Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Формирование мотивов к учению в младшем школьном возрасте).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации учения в младшем школьном возрасте
1.1 Формирование мотивов к учению в младшем школьном возрасте
1.2. Педагогические средства формирования мотивации к учению у младших школьников
2.1. Краткая характеристика группы испытуемых
2.2. Анализ результатов исследования
Таблица № 4
Оценка уровня школьной мотивации обучающихся 3 «Б» класса МБОУ СОШ
Уровень школьной мотивации (баллы) |
Количество школьников |
Количество школьников % |
25 – 30 |
2 |
15 |
20 – 24 |
4 |
31 |
15 – 19 |
4 |
31 |
10 – 14 |
2 |
15 |
Ниже 10 |
1 |
8 |
Методика: «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой.
Цель: Выявить уровень школьной мотивации обучающихся 3 «Б» класса.
Количественный анализ:
В методике участвовало 13 человек 3 «Б» класса.
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. 15% обучающихся показали высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. 31% обучающихся 3 «Б» класса, имеют хорошую школьную мотивацию, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Таких обучающихся в 3 «Б» классе 31%.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. 15% обучающихся имеют низкую школьную мотивацию. Они находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении, с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем (8% обучающихся).
Качественный анализ:
Обучающиеся 3 «Б» класса с анкетированием справились. Высокий уровень мотивации у 2 человек – 15% обучающихся, хорошая школьная мотивация у 4 человек – 31%, положительное отношение к школе у 4 человек – 31%. Исключением стали трое обучающихся. У двоих детей наблюдается низкая школьная мотивация – 15%, а у одного ребенка негативное отношение к школе - 8%. Таким образом 77% обучающихся приспособлены к учебной деятельности, адаптировались в начальном звене, а 23% обучающихся по данному тесту имеют низкую школьную мотивацию, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Диаграмма №1
Уровень школьной мотивации во 2 «Б» и 3 «Б» классах
В исследовании принимало 26 обучающихся, 13 детей 2 «Б» и 13 детей 3 «Б» классов. По результатам диаграммы видно, что во 2 «Б» классе 100% обучающихся приспособлены к учебной деятельности, адаптировались в начальном звене, а в 3 «Б» классе только 77% обучающихся приспособлены к учебной деятельности и адаптировались в начальном звене, а 23% обучающихся по данной диагностике имеют низкую школьную мотивацию, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Таким образом, можно сделать вывод, что в 3 «Б» классе, результаты анкетирования, уровня школьной мотивации намного ниже, чем результаты 2 «Б» класса.
Таблица № 5
Заключения по итогам диагностики «Определение доминирующих мотивов учения» обучающихся 2 «Б» класса МБОУ СОШ
№ |
Фамилия Имя обуч – ся |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1. |
В. А. |
6 |
||
2. |
Д. Н. |
5 |
||
3. |
З. Н. |
6 |
||
4. |
И. Р. |
6 |
||
5. |
К. Б. |
5 |
||
6. |
Л. А. |
8 |
||
7. |
М. В. |
5 |
||
8. |
М. А. |
5 |
||
9. |
М. Д. |
5 |
||
10. |
М. А. |
5 |
||
11. |
М. Н. |
8 |
||
12. |
С. Н. |
9 |
||
13. |
Т. К. |
5 |
Таблица № 6
Определение доминирующих мотивов учения обучающихся 2 «Б» класса МБОУ СОШ
Доминирующие мотивы учения (баллы) |
Количество школьников |
Количество школьников % |
Высокий уровень 9 – 8 |
3 |
23 |
Средний уровень 7 – 5 |
10 |
77 |
Низкий уровень 4 – 3 |
0 |
0 |
Анкета: «Определение доминирующих мотивов учения» Н. Г. Лускановой.
Цель: Определить уровень школьной мотивации обучающихся 2 «Б» класса.
Количественный анализ:
В анкетировании участвовало 13 человек 2 «Б» класса.
Высокий уровень 9-8 баллов – 23% обучающихся показали высокий уровень доминирующих мотивов учения.
Средний уровень 7-5 баллов – 77% обучающихся 2 «Б» класса, имеют средний уровень доминирующих мотивов учения.
Низкий уровень 4-3 баллов – обучающихся во 2 «Б» классе выявлено не было.
Качественный анализ:
Обучающиеся 2 «Б» класса с анкетированием справились. Высокий уровень доминирующих мотивов у 3 человек – 23% обучающихся, средний уровень доминирующих мотивов у 10 человек – 77%, детей с низким уровнем доминирующих мотивов не выявлено. Таким образом 100% обучающихся имеют высокий и средний уровни доминирующих мотивов учения.
