Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
Наилучший эффект достигается, по-видимому, взаимопроникновением смежных ступеней социального существования детей. Переход из детского сада в школу должен быть облегчен как за счет создания элементов школы в последней группе детского сада, так и за счет сохранения элементов детского сада в первом классе общеобразовательной школы [7].
Если ровное, доброжелательное поведение - это необходимое требование профессиональной этики во всех классах школы, то в первом классе общеобразовательной школы оно приобретает ни с чем несравнимое значение, так как психика первоклассников особенно ранима. Его роль во много раз возрастает по отношению к детям из неблагоприятных микросоциальных условий (низкий образовательный уровень родителей, злоупотребление алкоголем, конфликты в семье), приводящих к социально-педагогической запущенности детей, задержке интеллектуального развития, формированию нежелательных личностных качеств и затрудняющих приспособление к школе.
В тех классах, где учитель по своим педагогическим установкам ближе всего к воспитателю детского сада, обычно самая высокая групповая сплоченность и самая благоприятная картина межличностных отношений среди учеников.
Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к обучению в школе, следует отметить состояние здоровья.
У детей с хронической интоксикацией уровень работоспособности значительно ниже по сравнению со здоровыми, а функциональные сдвиги со стороны центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, а также мышечной работоспособности более существенны.
Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить группу риска неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья. Она включает детей [1]:
- с отставанием в биологическом развитии;
- с функциональными отклонениями (невротические реакции, логоневрозы, гипертрофия миндалин), часто болеющих, длительно болеющих;
- с хроническими заболеваниями.
Углубленный медицинский осмотр позволяет не только своевременно выявить таких детей, но и провести соответствующее лечение и оздоровительные мероприятия. Таким образом, удается улучшить состояние здоровья детей, поступающих в школу и, следовательно, облегчить им приспособление к ней.
К показателям, наиболее полно характеризующим поведение первоклассников на общеобразовательных уроках, относится: уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомления, реакция на низкие оценки, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных работах, при необходимости быстро выполнить задание), уровень концентрации внимания, агрессивность, уровень подготовленности к занятиям (наличие учебников, тетрадей, карандашей).
На первом месте показатель быстроты нарастания - утомление. Невысока способность первоклассников поддерживать на уроке высокую концентрацию внимания длительное время. Тревожность в стрессовых ситуациях - очень распространенное явление. Если с ним не бороться, то в дальнейшем оно может привести к негативным явлениям, вплоть до полного отказа от усвоения нового материала. Несколько реже проявляется качество беспокойности (неусидчивости). Не так часто, но все же встречаются первоклассники с повышенной агрессией. Все замечания (как учителя, так и товарищей) они встречают "в штыки". Обычно это дети с повышенной возбудимостью, нередко с отклонениями в состоянии здоровья. Им необходим специальный комплекс профилактических мероприятий. Незначительный процент первоклассников страдает отсутствием правильно подготовиться к занятиям. Это связано, прежде всего, с отсутствием умения концентрировать внимание на своей деятельности. Отрицательная реакция на низкие оценки у первоклассников - явление не типичное, хотя бы потому, что оценки им не выставляются и значимость оценки для них на этом этапе школьной жизни невелика. Для них характерны несколько иные ценности - общение, познание нового, игра и развлечение.
Таким образом, можно выделить основные факторы, оказывающие влияние на адаптацию первоклассников к школе: недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, низкий уровень биологического развития, содержание обучения и методика преподавания, предварительное пребывание детей в детском саду, состояние здоровья.
Исследование адаптации детей к первому классу общеобразовательной школы
Адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Большинство исследователей выделяют три фазы адаптации:
- Генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжениям (2-3 недели);
- Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) вариант реакций на непривычное воздействие;
- Относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие адекватно новым нагрузкам, варианты реагирования, т.е. собственно адаптация.
Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.
Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка [14].
Таблица 2.1. Основные вопросы проведения диагностики
Факторы социальной адаптации |
Факторы физиологической адаптации |
Факторы психологической адаптации |
|
|
|
Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников [14].
Диагностика проводится в несколько этапов.
- Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
- Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
- уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
- степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
- стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
- уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
- Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
- определяются дети, попадающие в группу риска;
- вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.
Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.
Таблица 2.2. Сводная таблица по результатам исследования адаптации первоклассников
Далее следует составить индивидуальные программы работы с первоклассниками, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
- групповые занятия;
- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
- индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.
Можно воспользоваться такими рекомендациями Р.В. Овчаровой [14].
Таблица 2.3.
На основе предложенной информации педагог или психолог изучающий адаптацию первоклассников должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности.
Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:
- опрос родителей;
- интервьюирование учителей;
- изучение медицинских карт детей.
Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 – 20 минут.
Таким образом, исследование адаптации детей первого года обучения в общеобразовательной школе на данный момент достаточно изученный вопрос. Однако каждый новый учебный год первоклассники поступают в школу с различным уровнем функциональной и познавательной готовности, что требует ежегодного изучения процесса адаптации первоклассников.
Психолого-педагогически исследования процессов адаптации первоклассников достаточно простые и находятся в свободном доступе для педагога или психолога. Основной проблемой для школы является не диагностика процесса адаптации детей к первому классу, а разработка конкретного плана работы с детьми, испытывающими проблему быстрой адаптации. Необходимо ежегодно разрабатывать и применять набор средств и методик, которые позволят первокласснику адаптироваться к условиям общеобразовательной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптация - это приспособление организма к условиям среды. Она направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Многие авторы занимались исследованием процесса адаптации в различных ее аспектах: в социальном, социально-педагогическом, психолого-педагогическом и др. И способы рассмотрения данного явления имеют как общие, так и различные черты.
Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся.
В результате выполнения данной курсовой работы, нами были сделаны некоторые выводы:
- под адаптацией понимается не только процесс, но и результат внутренних изменений у ребенка, который проявляется во внешнем активном приспособлении к новым условиям жизнедеятельности.
- выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.
- можно выделить основные факторы, оказывающие влияние на адаптацию первоклассников к школе: недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, низкий уровень биологического развития, содержание обучения и методика преподавания, предварительное пребывание детей в детском саду, состояние здоровья.
- исследование адаптации детей первого года обучения в общеобразовательной школе на данный момент достаточно изученный вопрос. Однако каждый новый учебный год первоклассники поступают в школу с различным уровнем функциональной и познавательной готовности, что требует ежегодного изучения процесса адаптации первоклассников. Психолого-педагогически исследования процессов адаптации первоклассников достаточно простые и находятся в свободном доступе для педагога или психолога. Основной проблемой для школы является не диагностика процесса адаптации детей к первому классу, а разработка конкретного плана работы с детьми, испытывающими проблему быстрой адаптации. Необходимо ежегодно разрабатывать и применять набор средств и методик, которые позволят первокласснику адаптироваться к условиям общеобразовательной школы.