Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь имеет место отражение социальной роли ребенка, в которой в большей степени начинает проявляться его самостоятельность. Если раньше ребенок опирался на поддержку взрослого только при невозможности выполнения какого либо социального действия, то в этом возрасте младшего школьника он уже должен проявлять все принципы самостоятельности, что зачастую было чуждым для ребенка в условиях детского дошкольного образовательного учреждения (детского садика).

Значительными изменениями характеризуется и эмоционально-волевая сфера ребенка шести-семи лет. Ребенок начинает уже отделять общие переживания, от своих в различных учебных ситуациях. В этих ситуациях ребенок осознает своё чувство значимости, или наоборот в случае неудачи, получает негативную оценку своей компетентности в учебных вопросах.

Кризис семилетнего ребёнка своим коренным образом связан с изменением социального статуса ребёнка. В этой системе ребенок начинает понимать и осознавать свой социальный статус.

Божович Л.И. (1968) отмечает, что «кризис семилетнего ребенка является периодом рождения социального «Я» . Ход психического развития ребенка приводит к тому, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни – стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность – потребность к осуществлению общественно значимой деятельности. Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом» [3].

Школьное образование и новые требование к детям шести-семи лет реализуется в социальной позиции ребенка, а именно к смене ведущего вида деятельности – сюжетно-ролевой игры на обучение в школе.

Кризис семи лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому равномерно вести речь о кризисе шести-семи лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать по времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети не прошедшие кризис семилетний, по сути, ещё являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.


Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Эти навыки прямого и обратного счёта, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текста и т.д.

Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, еще не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками. В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой [7].

«Психологическая готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность» [7].

Личностная готовность ребенка к школьному обучению во многом зависит от того, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки, желание получать отметки. И лишь позднее появляется желание учиться, узнавать в школе что-то новое [13].


Довольно важной стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути является коллективной.

Волевая готовность тесно связана с уровнем развития способности контролировать поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени [7].

Таким образом, волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила.

«Интеллектуальная готовность к школьному обучению требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению. Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать)» [7].

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, стремление узнавать что-то новое.

Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период.

Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность определяется психологом, в распоряжении которого имеются специальные диагностические программы.

Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком при приеме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым учеником, учитывая его индивидуальные особенности.

Таким образом, выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.


ГЛАВА 2. АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Механизмы адаптации детей к общеобразовательной школе

Основной причиной, которая затрудняет адаптацию первоклассников в общеобразовательной школе – это несоответствие возможностей конкретного ребенка к тем требованиям, которые предъявляются в первом классе общеобразовательной школе. Начало учебных занятий требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности организма первоклассника. Для такого определения готовности ребенка к урокам в общеобразовательной школе существует понятие – «школьная зрелость» [4].

Функциональная готовность первоклассника определяется уровнем развития функциональных систем организма. Эти механизмы помогают обеспечить адекватную реакцию в ответ на воздействие образовательной среды общеобразовательной школы. Если рассматривать проблему функциональной готовности первоклассника к обучению в первом классе, то можно говорить о зрелости основных функций, связанных с обучением на конкретных уроках [16].

Первоклассники, компенсирующие свою несформированность к обучению значительными умственными нагрузками, чаще всего попадают в первом классе в разряд отстающих в обучении учеников. Это приводит детей к неврозам, а успехи детей в освоении учебного предмета весьма незначительны [17].

Такие осложнения в здоровье первоклассника формируют и развивают негативное отношение ребенка к школе. Отсутствие своевременно психолого-педагогической поддержке таких первоклассников может привести к невно-психологической патологии, которая в дальнейшем сложно корректируема.

По данным В.С. Мухиной (2006), «у половины "незрелых" детей с хорошей успеваемостью и работоспособностью в первом классе ухудшался неврологический статус. Особенно отчетливо неблагоприятное влияние учебной нагрузки на функциональное состояние и здоровье таких школьников проявлялось во втором учебном году» [12].

Так, по данным Г.А. Цукермана и К.Н. Поливановой (1992), процесс адаптации к школе протекает в более короткий срок и с меньшим напряжением физиологических функций у детей, биологический возраст которых соответствует паспортному или опережает его, по сравнению с детьми, имеющими низкий уровень биологического развития. Степень готовности к школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Это хорошо демонстрируется несовпадением уровня школьной зрелости у детей одного паспортного возраста, но находящихся на разных ступенях биологического развития [18].


В этой связи совершенно естественно, что в шестилетнем возрасте ребенок менее готов к обучению в первом классе по сравнению с семилетним. Функциональная готовность определенно выше у ребенка старше на год. Именно этим и объясняется большая длительность к условиям обучения первоклассников шестилетних детей. Все системы организма шестилетнего ребенка достаточно сильно напряжены во время обучения, что вызывает истощение вегетативных систем, для освоения учебных занятий и равзития до определенного уровня. Отсюда и вывод педагогов и психологов, что наилучшим средством для быстрой адаптации детей к первому классу является позднее поступление в общеобразовательную школу.

Год, отделяющий ребенка шести лет от ребенка семи лет, очень важен для психического развития, так как "именно в этот год быстро формируются многие важнейшие психологические новообразования: интенсивно развивается произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования; закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий [7]. Все это служит благоприятными предпосылками для успешного перехода к учебной деятельности, поэтому поступление в школу в возрасте шести-семи лет значительно облегчило бы адаптацию к школе.

Но и без этого далеко не все возможности облегчения детям адаптации к школе исчерпаны. Так, известно, что существенное условие, облегчающее растущему организму адаптацию к новым воздействиям, - это ступенчатость, постепенное увеличение интенсивности этих воздействий.

Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая программный материал, следует в полной мере учитывать возрастные возможности детей. Практика экспериментального обучения показала, что при сохранении той же учебной программы, что и для семилетних первоклассников, учение оказывалось достаточно утомительным для первоклассников шестилетнего возраста, несмотря даже на облегченный режим учебных занятий.

В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. М.Н Ильина (2004) указывает, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий [10].