Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Становление местного самоуправления в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовая отношения база местного земских самоуправления была возможны существенно укреплена с предоставляет принятием 1996 г. федеральных зрения законов «Об обеспечении закона конституционных прав ряда граждан Российской оттепели Федерации избирать и выдвинут быть избранными в входили органы местного исторических самоуправления» (в редакции руководству от 22 июня 1998 г.), «О ослаб финансовых основах отвечающего местного самоуправления в самоуправления Российской Федерации» (в волю редакции от 9 подчиняющегося июля 1999 г.)»Об основах земской муниципальной службы в превращаются Российской Федерации» В переданы большинстве субъектов позволила РФ приняты промышленных собственные законы.

Конституция революции РФ содержит утверждении специальную главу о может местном самоуправлении исследования из четырёх Самоорганизация статей (ст. 130-133). Однако безответственность ряд положений истории входит в число для основ конституционного создает строя (ст. 12), а кроме рамках того, содержится в выступали ст.8,9,15,24,32,33,40,41,43,46,68 Основного теоретических Закона. С точки чтобы зрения организации и Проводя принципов местного второй самоуправления наибольшее пределах значение имеют фундаменте следующие конституционные представительные положения:

- местное Коваленко самоуправление в пределах тесного полномочий самостоятельно;

- централизованная органы местного существовавшую самоуправления не Конституции входят в систему повышает органов государственной вопросам власти;

- местное повышению самоуправление обеспечивает Указы самостоятельное решение страна населением вопросов совершенствованию местного значения, обозримом владения ,пользования и распоряжения нижнего муниципальной собственностью;

- регулирование местное самоуправление учитывает осуществляется гражданами городские путем референдума, указывает выборов, других реформируя форм прямого текущими волеизъявления, через Он выборные и другие государством органы местного сферами самоуправления;

- структура состоит органов местного древнерусского самоуправления определяется система населением самостоятельно;

- входили изменение границ безопасности территорий, в которых культурному осуществляется местное муниципальных самоуправление, допускается с вывод учетом мнения планов населения соответствующих данного территорий.

В Конституции проследить РФ содержаться и нормах другие важные земствам положения, раскрывающие результате сущность, формы и ст гарантии местного результатов самоуправления. Так, Комплексное устанавливается, что Минеральные оно осуществляется с ходе учетом исторических жизни иных местных смену традиций. Раскрывая Наряду содержание самостоятельности, временные Конституция указывает распоряжения на основные исполнительные предметы ведения Основным органов местного эффективностью самоуправления:


- управление обеспечению муниципальной собственностью;

- посредством формирование, Утверждение и обоснование исполнение местного сборов бюджета;

- установление работающих местных налогов и устремлениях сборов;

- осуществление профилактики охраны общественного научно порядка;

- иные вопросов вопросы местного охрану значения.

Конституцией демократическую РФ закреплены эффективно следующие гарантии годы местного самоуправления:[8]

- порождающих право на мощный судебную защиту;

- формах право на оттепели компенсацию дополнительных Основного расходов, возникших в планами результате решений, самостоятельно принятых органами хозяйственную государственной власти;

- культурно запрет на принесла ограничение прав совещаний местного самоуправления.

планы Ставя органы Конечно местного самоуправления распоряжения вне системы готовности органов государственной Попытка власти, Конституция включают РФ в то прекращали же время профилактике допускает возможность земская наделения этих деятельностью органов отдельными роль государственными полномочиями. В производственных таких случаях формированию им должны силы быть переданы справиться необходимые материальные и почве финансовые средства, а определяется реализация полномочий – Требует контролироваться государством.

Обращение к понятию «местное самоуправление» представляется актуальным направлением исследования проблем муниципального права, поскольку является важным не только в теоретическом, но и в практическом аспекте.

От правильного и отвечающего требованиям гражданского общества и правового государства определения местного самоуправления зависит направление развития муниципальной власти в Российской Федерации.

Многие современные исследователи характеризуют местное самоуправление как самостоятельную деятельность населения и избранных им негосударственных органов.

Так, Л.А. Парадиз предлагает следующее определение: «местное самоуправление – это система демократически избранных в негосударственных органов местной власти, осуществляющих управление в пределах конкретной территории (как сельской, так и городской) на основе интересов её населения и законов, определяющих её правовой статус, экономические основы, функциональные полномочия, меры юридической и политической ответственности».

Ю.А.Дмитриев определяет местное самоуправление как «инициативную, самостоятельную, осуществляемую под свою ответственность деятельность местных жителей, направленную на решение задач, отнесённых к их ведению законом или актом местного самоуправления».


И.В.Выдрин определяет местное самоуправление «как процесс управления низовыми территориальным сообществами жителей, базирующийся на принципах разумного сочетания представительских институтов и институтов непосредственной демократии, предоставления всем субъектам территориальных сообществ широких возможностей по заявлению и проведению в жизнь собственных интересов, политико-правовой привязанности местного самоуправления к конкретным запросам жителей».[9]

Официальная законодательная формулировка понятия «местное самоуправление» содержится в п.1 ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Законы субъектов Российской Федерации, как правило, воспроизводят понятие, содержащееся в Федеральном законе.

Так, согласно ст. 64 Устава Ивановской области «местное самоуправление в Ивановской области - признаваемая и гарантированная Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций Ивановской области».

Согласно п.1 ст.3 Европейской Хартии о местном самоуправлении, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, «под местным самоуправлением понимается права и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления»2.

По мнению А.Замотаева, «несложно обнаружить в этом определении нарушение норм логики: понятие определяется само через себя – местное самоуправление через деятельность органов местного самоуправления»3. Автор предлагает следующий перевод п.1 ст.3 Европейской Хартии о местном самоуправлении: «Под местным самоуправлении понимается право и реальная способность местных властей регламентировать значительную часть местных дел публичной власти и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения».


С данной точкой зрения, на мой взгляд, можно согласиться. Однако при сравнительном анализе определений Европейской Хартии и Федерального закона несложно обнаружить некоторое несоответствие. И дело здесь в недостатках.

Европейская хартия о местном самоуправлении определяет местное самоуправление как право и реальную способность местных властей регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, а Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под местным самоуправлением понимает деятельность населения по решению вопросов местного значения.4

На мой взгляд, российская формулировка формально значительно уже, поскольку часть публичных дел и «вопросы местного значения» нетождественные понятия. Кроме того, на практике подчас очень сложно провести чёткую границу между делами, затрагивающими интересы всего общества, и вопросами местного значения.

А также употребляемый в законе союз «или» как бы предлагает выбрать из двух обозначенных форм (а на практике зачастую используется их сочетание) или, по крайней мере, ставит их в равное положение, что уже противоречит самой идеи организации местного самоуправления.

Вот почему целесообразным использовать несколько иной подход к определению местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации следует рассматривать как признаваемый и гарантируемый Конституцией РФ низовой уровень публичной власти, реализуемый путём непосредственной деятельности населения, а также органов местного самоуправления, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Новый Федеральный закон даёт несколько иную, более конкретную формулировку: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Общие принципы местного самоуправления – это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи , лежащие в основе организации и деятельности населения , формируемых им органов , самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти , органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.


В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти . Для них характерно следующее:

1) они определяют единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории Российской Федерации;

2) являясь теоретической основой муниципального строительства , они помогают уяснить сущность местного самоуправления , его отличительные черты и признаки;

3) они выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям , выраженным в принципах местного самоуправления:

4) отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления , они способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской Хартии местного самоуправления , которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов совета Европы.

Конституция РФ , Закон об общих принципах организации местного самоуправления основываясь на положениях Хартии , закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.

По определению К.Ф. Шеремета , « общие принципы организации местного самоуправления составляют « правовой каркас» демократической концепции местного самоуправления , основанной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление , независимо от того , на территории какого субъекта Федерации они проживают». В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях , закрытых административно-территориальных образованиях , правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве , уставах муниципальных образований , но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим принципам местного самоуправления относятся:[10]

а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;