Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Понятие и функции системы управления персоналом).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы эффективного управления персоналом
1.1 Понятие и функции системы управления персоналом
1.2 Модели и методы управления персоналом
2. Характеристика организации и персонала
2.1 Краткая история и описание предприятия
2.2 Анализ системы управления персоналом в АО «Микран»
2.3 Проблемы, выявленные в системе управления персоналом АО «Микран»
3. Выработка решений проблем персонала организации
3.1 Введение дополнительной должности менеджера по работе с персоналом
3.2 Разработка карт компетенций работника
3.3 Эффект от предложенных мероприятий
4. Социальная ответственность предприятия АО «Микран»
4.1 Сущность корпоративной социальной ответственности
видов деятельности. Исходя из этого, можно утверждать, что управление человеческими ресурсами выступает и в качестве системы организации, и как
процесс и как структура.
1.2 Модели и методы управления персоналом
В условиях возрастающей роли человеческого фактора в развитии любой организации, одной из главных задач современных систем управления
человеческими ресурсами является развитие разного рода способностей работников, где основная цель – обеспечение высокого уровня конкурентоспособности и прибыльности организаций. В связи с этим, возникает необходимость в разработке инновационных подходов к принятию управленческих решений, а также новых и эффективных методов управления
персоналом организации.
На сегодняшний день можно выделить следующие модели управления
человеческими ресурсами:
- Управление человеческими ресурсами по результатам. Данный процесс подразумевает желание со стороны сотрудника достичь поставленных перед ним целей. Основной упор делается на создание благоприятной обстановки и мотивацию сотрудника, что в совокупности сделает работу более эффективной. Данный процесс базируется на следующих элементах: планирование, управление персоналом, оценка и планирование последующих действий.
- Управление с помощью мотивацию. В данном случае система выстраивается на основе удовлетворения потребностей сотрудников, а также на основе сопоставления интересов сотрудника и компании. При таком подходе сильной стороной являются реализуемые социальные программы и благоприятный климат в коллективе.
- Управление с помощью установления рамок. Руководитель устанавливает определенные рамки, в пределах которых работники могут принимать решения. Несмотря на наличие данных рамок, сотрудники становятся более инициативны, творчески, ответственны и работают более эффективно.
- Управление с помощью делегирования. Эту модель управления можно охарактеризовать ясностью задач, четко установленными рамками, в которых может действовать сотрудник, и разграничением ответственности за результат.
- Партисипативное управление. В этой модели система выстраивается так, что работник становится максимально вовлеченным в дела организации, в связи с чем получает удовлетворение от работы и, как следствие, выполняет поставленные перед ним задачи более качественно и с большей степенью ответственности.
- Предпринимательское управление. Эта модель предполагает построение такого климата внутри организации, при котором возрастает уровень предпринимательской активности среди сотрудников. То есть все сотрудники представляются как группа предпринимателей и творцов.
Отметим, что обозначенный перечень моделей управления персоналом,
во-первых, не носит исчерпывающего характера, а во-вторых, что более важно, не предполагает использование исключительно единственной модели.
Руководитель может компилировать обозначенные модели для достижения
наивысших результатов, дополнять обозначенные модели или использовать
различные модели в разные периоды деятельности организации или даже для
разных подразделений компании. Выбор и использование конкретной модели
управления персоналом напрямую зависит от тех задач, которые необходимо
решить с ее помощью.
Под методами управления персоналом понимаются различные способы
воздействия на коллектив или на отдельных работников, с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования
организации [12].
В зависимости от характера воздействия на персонал методы
классифицируются следующим образом:
- информирование, связанное с передачей информации сотруднику, которая позволит ему самостоятельно строить своѐ организационное поведение;
- стимулирование, связанное с удовлетворением различных потребностей конкретных сотрудников;
- убеждение, воздействующее на внутреннюю систему ценностей работника;
- административное принуждение, подразумевающее применение санкций [11].
В теории существует и другая, более распространенная, классификация
методов управления персоналом, которая более подробно представлена на
рисунке 3:
Рисунок 3 - Система методов управления персоналом в организации
[15]
Административные методы базируются на власти, ответственности и дисциплине. Данные методы известны в истории, как «методы кнута». казанные методы связаны непосредственно с формированием структуры управления человеческими ресурсами, утверждением административных нормативов, расстановкой и подбором кадров, разработкой положений, инструкций и стандартов деятельности компании.
Данные методы отличаются прямым характером воздействия, являются обязательными для выполнения, не допускают свободы выбора для работников и предусматривают санкции в случае невыполнения распоряжений.
Экономические методы основываются на элементах экономического механизма, с помощью которых обеспечиваются прогрессивное развитие организации. Известны, как «методы пряника». Эта группа методов связана с планированием, материальным стимулированием, технико-экономическим анализом и экономическими нормативами.
Социально-психологические методы основаны на использовании социального механизма управления. Способы мотивации в совокупности с моральным воздействием на людей наиболее известны как «методы убеждения». Такие методы подразумевают: участие персонала в управлении предприятием, формирование команды, социальный анализ внутри коллективов, социальное развитие работников, нематериальное морально-
психологическое стимулирование труда, социальную и профессиональную
адаптацию работников, удовлетворение культурных и духовных потребностей сотрудников. Социально-психологические методы управления имеют косвенный характер воздействия, не имеют четко определенного времени и обязательности воздействия. Данные методы допускают некоторую свободу индивидуального поведения и выбора, а также имеют прямую зависимость от индивидуальных особенностей сотрудников. Конечный эффект и силу воздействия данных методов очень сложно установить точно. Но экономические и социально-психологические методы управления занимают главенствующее место в общей системе управления персоналом, являясь фундаментом управленческого воздействия [13].
При этом психологические методы исполняют значимую роль в работе
с персоналом, так как они направлены на конкретную личность рабочего или
служащего, и они индивидуальны. Их главной особенностью является обращение к внутреннему миру человека, к его личности, к его интеллекту и
чувствам, а также к образам и поведению с целью направления внутреннего
потенциал на решение задач, поставленных руководством предприятия.
Психологическое планирование является новым направлением в работе с персоналом, целью которого является формирование эффективного психологического состояния коллектива внутри предприятия. Так же психологическое планирование предполагает постановку целей, способствующих развитию, установку критериев эффективности, разработку
психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.
В данной главе было комплексно рассмотрено понятие системы управления человеческими ресурсами с точки зрения разных авторов. Также
была определена главная цель системы управления человеческими ресурсами, рассмотрены ключевые элементы, модели и методы по разным критериям и разным классификациям. Были рассмотрены и коэффициенты движения кадров, отражающие общую эффективность использования человеческих ресурсов. Все выше перечисленное объединяется в систему эффективного управления персоналом.
2. Характеристика организации и персонала
2.1 Краткая история и описание предприятия
Компания «Микран» появилась и успешно развивается благодаря своему первому руководителю Виктору Яковлевичу Гюнтеру (1945—2012).
В 1991 году он с командой из семи человек создал предприятие на базе научной лаборатории Томского института автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (сейчас ТУСУР).
Само слово «Микран» родилось как «совершенно невообразимая», по
словам Виктора Яковлевича, аббревиатура слов Microwave Amplifier Low-
noise (Micran), что в переводе означает «малошумящий СВЧ-усилитель». Малошумящие усилители для приемных антенн были первой продукцией предприятия.
Микран» специализируется на семи бизнес-направлениях и ведет множество отраслевых экспериментов, в частности, активно осваивает сферу
промышленного интернета вещей, развивает компетенции на крайне перспективных рынках фотоники и силовой электроники. Сегодня, Микран –
это:
- Более 28 лет работы на рынке;
- 75 продуктовых линеек;
- Более 350 разработчиков;
- Более 3000 заказчиков;
- Более 10 000 успешных проектов по всему миру.
Бизнес-направления:
- Телекоммуникации;
- Информационно-измерительные системы;
- Радиолокация;
- СВЧ-микроэлектроника;
- СВЧ-электроника;
- Комплексные решения;
- Робототехника и мехатроника.
2.2 Анализ системы управления персоналом в АО «Микран»
Проведенное исследование на АО «Микран» по системе управления человеческими ресурсами показало, что в деятельности организации нарушено сразу несколько важных принципов. Так, например, нарушение принципа согласования личных и общественных интересов может быть подтверждено результатами проведенного опроса сотрудников АО «Микран». На вопрос «Знаете ли вы основную цель деятельности АО «Микран»?» только 28% респондентов дали положительный ответ, 60% ответили отрицательно, 12% затруднились с ответом.
На вопрос «Сталкивались ли вы с какими-либо сложностями при согласовании решений/документов, связанными с организационной структурой АО «Микран» 58% респондентов ответили положительно, 23%
дали отрицательный ответ и еще 19% затруднились с ответом.
На вопрос «Поддерживаете ли вы профессиональные/личные отношения с сотрудниками других (не того, где вы работаете) отделов АО
«Микран» 48% респондентов ответили отрицательно, 27% респондентов затруднились с ответом и только 25% ответили положительно, что говорит о
том, что в данной организации имеются проблемы, связанные с корпораитвной культурой..
Респондентам также был предложен перечень проблем, связанных с действием системы управления человеческих ресурсов, с вопросом о том, с
какими из указанных проблем сотрудники сталкивались за время работы в
организации. Вопрос был «открытым», выбор вариантов ответа не ограничивался единственно возможным, при этом, у сотрудников была возможность предложить свой вариант ответа, отсутствующий в перечне.
Ответы распределились следующим образом:
- вариант ответа «сложности, связанные с обучением и адаптацией» выбрали 47% респондентов,
- «непонимание системы оценки эффективности моей работы» 76%
респондентам,
- «непонимание системы дополнительной финансовой мотивации» 80%, «непонимание необходимости постоянной аттестации/необъективность итогов аттестации» 57%,
- «отсутствие корпоративных мероприятий» 64%.
Проанализировав показатели, свидетельствующие о прохождении обучения, стажировок и переподготовки кадров, получения дополнительного образования, было выявлено, что за 2018 год прошли повышение квалификации всего 6 % сотрудников предприятия, из них всего - 5 руководителей и 12 специалистов.
2.3 Проблемы, выявленные в системе управления персоналом АО «Микран»
В процессе исследования системы управления персоналом АО «Микран», с целью выявления и анализа имеющихся проблем был проведен опрос среди работников организации, касаемо различных аспектов деятельности, основные положения, по которому были представлены ранее.
В соответствии с полученными ответами, был сделан вывод о наличии в системе управления персоналом организации ряда проблем, среди которых: