Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
Мерами воздействия могут быть:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- подача в суд ходатайства о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью;
- денежное взыскание в размере от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда в качестве компенсации нанесенного нотариальной палате ущерба.
Основанием для рассмотрения вопроса о дисциплинарном проступке являются факты, изложенные в обращениях граждан, юридических лиц, нотариусов, в средствах массовой информации, в материалах проверок и представлениях судебных, прокурорских, следственных органов, уполномоченных должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Дисциплинарное взыскание налагается уполномоченным органом управления нотариальной палаты.
Рассмотрение вопроса о дисциплинарном проступке может быть возбуждено общим собранием, правлением, президентом нотариальной палаты.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после совершения дисциплинарного проступка, но не позднее двух месяцев со дня его обнаружения, не считая времени болезни, пребывания нотариуса в отпуске или его отсутствия по другой причине.
Дело о дисциплинарной ответственности рассматривается в присутствии нотариуса, который извещается о дне и времени рассмотрения дела не позднее, чем за пять дней до начала заседания уполномоченного органа. Повторная неявка нотариуса без уважительных причин на заседание не является препятствием для рассмотрения вопроса на основании имеющихся материалов. При рассмотрении дела о дисциплинарном проступке от нотариуса истребуются письменные объяснения. Уполномоченный орган с учетом объяснений нотариуса всесторонне, объективно и беспристрастно исследует все факты и устанавливает наличие либо отсутствие оснований для привлечения нотариуса к дисциплинарной ответственности.
Меры дисциплинарного воздействия определяются уполномоченным органом, исходя из особенностей, характера тяжести допущенного нарушения и его последствий, причин и условий его совершения, с учетом эффективности выбранной меры воздействия для исправления ситуации и предупреждения нарушений.
Решение уполномоченного органа о наложении дисциплинарного взыскания либо об отсутствии достаточных оснований для наложения дисциплинарного взыскания принимается при условии присутствия на заседании органа не менее половины его членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины участвующих на заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании является решающим.
Рассмотрение вопросов о дисциплинарной ответственности оформляется протоколами и(или) постановлениями уполномоченного органа. Выписки из протокола (постановления) доводятся до сведения всех членов нотариальной палаты. Копия протокола (постановления) направляется нотариусу, дело которого рассматривалось.
Все письменные материалы по факту совершения дисциплинарного проступка хранятся в нотариальной палате в личном деле нотариуса.
За совершение нотариусом дисциплинарного проступка может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
В случае, если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания нотариус не совершит нового дисциплинарного проступка, наложенное взыскание считается снятым.
При добросовестном исполнении нотариусом профессиональных обязанностей, активном участии в деятельности профессионального сообщества, отсутствии повторного совершения допущенных нарушений, а также при безупречном поведении общее собрание или правление палаты по истечении трех месяцев с даты наложения взыскания могут досрочно снять наложенное взыскание.
В случае несогласия нотариуса с вынесенным ему дисциплинарным взысканием он вправе обжаловать его в высший орган управления нотариальной палаты или в суд.
Высший орган управления нотариальной палаты вправе отменить наложенное взыскание.
То положение, которое возникло из-за неурегулированной Основами законодательства о нотариате дисциплинарной ответственности частнопрактикующих нотариусов, требует своего законодательного разрешения по нескольким причинам. Во-первых, налицо неравенство государственных и частнопрактикующих нотариусов. Первые могут быть подвергнуты всему спектру дисциплинарных взысканий. К тому же механизм привлечения к ответственности достаточно четко урегулирован трудовым законодательством, что предполагает действенность мер к нарушителю, а также защиту прав от неоправданного преследования со стороны органа юстиции. Во-вторых, частнопрактикующий нотариус остается практически безответственным за такие нарушения, которые не влекут за собой конкретного причинения имущественного вреда. К тому же следует учитывать, что со дня совершения нотариального действия до подачи искового заявления о возмещении ущерба в порядке гражданского производства может пройти продолжительный промежуток времени. К этому времени нотариус может прекратить свои полномочия и быть в недосягаемости для российской Фемиды.
Базовым нормативным актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), содержащий большое количество составов административных правонарушений, субъектом которых выступают должностные лица. Основанием привлечения к ответственности служит, как правило, невыполнение ими установленного порядка управления в той или иной сфере. С принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пересматривается взгляд на статус нотариуса как представителя власти. Ранее сомнения на этот счет в литературе уже высказывались. В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, не раскрывшего данное понятие, представитель власти определен как должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. По уголовному и административному законодательству нотариус не является должностным лицом, следовательно, он не является представителем власти. Вместе с тем в КоАП РФ имеется состав правонарушения, субъектом которого выступает нотариус. В соответствии со ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, нотариусы либо должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, привлекаются к административной ответственности.
Поэтому было бы во многом предпочтительным закрепление самостоятельных составов административных правонарушений, субъектом которых выступал бы нотариус, причем как работающий в государственной нотариальной конторе, так и занимающийся частной практикой. Основы законодательства РФ о нотариате также не содержат норм, предусматривающих административную ответственность нотариуса. Административное законодательство является предметом совместного ведения, что означает возможность регионального правотворчества. Поскольку данный вопрос не урегулирован федеральным законодателем, его можно урегулировать законом субъекта Российской Федерации. К сожалению, на уровне регионов законодатели не осознали еще собственные полномочия, и большинство из них не ввели специальных санкций для нотариусов.
