Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Формирование мотивов к учению в младшем школьном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица № 4

Оценка уровня школьной мотивации обучающихся 3 «Б» класса МБОУ СОШ

Уровень школьной мотивации (баллы)

Количество школьников

Количество школьников %

25 – 30

2

15

20 – 24

4

31

15 – 19

4

31

10 – 14

2

15

Ниже 10

1

8

Методика: «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой.

Цель: Выявить уровень школьной мотивации обучающихся 3 «Б» класса.

Количественный анализ:

В методике участвовало 13 человек 3 «Б» класса.

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. 15% обучающихся показали высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. 31% обучающихся 3 «Б» класса, имеют хорошую школьную мотивацию, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Таких обучающихся в 3 «Б» классе 31%.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. 15% обучающихся имеют низкую школьную мотивацию. Они находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении, с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем (8% обучающихся).

Качественный анализ:

Обучающиеся 3 «Б» класса с анкетированием справились. Высокий уровень мотивации у 2 человек – 15% обучающихся, хорошая школьная мотивация у 4 человек – 31%, положительное отношение к школе у 4 человек – 31%. Исключением стали трое обучающихся. У двоих детей наблюдается низкая школьная мотивация – 15%, а у одного ребенка негативное отношение к школе - 8%. Таким образом 77% обучающихся приспособлены к учебной деятельности, адаптировались в начальном звене, а 23% обучающихся по данному тесту имеют низкую школьную мотивацию, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.


Диаграмма №1

Уровень школьной мотивации во 2 «Б» и 3 «Б» классах

В исследовании принимало 26 обучающихся, 13 детей 2 «Б» и 13 детей 3 «Б» классов. По результатам диаграммы видно, что во 2 «Б» классе 100% обучающихся приспособлены к учебной деятельности, адаптировались в начальном звене, а в 3 «Б» классе только 77% обучающихся приспособлены к учебной деятельности и адаптировались в начальном звене, а 23% обучающихся по данной диагностике имеют низкую школьную мотивацию, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Таким образом, можно сделать вывод, что в 3 «Б» классе, результаты анкетирования, уровня школьной мотивации намного ниже, чем результаты 2 «Б» класса.

Таблица № 5

Заключения по итогам диагностики «Определение доминирующих мотивов учения» обучающихся 2 «Б» класса МБОУ СОШ

Фамилия Имя

обуч – ся

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

В. А.

6

2.

Д. Н.

5

3.

З. Н.

6

4.

И. Р.

6

5.

К. Б.

5

6.

Л. А.

8

7.

М. В.

5

8.

М. А.

5

9.

М. Д.

5

10.

М. А.

5

11.

М. Н.

8

12.

С. Н.

9

13.

Т. К.

5

Таблица № 6

Определение доминирующих мотивов учения обучающихся 2 «Б» класса МБОУ СОШ

Доминирующие мотивы учения (баллы)

Количество школьников

Количество школьников %

Высокий уровень 9 – 8

3

23

Средний уровень 7 – 5

10

77

Низкий уровень 4 – 3

0

0

Анкета: «Определение доминирующих мотивов учения» Н. Г. Лускановой.


Цель: Определить уровень школьной мотивации обучающихся 2 «Б» класса.

Количественный анализ:

В анкетировании участвовало 13 человек 2 «Б» класса.

Высокий уровень 9-8 баллов – 23% обучающихся показали высокий уровень доминирующих мотивов учения.

Средний уровень 7-5 баллов – 77% обучающихся 2 «Б» класса, имеют средний уровень доминирующих мотивов учения.

Низкий уровень 4-3 баллов – обучающихся во 2 «Б» классе выявлено не было.

Качественный анализ:

Обучающиеся 2 «Б» класса с анкетированием справились. Высокий уровень доминирующих мотивов у 3 человек – 23% обучающихся, средний уровень доминирующих мотивов у 10 человек – 77%, детей с низким уровнем доминирующих мотивов не выявлено. Таким образом 100% обучающихся имеют высокий и средний уровни доминирующих мотивов учения.

Таблица № 7

Заключения по итогам диагностики «Определение доминирующих мотивов учения» обучающихся 3 «Б» класса МБОУ СОШ

Фамилия Имя

обуч – ся

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

А. С.

5

2.

Б. А.

8

3.

Б. И.

3

4.

Б. С.

5

5.

З. Е.

6

6.

И. Н.

8

7.

К. З.

5

8.

К. А.

7

9.

К. В.

5

10.

К. М.

5

11.

М. А.

4

12.

О. И.

6

13.

Ф. Л.

9

Таблица № 8

Определение доминирующих мотивов учения обучающихся 3 «Б» класса МБОУ СОШ

Доминирующие мотивы учения (баллы)

Количество школьников

Количество школьников %

Высокий уровень 9 – 8

3

23

Средний уровень 7 – 6

8

62

Низкий уровень 4 – 3

2

15


Анкета: «Определение доминирующих мотивов учения» Н. Г. Лускановой.

Цель: Определить уровень школьной мотивации обучающихся 3 «Б» класса.

Количественный анализ:

В анкетировании участвовало 13 человек 3 «Б» класса.

Высокий уровень 9-8 баллов – 23% обучающихся показали высокий уровень доминирующих мотивов учения.

Средний уровень 7-5 баллов – 62% обучающихся 3 «Б» класса, имеют средний уровень доминирующих мотивов учения.

Низкий уровень 4-3 балла – у 15% обучающихся.

Качественный анализ:

Обучающиеся 3 «Б» класса с анкетированием справились. Высокий уровень доминирующих мотивов учения у 3 человек – 23% обучающихся, средняя уровень у 8 человек – 62%, низкий уровень у 2 детей – 15%. Таким образом в 3 «Б» классе 85% обучающихся имеют высокий и средний уровни доминирующих мотивов учения, а 15% низкий уровень.

Диаграмма №2

«Определение доминирующих мотивов учения»

во 2 «Б» и в 3 «Б» классах.

В исследовании принимало 26 обучающихся, 13 детей 2 «Б» и 13 детей 3 «Б» классов. По результатам диаграммы видно, что во 2 «Б» классе 100% обучающихся имеют высокий и средний уровень мотивов учения, а в 3 «Б» классе только 85%, и 23% обучающихся по данному тесту имеют низкий уровень мотивов учения. Таким образом, можно сделать вывод, что в 3 «Б» классе результаты анкетирования «Определение доминирующих мотивов учения» ниже, чем результаты во 2 «Б» классе.

Из диаграммы №1 и диаграммы №2 видно, что у детей в 3 «Б» классе уровень школьной мотивации и доминирующие мотивы учения намного ниже, чем у детей во 2 «Б» классе. Могу предположить, что слабая мотивация у детей 3 «Б» класса связанна с тем, что интерес к учебной деятельности у детей на третьем году обучения снижается. Как было раннее установлено, ученики третьего класса больше всего не любят пересказывать прочитанное, списывать упражнения с доски, учить наизусть правила и стихи, а любят самостоятельно решать примеры и задачи, наблюдать за явлениями природы, лепить рисовать. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности.

Заключение

Мотивы учения являются предпосылкой учебной деятельности и её результатом, что в совокупности обеспечивает позитивную динамику формирования субъектных характеристик младших школьников. В младшем школьном возрасте становление учебной мотивации идёт путём смещения акцентов с социальных на познавательные мотивы, с дальнейшим укреплением их в качестве ведущих.


Учителю в практике формирования у младших школьников мотивации к учению следует отдавать приоритет таким педагогическим средствам, которые обеспечивают оптимальную теплоту взаимоотношений и адекватную трудность учебных задач.

Во второй главе дается краткая характеристика групп испытуемых. С данными группами были проведены анкетирования, целью выявить уровень развития мотивации учебной деятельности у младших школьников: «Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой», по результатам которой мы сделали вывод, что 100% обучающихся 2 «Б» класса МБОУ СОШ приспособлены к учебной деятельности и адаптировались в среднем звене, а в 3 «Б» классе только 77% обучающихся и 23% детей по данной диагностике имеют низкую школьную мотивацию, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе; анкета «Определение доминирующих мотивов учения Н.Г. Лускановой», по результатам которой мы сделали вывод, что во 2 «Б» классе 100% обучающихся имеют высокий и средний уровни мотивов учения, а в 3 «Б» классе только 85%, и 23% обучающихся по данному тесту имеют низкий уровень мотивов учения.

Таким образом можно сказать, что воспитанию положительной мотивации обучения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и обучающегося, помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у обучающихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости обучения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителя поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

В заключении хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности.