Файл: Особенности управления муниципальным образованием г. Северодвинск.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Краткая характеристика организации управления в муниципальном образовании «Северодвинск»

Муниципальное образование «Северодвинск» создано его населением на местном референдуме 16 июня 1996 года и наделено статусом городского округа законом Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области».

В границы Северодвинска, установленные законом Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», входят территории города Северодвинска, поселков Белое Озеро, Зеленый Бор, Палозеро, Сопка, села Ненокса и деревень Таборы, Волость, Лахта, Солза, Сюзьма и железнодорожной станции Рикасиха.

В границы Северодвинска входят также земли Северодвинского лесхоза и земли садоводческих товариществ.

В целях осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в сельских населенных пунктах образуются Белозерский и Ненокский административные округа.

В состав Белозерского административного округа входят: пос. Белое Озеро, пос. Палозеро.

В состав Ненокского административного округа входят: с. Ненокса, пос. Сопка, пос. Зеленый Бор, д. Солза, д. Сюзьма.

На территории Белозерского и Ненокского административных округов функции управления осуществляют соответствующие территориальные структурные подразделения Администрации Северодвинска.

На территории населенных пунктов, не вошедших в состав административных округов, функции управления осуществляются непосредственно Администрацией Северодвинска.

Механизм регулирования местного самоуправления в МО «Северодвинск» содержит систему мер организационно-экономического и социального характера, направленных на совершенствование и модернизацию структуры местных органов власти и муниципального хозяйства в целях обеспечения сбалансированности экономики города.

Административно-законодательные основы регулирования МСУ в МО «Северодвинск» содержатся в следующих нормативных актах:

  • Устав Северодвинска;
  • Решения, принимаемые на местном референдуме;
  • Решения Совета депутатов Северодвинска;
  • Постановления и распоряжения Главы муниципального образования «Северодвинск» - Главы Северодвинска;
  • Постановления и распоряжения Председателя Совета депутатов Северодвинска;
  • Постановления и распоряжения Администрации Северодвинска;
  • Распоряжения и приказы должностных лиц органов местного самоуправления Северодвинска.

Необходимым условием организации эффективного управления на местном уровне является полная, достоверная и своевременная информация, основой которой являются проекты муниципальных правовых актов. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Совета депутатов МО «Северодвинск», Председателем Совета депутатов МО «Северодвинск» или лицом, исполняющим его обязанности, Главой МО «Северодвинск», лицом, исполняющим обязанности Главы МО «Северодвинск», Администрацией МО «Северодвинск», прокурором МО «Северодвинск», органами территориального общественного самоуправления и инициативными группами граждан.

Структуру органов местного самоуправления МО «Северодвинск» составляют:

Городской Совет депутатов МО «Северодвинск» (представительный орган муниципального образования).

Глава МО «Северодвинск».

Администрация МО «Северодвинск» (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Городской Совет депутатов МО «Северодвинск» - представительный орган местного самоуправления, обладающий правом принимать от имени населения Северодвинска решения по вопросам местного значения и представлять интересы населения в отношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также с предприятиями, учреждениями и организациями.

Глава Северодвинска является высшим выборным должностным лицом, избираемым населением Северодвинска по единому одномандатному избирательному округу на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Срок полномочий Главы Северодвинска - 4 года.

К компетенции Администрации МО «Северодвинск» относится:

Исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными и областными законами, муниципальными нормативными актами, постановлениями и распоряжениями Главы Северодвинска [21].

2.2 Анализ показателей управления муниципальным образованием «Северодвинск»

Численность постоянного населения муниципального образования «Северодвинск» на 01.01.2019 года составила 184,3 тыс. человек (рис. 2). Из них 183,3 тыс. человек проживают в городе и 1,0 тыс. человек (0,6 % всего населения) проживают в сельской местности.


Рисунок 2 - Динамика изменения численности населения муниципального образования «Северодвинск» за 2015–2018 годы (по состоянию на конец года), тыс. человек [9]

За 2018 год численность населения Северодвинска сократилась на 766 человек (на 0,4 %). Численные потери населения в 2018 году обусловлены естественной убылью (превышением числа смертей над числом рождений) и миграционным оттоком населения (численность выбывших превышает численность прибывших).

В 2018 году, как и в 2017 году, зафиксирована естественная убыль населения. Число умерших на 99 человек превысило число родившихся.

Показатели смертности в отчетном году выше показателей рождаемости. Коэффициент смертности в 2018 году составляет 11,4 смертей на тысячу человек населения (в 2017 году – 12,4‰). В 2018 году умерло 2 100 человек, что на 195 человек меньше, чем в 2017 году (2 295 человек). Уровень смертности населения Северодвинска ниже среднеобластного показателя, который в 2018 году составил 13,2 смертей на тысячу жителей.

Основными причинами смертности населения Северодвинска являются болезни системы кровообращения (59,1 % от всех умерших), новообразования (20 % умерших) и несчастные случаи (8,4 % умерших).

Характерным показателем остается высокая смертность жителей в трудоспособном возрасте. По данным «Демографического ежегодника Архангельской области за 2017 год» из общего числа умерших в 2017 году по Северодвинску четверть (24,9 %, или 572 человека) приходится на людей трудоспособного возраста, из них 81,6 % составляют мужчины. Стоит отметить, что за последние десять лет число умерших в трудоспособном возрасте сократилось в 1,7 раза (в 2006 году – 979 человек, или 38,8 % от числа умерших). Демографическая информация за 2018 год будет представлена Архангельстатом в конце текущего года.

Доля мужчин в общей численности жителей города составляет 46,9 % против 53,1 % женщин. Соотношение полов, т.е. число мужчин, приходящихся на 100 женщин, в общей численности населения муниципального образования «Северодвинск» по состоянию на 2018 год составляет 88 человек. Данная тенденция характерна и для населения России в целом.

Распределение численности населения Северодвинска по возрастным категориям в 2018 году по сравнению с предшествующими годами характеризуется снижением численности населения в трудоспособном возрасте, ростом численности детей и подростков и населения старших возрастов (табл.1). Относительно 2017 года численность населения в трудоспособном возрасте снизилась на 2,5 тыс. человек или на 2,3 %. Сокращение населения трудоспособного возраста обусловлено превышением числа выходящих из трудоспособного возраста над числом вступающих в него.


Таблица 1 - Распределение численности населения Северодвинска по возрастным категориям [19]

год

В возрасте, моложе трудоспособного
(от 0 до 15 лет)

В трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 59 лет, женщиныот 16 до 54 лет)

В возрасте, старше трудоспособного
(мужчины - 60 лет и старше, женщины - 55 лет и старше)

тыс. человек

в %

тыс. человек

в %

тыс. человек

в %

2015

31,0

16,5

112,3

59,6

45,1

23,9

2016

31,4

16,8

109,9

58,7

46,0

24,5

2017

32,4

17,4

106,9

57,4

46,8

25,2

2018

33,0

17,9

104,4

56,4

47,6

25,7

Устойчивые тенденции роста населения пенсионных возрастов, детей и подростков ведет к ежегодному усилению демографической нагрузки на трудоспособное население. На 2018 год на 1000 человек трудоспособного возраста приходится 773 человека населения нетрудоспособных возрастов (в 2016 году – 705 человек; в 2017 году – 742 человека), в том числе детей – 316 человек (в 2016 году – 286 человек; в 2017 году – 303 человека) и пенсионеров – 456 человек (в 2016 году – 419 человек; в 2017 году – 439 человек).

Сокращение численности населения трудоспособных возрастов закономерно ведет к сокращению численности трудовых ресурсов. В 2018 году численность трудовых ресурсов Северодвинска в среднегодовом исчислении составила 112,5 тыс. человек, или 60,9 % от общей численности населения (в 2017 году – 112,7 тыс. человек, или 60,7 %). Среднегодовой темп сокращения численности трудовых ресурсов Северодвинска составляет 0,2 % в год. Относительно низкие (по сравнению с темпами снижения численности трудоспособного населения) темпы сокращения трудовых ресурсов сложились за счет высокой трудовой активности населения пенсионных возрастов и снижения доли неработающего населения трудоспособного возраста.

Изменение структуры трудовых ресурсов в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, характеризуется ростом доли занятых в экономике и сокращением доли незанятого трудоспособного населения. Доля, приходящаяся на учащихся, обучающихся с отрывом от производства, сохранилась на уровне 2017 года (рис.3.).


Рисунок 3 -Структура трудовых ресурсов Северодвинска в 2018 году [19]

На снижение численности неработающих граждан помимо демографических процессов сокращения численности трудоспособного населения повлиял рост экономической активности граждан.

На официальном рынке труда Северодвинска в 2018 году зафиксировано снижение показателей безработицы.

На учете в ГКУ АО «Центр занятости населения города Северодвинска» на конец 2018 года состояли 936 человек (ищущих работу и не занятых трудовой деятельностью), в том числе официально зарегистрировано в качестве безработных 511 человек. По сравнению с 2017 годом число официально зарегистрированных безработных снизилось на 16,6 % или на 102 человека (табл. 2). Сокращение числа официально зарегистрированных безработных связано с ростом числа вакансий на крупных предприятиях города.

Таблица 2 - Число официально зарегистрированных безработных [19]

Число незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости, человек

Из них имеют статус безработного, человек

Число безработных в % к предыдущему году

На конец 2015 года

836

509

95,9

На конец 2016 года

1 245

619

121,6

На конец 2017 года

960

613

99,0

На конец 2018 года

936

511

83,4

Снижение численности безработных Северодвинска отразилось на показателях напряженности на рынке труда. Нагрузка незанятого населения, обратившегося в государственное учреждение службы занятости, на одну заявленную вакансию на конец 2018 года составила 0,36 человек против 0,42 человек на конец 2017 года. Снижение нагрузки связано с увеличением числа заявленных работодателями вакансий. По Архангельской области к концу декабря 2017 года данный показатель составил 0,9 человек.

Уровень зарегистрированной безработицы (численность безработных по отношению к численности экономически активного населения) за 2018 год составил 0,54 % по сравнению со значением 2017 года – 0,63 %. По Архангельской области данный показатель в 2018 году составил 1,5 %.

Среднегодовая численность занятых в экономике Северодвинска в 2018 году сохранилась на уровне 2017 года и составила 89,5 тыс. человек. При этом доля занятого населения в структуре трудовых ресурсов Северодвинска возросла до 79,6 % (в 2017 году составляла 79,4 %). Увеличение доли занятого населения обусловлено сохранением численности работающих при общем сокращении численности трудовых ресурсов.