Следующий вопрос касается гражданско-правовой ответственности нотариуса. В ст. 17 Основ предусмотрено, что частный нотариус, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ, обязан возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке. Относительно нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в ч. 3 той же статьи установлено, что такой нотариус, в случае совершения действий, противоречащих законодательству РФ, несет ответственность в установленном порядке.
Кто является надлежащим субъектом ответственности за причиненный неправомерными действиями нотариуса вред? Ответ на этот вопрос зависит от вида нотариуса. Если вред причинен неправомерными действиями нотариуса государственной нотариальной конторы, то структура отношений ответственности строится в соответствии со ст. 1069 ГК РФ. Нотариальная контора является государственным органом, а работающий в ней нотариус — должностным лицом этого органа. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий или бездействия государственных органов или их должностных лиц, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. Российская Федерация, в соответствии со ст. 1081 ГК РФ, имеет право регресса к нотариусу. При этом размер регрессной ответственности нотариуса определяется по нормам трудового законодательства, так как нотариус находится в трудовых отношениях с государственной нотариальной конторой (это следует, в частности, из ч. 4 ст. 12 Основ).
Если вред причинен неумышленными действиями частного нотариуса, то вред возмещается нотариусом в случае, если он не может быть возмещен в ином порядке. Под иным порядком законодатель, очевидно, понимает возмещение вреда страховщиком, поскольку ст. 18 Основ предусматривает обязательное заключение нотариусом договора страхования своей деятельности, в отсутствие которого нотариус не вправе выполнять свои обязанности. Объектом страхования является гражданская ответственность нотариуса перед клиентом. При наступлении страхового случая выплата страхового возмещения клиенту производится по правилам ст. 1072 ГК РФ, т. е., если размер возмещения недостаточен для того, чтобы полностью возместить причиненный ущерб, нотариус обязан возместить клиенту разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Договор страхования гражданской ответственности относится к договорам имущественного страхования, поэтому страховщик, если договором не предусмотрено иное, приобретает право требования, которое клиент имел к нотариусу (ст. 965 ГК РФ). Если же вред причинен умышленными действиями частного нотариуса, то возмещение ущерба производится непосредственно нотариусом. Это правило следует как из ст. 17 Основ, так и п. 1 ст. 963 ГК РФ, согласно которому страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя.
Перейдем к видам вреда, за причинение которого нотариус может нести ответственность. Поскольку в большинстве случаев граждане и юридические лица обращаются к нотариусу в целях охраны своих имущественных прав, можно предположить, что неправомерные действия нотариуса могут повлечь причинение лишь имущественного вреда. Однако это предположение оказывается верным только для юридических лиц. Гражданам в результате неправомерных действий нотариуса может быть также причинен и моральный вред (нравственные или физические страдания), а в некоторых случаях страдания, в свою очередь, могут повлечь причинение вреда здоровью. Как правило, неправомерные действия нотариуса влекут претерпевание гражданами-клиентами нравственных страданий (чувство обиды, беспомощности, разочарования и т. п.).
Понятно, что нарушение любых прав клиента причиняет последнему нравственные страдания. Однако всегда ли такие страдания подлежат компенсации? Согласно ст.ст. 151 и 1099 ГК РФ во всех случаях подлежит компенсации моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина или посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Неисчерпывающий перечень таких прав и благ приведен в ст. 150 ГК РФ (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, право на имя, право авторства и т. п.). Моральный вред, причиненный нарушением других (имущественных) прав, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Единственным в настоящее время законом такого рода является Закон РФ «О защите прав потребителей», который, однако, неприменим к отношениям нотариуса и его клиента. Хотя совершение частным нотариусом нотариального действия имеет внешнее сходство с оказанием платной услуги клиенту, согласно ст. 1 Основ нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, что является необходимым признаком исполнителей услуг, на которых распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, нотариус обязан компенсировать моральный вред, причиненный его действиями или бездействием, нарушающими личные неимущественные права клиента. При этом одним из необходимых условий ответственности нотариуса является его вина в форме умысла или неосторожности.
Уголовная ответственность, предусмотренная ст. 202 УК РФ,
устанавливается за злоупотребление полномочиями частным нотариусом или аудитором. Впервые эта норма появилась в Уголовном кодексе РСФСР 1996 г., а в ранее принятых уголовных кодексах данный вид деятельности не обособлялся. Дифференциация незаконных действий нотариусов в отдельную норму УК РСФСР была обусловлена «возникшей на фоне частичного разгосударствления сферы нотариальных и аудиторских услуг, а также социальной потребностью защиты прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасных злоупотреблений частных нотариусов и аудиторов, которые формально не могли быть признаны субъектами преступлений, посягающих на интересы государственной власти, государственной службы или службы в органах местного самоуправления». Необходимо отметить, что в вышеуказанном Уголовном кодексе РСФСР санкция за незаконную деятельность частных нотариусов содержится в норме, относящейся к родовому объекту преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Однако такое решение не было единодушно принято учеными и практическими работниками, полагающими, что частнопрактикующие нотариусы в теории и на практике должны признаваться должностными лицами, выполняющими функции представителей власти в порядке осуществления возложенных на них правомочными органами специальных полномочий.