Файл: Особенности управления муниципальным образованием г. Северодвинск.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
1.1 Муниципальное образование, как объект управления
1.2 Особенности государственного и муниципального управления локальной территорией
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ В МО «СЕВЕРОДВИНСК»
2.1 Краткая характеристика организации управления в муниципальном образовании «Северодвинск»
2.2 Анализ показателей управления муниципальным образованием «Северодвинск»
При проведении общегородских мероприятий с массовым участием жителей Северодвинска обеспечивается участие службы скорой медицинской помощи.
Администрацией Северодвинска проводится планомерная работа по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни среди жителей Северодвинска в тесном взаимодействии с общественными организациями социальной направленности с привлечением волонтеров.
На территории муниципального образования «Северодвинск» действует ряд программ, включающих в себя мероприятия по формированию здорового образа жизни, антиалкогольной, противотабачной, антинаркотической направленности («Молодежь Северодвинска», «Развитие образования Северодвинска», «Развитие физической культуры и спорта Северодвинска», «Социальная поддержка населения Северодвинска»). В муниципальных общеобразовательных организациях активно внедряются здоровьесберегающие технологии обучения. Курируется организация летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков. Обеспечивается доступность занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий молодежи в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.
В муниципальном образовании «Северодвинск» реализуется весь комплекс мероприятий, предусмотренных законом Архангельской области от 18.03.2013 № 629‑38‑ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан».
Единственная муниципальная аптечная сеть «Здоровье» представлена в Северодвинске 8 торговыми точками (5 аптек и 3 аптечных пункта).
С целью повышения доступности и качества лекарственного обеспечения в 2009 году между Администрацией Северодвинска и СМУП «Здоровье» заключено Соглашение о социальном партнерстве, которое действует по настоящее время. В отчетном году СМУП «Здоровье» сохранило свою социальную направленность в обеспечении жителей Северодвинска доступными лекарственными средствами.
Жители Северодвинска имеют возможность приобретать лекарственные препараты по сниженным ценам в соответствии с проводимой предприятием дисконтной политикой. СМУП «Здоровье» постоянно проводит акции к значимым событиям: Новый год, 23 февраля, Международный женский день, День пожилого человека. Каждая торговая точка предприятия помимо общих акций проводит свои тематические акции. Постоянно в течение года действуют сезонные акции, суть которых заключается в предоставлении скидок на основной ассортимент – 20 %, на жизненноважные лекарственные препараты скидка составляет 6 %. Аптечной сетью «Здоровье» в 2018 году было предоставлено скидок населению на сумму 9,2 млн руб., за девять лет сумма скидок составила более 73,5 млн руб.
Постановлением Администрации Северодвинска от 29.12.2016 № 637-па утверждена муниципальная программа «Социальная поддержка населения Северодвинска на 2016-2021 годы» (далее по тексту – Программа).
Программа направлена на совершенствование системы социальной поддержки отдельных категорий жителей Северодвинска, семьи и детей, на совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на поддержку деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, на реализацию вопросов местного значения и переданных государственных полномочий в пределах компетенции Управления социального развития, опеки и попечительства.
Объем финансирования мероприятий Программы в 2018 году составил 127 280,25 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета19 153,24 тыс. руб. Программные мероприятия за 2018 год выполнены на 99,75 %.
Социальная поддержка населения Северодвинска осуществляется по следующим направлениям:
- развитие системы адресной социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов и других групп населения;
- содействие в адаптации социально незащищенных категорий населения и лиц с ограниченными возможностями;
- развитие социальных льгот, услуг и мероприятий;
- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Под защитой семьи»;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Количество граждан, получивших адресную материальную помощь в виде денежных социальных выплат согласно Положению об оказании адресной социальной помощи в 2018 году составило 1286 человек (в 2017 году – 1083, в 2016 году – 1340).
Таким образом, полученные показатели состояния экономики и социальной сферы могут свидетельствовать о проблемах, которые имеют место в социальной сфере МО «Северодвинск». Наиболее уязвимыми являются сферы здравоохранения, образования, жилья и культуры. Наиболее весомые достижения в социальной сфере достигнуты в области роста денежных доходов населения. Несмотря на это в городе остаются высокими показатели доли (числа) бедного населения.
Основным инструментом развития городской экономики и социальной сферы, является муниципальный бюджет. Основные параметры отчета об исполнении городского бюджета за последние годы сложились следующим образом (таблица 4).
Таблица 4 – Показатели исполнения бюджета МО «Северодвинск»
млн. рублей
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Темпроста, % |
|
Доходы |
6 020,0 |
6 352,8 |
6,443 |
1,4 |
Расходы |
6345,5 |
6 347,6 |
6,233 |
-1,8 |
Дефицит (-) /Профицит(+) |
-324,5 |
+5,7 |
+210 |
+3684,0 |
Бюджет Северодвинска за 2017 год исполнен по доходам в объеме 6 352,8 млн руб., по расходам – 6 347,6 млн руб., с превышением доходов над расходами (профицитом) в сумме 5,2 млн руб.
Исполнение уточненных плановых назначений по доходам составило 100,4 %, по расходам – 98,9 %.
Относительно исполнения бюджета 2016 года увеличение доходов составило 332,8 млн руб. или 5,5 %, расходов – 105,1 млн руб. или 1,7 %.
В 2018 году бюджет исполнен по доходам на сумму 6443 млн руб., рост составил 1,4 % к 2017 году. Расходы бюджета в 2018 году составили 6233 млн руб. и сократились на 1,8% по сравнению с 2017 годом.
На финансирование отраслей социально-культурной сферы в 2018 году направлено 64,1 % расходов бюджета или 4 069,9 млн руб., исполнение составило 99,8 % к утвержденному объему, к уровню 2017 года – 104,7 %.
На финансирование отраслей производственной сферы в 2018году направлено 27,1 % расходов бюджета или 1 721,3 млн руб., исполнение составило 97,5 % к утвержденному объему, к уровню 2016 года – 93,7 %.
В 2018 году на реализацию мероприятий в области национальной экономики направлено 487,9 млн руб., в том числе за счет средств федерального и областного бюджетов – 63,1 млн руб.
На мероприятия по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» направлено 1 229,0 млн руб.
Формирование бюджета осуществлялось с соблюдением реализации целей и задач, установленных основными направлениями бюджетной и налоговой политики муниципального образования «Северодвинск» на 2018 год и среднесрочную перспективу, Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда муниципального образования «Северодвинск», утвержденного решением Совета депутатов Северодвинска от 22.08.2013 № 52.
2.3 Проблемы управления в оценке жителей МО «Северодвинск»
В рамках исполнения подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительством Российской Федерации были сформированы Правила оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применения результатов указанной оценки (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 1317).
Во исполнение указанного постановления в Архангельской области был принят указ Губернатора Архангельской области от 20 ноября 2013 года N 128-у, который определил порядок проведения социологического опроса населения.
На территории Архангельской области опрос населения по оценке эффективности деятельности глав муниципальных образований, а также руководителей государственных организаций, осуществляющих услуги транспортного обслуживания и обслуживания автомобильных дорог, жилищно-коммунальные услуги (организация теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения), проводился с 01 января по 31 декабря 2017года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для этих целей был создан специальный раздел и баннер со ссылкой на опрос, который был размещен на официальном сайте Правительства Архангельской области, а также на сайтах всех муниципальных образований Архангельской области.
За время проведения опроса в 2017 году в нем приняли участие 673 человека, 92 опрошенных респондента – жители города Архангельска.
Результаты по указанным направлениям оценки удовлетворенности населения Архангельской области приведены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Удовлетворенность населения деятельностью глав муниципальных образований, процент от числа опрошенных
Здесь необходимо отметить одно из средних мест в списке получивших оценки главу города Северодвинск, при этом удовлетворены деятельностью Главы менее 40% опрошенных. Помимо деятельности главы, населения г.Северодвинска в большинстве своем признает неэффективной и деятельность представительного органа муниципального образования.
На рисунке 8 представлена в процентном соотношении удовлетворенность населения деятельностью представительного органа муниципального образования.
Таким образом, обращаем внимание на низкую удовлетворенность практически по большинству показателей опроса, низкую удовлетворенность деятельности Главы и представительного органа МО «Северодвинск», которые несколько выше средне-областных значений, но очень близки к пограничным значениям. Это говорит о низкой степени лояльности местного населения к органам МСУ города.
Рисунок 7 – Удовлетворенность населения деятельностью представительного органа муниципального образования (депутатов), % от числа опрошенных
Среди основных причин неудовлетворенности работой местных органов власти по управлению городом жители указывают:
Малое количество реализации социальных проектов и программ (25,6 % опрошенных);
Низкая инициатива и плохая работа депутатского корпуса (22,4 % опрошенных);
Неэффективная организация работы по управлению социальной сферой города со стороны главы администрации (22,6 % опрошенных);
Плохая работа муниципальных и социальных служб в городе (12,8 % опрошенных);
Плохая работа рядовых сотрудников администрации и исполнителей на местах (12,2 % опрошенных).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что невысокий показатель качества управления социальной сферой города дается жителями из-за наличия вышеуказанных фактов.
Неблагоприятное отношение к органам местного самоуправления в МО «Северодвинск» объясняется недовольством населения организацией функционирования социальной сферы в городе, работы органов местной власти в целом.
Таким образом, несмотря на все усилия удовлетворенность населением деятельностью главы и представительного органа МСУ МО «Северодвинск», занимает относительно слабое место.
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В МО «СЕВЕРОДВИНСК»
В ходе исследования посредством опроса населения, было выявлено, что основной проблемой или слабостью социальной сферы города Северодвинска является малое количество реализации социальных проектов и программ.
В качестве приоритетных социальных проектов в Северодвинске предлагаем создавать и реализовывать проекты, выполняющие сразу же несколько задач социальной сферы, например, создавая многофункциональные центры, обеспечивающие потребности различных групп населения. Инструментом реализации социальных проектов в городе должен стать механизм муниципально-частного партнерства (МЧП).