Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Понятие и функции системы управления персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

организации обуславливают экономическую возможность и целесообразность реализации указанного предложения. При этом, оставшиеся предложения не предполагают экономических затрат, но должны

оказать существенное влияние на рост эффективности действующей системы

управления персоналом в рассматриваемой организации.

4. Социальная ответственность предприятия АО «Микран»

4.1 Сущность корпоративной социальной ответственности

Корпоративная социальная ответственность – международная бизнес-практика, которая прочно вошла в корпоративное управление в конце XX века. В настоящее время внедрение мероприятий КСО становится неотъемлемой частью успешной компании. Корпоративная социальная ответственность – это [22]:

  1. комплекс направлений политики и действий, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполняющих требования законности, а также учитывающих интересы людей, сообществ и окружающей среды;
  2. нацеленность бизнеса на устойчивое развитие;
  3. добровольное участие бизнеса в улучшении жизни общества.

Иными словами социальная ответственность – это концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта/услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом.

Любой анализ программ корпоративной социальной ответственности предполагает изучение уровней КСО. Согласно позиции А. Керолла, корпоративная социальная ответственность является многоуровневой, ее

можно представить в виде пирамиды.

Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности

потребителей и, соответственно, извлекать прибыль.

Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие

его деятельности ожиданиям общества, зафиксированным в правовых нормах.


Рисунок 13 – Компоненты социальной ответственности корпорации

Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали.

Филантропическая ответственность побуждает компанию к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.

В практике российского бизнеса КСО регламентируется следующими

положениями и рекомендациями [22]:

  1. ГОСТ Р ИСО 26000-2010 «Руководство по социальной

ответственности». Настоящий стандарт идентичен международному

стандарту ISO 20000-2010 «Guidance on social responsibility».

  1. Серией международных стандартов систем экологического менеджмента ISO 14000. Центральным документом стандарта считается ISO 14001 «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». Здесь установлены требования к системе экологического менеджмента любого предприятия. В стандарте приведены основные термины и определения, а также изложены рекомендации в области экологической политики, планирования, целей и задач, программы и системы экологического менеджмента.
  2. GRI (Global Reporting Initiative) – всемирная инициатива добровольной отчетности. Отчет по устойчивому развитию - это отчет, раскрывающий информацию о деятельности организации в экономической, экологической, и социальной области, а также в области управления.
  3. SA 8000 – устанавливает нормы ответственности работодателя в области условий труда. В приведенных выше стандартах можно найти основные определения КСО и элементов [22].

4.2 Анализ эффективности программ КСО предприятия

Анализ эффективности программ КСО проводится в случае, если на предприятии реализуются внешние (направленные во внешнюю среду предприятия) или внутренние (направленные во внутреннюю среду предприятия) программы КСО.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

  • безопасность труда;
  • стабильность заработной платы;
  • поддержание социально значимой заработной платы;
  • дополнительное медицинское и социальное страхование

сотрудников;

  • развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и

программы подготовки и повышения квалификации;

  • оказание помощи работникам в критических ситуациях и т.д.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

  • спонсорство и корпоративная благотворительность;
  • содействие охране окружающей среды;
  • взаимодействие с местным сообществом и местной властью;
  • готовность участвовать в кризисных ситуациях;
  • ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск

качественных товаров), и т.д.

Основные этапы анализа:

  1. Определение стейкхолдеров организации.
  2. Определение структуры программ КСО.
  3. Определение затрат на программы КСО.
  4. Оценка эффективности и выработка рекомендаций.

1) Определение стейкхолдеров организации.

Одна из главных задач при оценке эффективности существующих программ КСО – это оценка соответствия программ основным стейкхолдерам компании.

Стейкхолдеры – заинтересованные стороны, на которые деятельность

организации оказывает как прямое, так и косвенное влияние. Например, к прямым стейкхолдерам относятся потребители или сотрудники компании, а к косвенным местное население, экологические организации и т.д. Важным представляется то, что в долгосрочной перспективе для организации важны как прямые, так и косвенные стейкхолдеры. Структуру стейкхолдеров организации необходимо внести в таблице 8.

Таблица 8 - Стейкхолдеры организации

Как можно увидеть, у АО «Микран» большой круг стейкхолдеров. Он

насчитывает шесть прямых, которые имеют непосредственное влияние на работу компании. Косвенные стейкхолдеры также влияют на работу компании, но не прямым способом, а посредством каких-либо мероприятий.

Персонал является прямыми стейкхолдером и влияет на скорость и качество выполнения работ по созданию продуктов и развитию компании в

отрасли.

Поставщики фирмы являются стейкхолдерами, так как влияют на стоимость сырья, на сроки и условия поставки, что напрямую связано с издержками компании.