Таблица № 7
Заключения по итогам диагностики «Определение доминирующих мотивов учения» обучающихся 3 «Б» класса МБОУ СОШ
№ |
Фамилия Имя обуч – ся |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1. |
А. С. |
5 |
||
2. |
Б. А. |
8 |
||
3. |
Б. И. |
3 |
||
4. |
Б. С. |
5 |
||
5. |
З. Е. |
6 |
||
6. |
И. Н. |
8 |
||
7. |
К. З. |
5 |
||
8. |
К. А. |
7 |
||
9. |
К. В. |
5 |
||
10. |
К. М. |
5 |
||
11. |
М. А. |
4 |
||
12. |
О. И. |
6 |
||
13. |
Ф. Л. |
9 |
Таблица № 8
Определение доминирующих мотивов учения обучающихся 3 «Б» класса МБОУ СОШ
Доминирующие мотивы учения (баллы) |
Количество школьников |
Количество школьников % |
Высокий уровень 9 – 8 |
3 |
23 |
Средний уровень 7 – 6 |
8 |
62 |
Низкий уровень 4 – 3 |
2 |
15 |
Анкета: «Определение доминирующих мотивов учения» Н. Г. Лускановой.
Цель: Определить уровень школьной мотивации обучающихся 3 «Б» класса.
Количественный анализ:
В анкетировании участвовало 13 человек 3 «Б» класса.
Высокий уровень 9-8 баллов – 23% обучающихся показали высокий уровень доминирующих мотивов учения.
Средний уровень 7-5 баллов – 62% обучающихся 3 «Б» класса, имеют средний уровень доминирующих мотивов учения.
Низкий уровень 4-3 балла – у 15% обучающихся.
Качественный анализ:
Обучающиеся 3 «Б» класса с анкетированием справились. Высокий уровень доминирующих мотивов учения у 3 человек – 23% обучающихся, средняя уровень у 8 человек – 62%, низкий уровень у 2 детей – 15%. Таким образом в 3 «Б» классе 85% обучающихся имеют высокий и средний уровни доминирующих мотивов учения, а 15% низкий уровень.
Диаграмма №2
«Определение доминирующих мотивов учения»
во 2 «Б» и в 3 «Б» классах.
В исследовании принимало 26 обучающихся, 13 детей 2 «Б» и 13 детей 3 «Б» классов. По результатам диаграммы видно, что во 2 «Б» классе 100% обучающихся имеют высокий и средний уровень мотивов учения, а в 3 «Б» классе только 85%, и 23% обучающихся по данному тесту имеют низкий уровень мотивов учения. Таким образом, можно сделать вывод, что в 3 «Б» классе результаты анкетирования «Определение доминирующих мотивов учения» ниже, чем результаты во 2 «Б» классе.
Из диаграммы №1 и диаграммы №2 видно, что у детей в 3 «Б» классе уровень школьной мотивации и доминирующие мотивы учения намного ниже, чем у детей во 2 «Б» классе. Могу предположить, что слабая мотивация у детей 3 «Б» класса связанна с тем, что интерес к учебной деятельности у детей на третьем году обучения снижается. Как было раннее установлено, ученики третьего класса больше всего не любят пересказывать прочитанное, списывать упражнения с доски, учить наизусть правила и стихи, а любят самостоятельно решать примеры и задачи, наблюдать за явлениями природы, лепить рисовать. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности.
Заключение
Мотивы учения являются предпосылкой учебной деятельности и её результатом, что в совокупности обеспечивает позитивную динамику формирования субъектных характеристик младших школьников. В младшем школьном возрасте становление учебной мотивации идёт путём смещения акцентов с социальных на познавательные мотивы, с дальнейшим укреплением их в качестве ведущих.
Учителю в практике формирования у младших школьников мотивации к учению следует отдавать приоритет таким педагогическим средствам, которые обеспечивают оптимальную теплоту взаимоотношений и адекватную трудность учебных задач.
Во второй главе дается краткая характеристика групп испытуемых. С данными группами были проведены анкетирования, целью выявить уровень развития мотивации учебной деятельности у младших школьников: «Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой», по результатам которой мы сделали вывод, что 100% обучающихся 2 «Б» класса МБОУ СОШ приспособлены к учебной деятельности и адаптировались в среднем звене, а в 3 «Б» классе только 77% обучающихся и 23% детей по данной диагностике имеют низкую школьную мотивацию, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе; анкета «Определение доминирующих мотивов учения Н.Г. Лускановой», по результатам которой мы сделали вывод, что во 2 «Б» классе 100% обучающихся имеют высокий и средний уровни мотивов учения, а в 3 «Б» классе только 85%, и 23% обучающихся по данному тесту имеют низкий уровень мотивов учения.
Таким образом можно сказать, что воспитанию положительной мотивации обучения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и обучающегося, помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у обучающихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости обучения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителя поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
В заключении хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности.