, намерения выражаются в высококачественных показателях в виде прогнозов и программ. На их базе реализуется координация многообещающих направлений развитие компании с учетом потребностей и ресурсов.
Стратегическое планирование предстает в облике:
долгосрочных планах: где характеристики минувшего периода по принципу «будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы доходов с определением отклонений фактических показателей от запланированных.
стратегических планах: параметры развития компании на грядущий этап разрабатываются с учетом научного обоснования задач, с которыми предстоит встретиться компании. Здесь перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии.
Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.
Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.
Среднесрочное чаще всего оформляется на 5 лет, так-как как раз данный срок больше всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В данных планах формулируются главные задачи на поставленный этап, к примеру производственная стратегия компании в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; экономическая стратегия; кадровая политика; определение размера и структуры важных ресурсов и форм материального обеспечения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования изготовления.
Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. План обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных подразделениях.
тактическое или текущее (оперативное)
заключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.
Текущее планирование исполняется методом детализированной разработки оперативных планов для компании и её отделов, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Ведущими звеньями текущего плана является календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые предполагают собой детализированную конкретизацию целей и задач, поставленных многообещающим и среднесрочным планами. Календарные планы формируются на базе сведений о наличии заказов, степени загруженности мощностей и их применении с учетом обусловленных сроков выполнения каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения, состояния конъюнктуры рынка. В календарных планах учитываются затраты на реконструкцию и замену оборудования, сооружения новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, предоставлению технических услуг и обслуживанию.