Посредники фирмы относятся к стейкхолдерам, так как могут влиять

на воспринимаемое качество и объем продаж товара (например, розничные

торговые сети, выставляющие товар на невыгодных местах продаж) или на

затраты компании (например, исследовательские и рекламные агентства).

Конечные покупатели являются внешними стейкхолдерами так как представляют спрос на продукт, выдвигают определенные требования к свойствам и качеству товаров компании, а значит также влияют на уровень


себестоимости товара и издержки фирмы. У покупателей может измениться

уровень дохода или численность, что может привести к снижению спроса на

товар.

Cобственники компании являются стейкхолдерами, так как напрямую

принимают решения, связанные с выбором стратегии ведения бизнес отрасли, согласовывают бюджет на продвижение и развитие товара, и влияют

на прибыль компании.

К косвенным стейкхолдерам мы отнесли различные общественные

организации. Данный перечень относится именно к косвенным, так как никаким прямым образом они не влияют на работу и производительность фирмы. Они влияют посредством мероприятий или финансовой помощи, которую может оказывать рассматриваемое предприятие.

2) Определение структуры программ КСО

Структура программ КСО составляет портрет КСО компании. Выбор

программ, а, следовательно, структура КСО зависит от целей компании и выбора стейкхолдеров, на которых будет направлены программы.

Полученные данные необходимо свести в таблице 9.

Таблица 9 - Программа КСО

После проведения анализа программы КСО АО «Микран», можно сказать, что программа соответствует интересам стейкхолдеров предприятия,

как прямым, так и косвенным. В основном, КСО предприятия затрагивает такие элементы, как социальную поддержку работников, благотворительные пожертвования, социальные инвестиции. Так, например, социальная поддержка работников заключается в их финансовом поощрении премиями

при хорошо выполненной работе, днях рождения, рождении ребенка и выполнение рабочего стажа, но при этом происходит и финансовая поддержка в трудные минута, такие как смерть близкого родственника.

Данный элемент позволяет повысить лояльность сотрудников к предприятию, обеспечивает достойный доход и возможность профессионального роста.

Благотворительные пожертвования и социальные инвестиции заключаются в финансовой помощи благотворительных, общественных и религиозных организаций. Так же предприятие в этом ключе жертвует часть

своей продукции для различных организаций, а также поддержка незащищенных слоев населения. Эквивалентное финансирование заключается в том, что предприятие вместе с органами государственной власти занимаются организацией общегородских мероприятий. В ходе данных направления поднимается общая значимость и узнаваемость компании, что может повлечь приток новых клиентов и покупателей, а также


потенциальных инвесторов. Однако стоит отметить, что КСО компании удовлетворяет интересам не всех стейкхолдеров, например, не учитывает интересы поставщиков и потребителей.

3) Определение затрат на программы КСО. Затраты, которые были

понесены на программу КСО представлены в таблице 10.

Таблица 10 – Затраты на программу КСО

4) Оценка эффективности программ и выработка рекомендаций.

Критерии оценки социальной ответственности бизнеса могут быть различными в зависимости от ряда факторов. Например, в каком регионе работает компания, какова ее величина, структура капитала и т.д. В качестве

критериев может выступать оценка охраны окружающей среды, качества производимых товаров и услуг, отношений с работниками, активности в различных благотворительных программах. Очевидно, что эти критерии тем строже, чем выше уровень развития общества. Под воздействием внешних факторов организации вынуждены становиться информационно прозрачными и социально ответственными. Однако это дает бизнесу и значительные преимущества. Как показывают исследования, серьезно улучшаются финансовые показатели тех компаний, которые закладывают

социальную ответственность в свою миссию.

На данном этапе анализа программ КСО предприятия, студент обладает необходимой информацией для того, чтобы сделать общий вывод

относительно их эффективности.

В ходе работы была рассмотрена структура КСО, а также ее элементы и стоимость реализуемых проектов.

Для того, чтобы понять какое КСО преобладает: внешнее или внутреннее, необходимо понять, какие стейкхолдеры являются внутренними

и внешними. Так, например, работники и собственники - это внутренние стейкхолдеры. Они влияют на скорость и качество выполнения работ по созданию продуктов и развитию компании в отрасли. В то время, когда собственники принимают решение о дальнейшей жизни компании. Внешние

стейкхолдеры – это поставщики, посредники, общественные организации, регион и так далее. Основываясь на данных определениях, можно утверждать, что у компании преобладает внешнее КСО. Много проектов направлено на помощь общественным и благотворительным организациям,

учебным заведениям, а также в общем на поддержание социального и экологического уровня города. Все проекты, реализуемые предприятием,

отвечают интересам стейкхолдеров. Так, например, работники заинтересованы в финансовой помощи, стабильной работе и благополучии