Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Адаптация – это приспособление функций организма, органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза [6].

Адаптация является одним из центральных понятий в биологии. Термин широко применяется в концепциях, которые трактуют взаимоотношения индивида и окружающей среды, как процессы гомеостатического уравновешивания. Изучение процессов адаптации как физиологических регуляторных механизмов имеет колоссальное значение для решения прикладных проблем многих наук - психофизиологии, медицинской психологии, эргономики и других наук.

Проблема адаптации достаточно изучена отечественными и зарубежными авторами, однако условия жизни и деятельности детей постоянно меняются. Современное общество развивается и прогрессирует, в связи с этим изучение вопросов адаптации людей и по сей день остаются очень важными и актуальными. К тому же, временные коллективы, как детские, так и взрослые, будут постоянно формироваться и функционировать в новых условиях.

Что касается педагогики, то при рассмотрении вопроса адаптации личности, больше применяется термин социальная адаптация.

Адаптация социальная [11]:

1. это активное приспособление человека к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость в изменении отношений со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими;

2. это оптимизация отношений личности в группе, сближение целей совместной деятельности и ценностных ориентаций, а также усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в групповую ролевую структуру.

3. это процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых не только для него, но и его социального окружения – родителей, учителей, тренера, сверстников и других людей из окружающего его социума.

С позиции любого педагога – адаптация, это процесс усвоения ребенком норм и правил поведения в социуме, а также комфортное для ребенка социальное положение в группе, которое позволяет быть частью группы.

Актуальность темы. Успешность адаптации ребенка к первому классу общеобразовательной школы зависит от многих факторов, однако самыми важным в них можно выделить слаженную работу коллектива людей, окружающих ребенка в школе и дома. Процесс адаптации первоклассника индивидуален, и протекание привыкания к условиям школы зависит от учителя, родителей, ребенка, а иногда и помощи психолога. Проблема адаптации первоклассников является актуальной в связи с тем, что этот период может длиться от двух недель до полугода, что может повлиять на дальнейшую мотивацию ученика к учебной и познавательной деятельности. В этой связи изучение механизмов быстрой адаптации первоклассников поможет благоприятно преодолеть этап адаптации первоклассников в общеобразовательной школе.


Объект исследования: процесс адаптации детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: адаптация первоклассников общеобразовательной школы

Цель исследования: Изучение механизмов адаптации первоклассников общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть проблемы адаптации детей;
  2. Проанализировать механизмы адаптации первоклассников общеобразовательной школы.

Проблемой адаптации детей к условиям школы занимались многие отечественные и зарубежные авторы [2, 4, 6, 7, 8, 15, 16, 18 и др] – физиологи, психологи, педагоги, школьные гигиенисты. Основной задачей изучения адаптации первоклассников к общеобразовательной школе является начала процесса обучения с новыми для ребенка требованиями. Успешность обучения в младшем школьном возрасте будет зависеть от того, как ребенок сумеет адаптироваться к условиям и требованиям школы.

В качестве основных методов нашего исследования были выбраны анализ научной и научно-методической литературы, и обобщение имеющихся исследований механизмов адаптации первоклассника к условиям общеобразовательной школы.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Проблемы адаптации детей

Adaptatio – (от латинского – приспособление, прилаживание). Под адаптацией принято понимать способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды [2].

Можно сказать, что адаптация человека будет неизбежной, когда будут возникать между нашими возможностями и требованиями окружающей среды. То же самое можно сказать и о коллективе, в котором каждой личности необходимо адаптироваться. Однако протекание процессов адаптации человека различный, в связи с эти выделают три стиля, которые используются человеком в процессе адаптации к окружающей среде:

• творческий стиль – этот стиль возникает в случае, когда человек в процессе адаптации старается активно изменять условия среды, приспосабливая условия среды к себе, таким образом приспосабливаясь сам.

• Конформный стиль – этот стиль возникает, когда человек просто привыкает к условиям, пассивно принимаю все те требования и обстоятельства, которые диктуются внешними условиями.


• Избегающий стиль возникает тогда, когда человек пытается игнорировать требования внешней среды, и, в свою очередь, не хочет, или не может приспособиться к новым условиям.

Рассмотренные стили могут у одного человека применяться в различных ситуациях. Конечно, наиболее эффективным с точки зрения философских наук будет творческий стиль, наименее оптимальным будет избегающий стиль [9].

Изучением адаптации детей достаточно широко исследуемая проблема как многих авторов – Монина Г.Б. Лютова Е.К. (2002), Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. (2003), Пыжьянова Л.Г. (2003), Роньжина А.С. (2003), Семенака С.И. (2006), О.Г. Заводчикова (2007), Обухова Л.Ф. (2007), Урунтаева Г.А. (2007), К.Л. Печора (2010) и другие авторы.

В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив. Исследования К.Л. Печора (1998) показали, «что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей» [15].

На сегодняшний день общепризнанным является приоритет семейного воспитания детей. В то же время, современные социальные условия иногда вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания. К тому же общественные формы воспитания возможны еще и с целью оздоровления ребенка, в лагерях летнего и зимнего функционирования.

Когда ребенок разлучается с близкими людьми, меняет привычный для себя образ жизни, то в первую очередь как защитная реакция у него появляются отрицательные эмоции и страхи. Страхи перед всем новым и неизвестным для него, которые необходимо преодолевать с помощью педагога в первую очередь. Многое будет зависеть и от самого ребенка – насколько ребенок подготовлен к переходу во временный детский коллектив, или какого-то детского учреждения. Необходимо помощь педагогов. А именно целенаправленная и профессиональная форма работы с детьми, которые тяжело переносят разлуку с близкими. Таким детям необходимо уделять повышенное внимание, стараться следить, чтобы они не оставались в одиночестве и всегда находить для них какого-либо рода занятия.

Особенности адаптационного периода ребенка. Процесс вхождения ребенка в любой, временный или долгосрочный коллектив, или какую-либо новую среду вызывает у ребенка необходимость приспособления к чему-то новому. Процесс адаптации является активным процессом, который может привести как к положительным моментам – например, хорошую адаптацию, так и к отрицательным. Во время отрицательной адаптации ребенок находится в стрессовом состоянии. Что усложняет работу педагога как с отдельным ребенком, так и с коллективом в целом.


Многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов [1, 6, 9, 11, 13 и др.] показали, что длительность периода адаптации зависит от многих причин, наиболее важные можно перечислить:

• Особенности высшей нервной деятельности ребенка;

• Возраст ребенка;

• Состояние здоровья;

• Наличия опыта пребывания в коллективах вне близких;

• От методов воспитания ребенка.

Также исследователи различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

• Легкая адаптация;

• Адаптация средней тяжести;

• Тяжелая адаптация.

Длительность адаптационного периода у ребенка также носит индивидуальный характер, зависящий от причин, перечисленных ранее. Однако, как у детей с легкой адаптацией, так и у детей с другими видами адаптации, сам процесс адаптации может сопровождаться многими и различными негативными поведенческими реакциями. К таким можно отнести – грубость, дерзость по отношению к членам группы и педагогам, упрямство, неуважение взрослых и ровесников, а также лживость, различные страхи, и даже болезни различной формы.

Поэтому, очень важно педагогам своевременно находить средства и методы помощи ребенку к адаптации в условиях нового для него коллектива и условий жизнедеятельности.

Если выделить основные задачи для педагогов, работающих с новым временным или долговременным коллективом, то лучше придерживаться следующих:

1) Создать для детей атмосферу психологического комфорта.

2) Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания в режиме дня;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3) закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Соблюдение этих трех задач позволит педагогам пройти незаметно адаптационный период в новой группе, и поможет всем членам нового коллектива устанавливать межличностные связи, способствует полноценному общению внутри группы и доверительным отношениям к педагогам, ответственным за коллектив.


Таким образом, под адаптацией понимается не только процесс, но и результат внутренних изменений у ребенка, который проявляется во внешнем активном приспособлении к новым условиям жизнедеятельности.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста характеризуют его уже как личность младшего школьника. В своем социальном пространстве семья и детский сад уже готовит его к новому статусу будущей осенью – первоклассник. Таким образом, ребенок в своём сознании уже начинает рефлексировать не себе роль школьника. На момент исполнения шести лет, дети уже достаточно хорошо ориентируются в родственных связях, и вполне осознанно относятся к своему предстоящему статусу.

В этом возрасте младший школьник уже строит отношения со взрослыми, сопоставляя свою роль в семейных отношениях, подчиняет себя обстоятельствам, выполняет социальную роль соответственно требованиям детского сада и семьи. В этом возрасте ребенок способен уже оценивать свои поступки, и определять элементарные отзывы окружающих о совершенных поступках. Мотивационная сфера младшего школьника постепенно меняет свой вектор с направления «я хочу» на направление «я должен».

Первый класс у детей по временным рамкам почти совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст семи лет. По словам Л.С. Выготского, «этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса семи лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребёнка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением» [5].

Кризис, который затрагивает детей в возрасте семи лет характеризуется значительными изменениями в поведении ребенка. В этом возрасте поведение ребенка отличается демонстративностью поведения, требования своего, крике при любых ситуациях, которые его не устраивают. В этот период ребенок характеризуется трудноуправляемым, хотя накануне им были усвоены нормы и требования социального окружения. Причём эти требования касаются в большей степени социального поведения в семье, а не при нахождении в условиях школы.

Внешние проявления кризиса семилетних детей отражают его глубокие изменения в психической сфере. Выготский Л.С. отмечал, что «основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребёнок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях: в поведении, в отношениях с окружающими, он становится не такими понятным как раньше. Теперь по поведению ребёнка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребёнка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим» [5].