Файл: Коллектив как фактор развития индивидуальности ребёнка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных в советской педагогике. Советской школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. К сожалению, очень часто они были порождением той тоталитарной модели общества, которая сложилась в советском союзе, и недостаточно учитывали интересы личности, целиком подчиняя ее целям, стоящим перед коллективом.

Воспитание – вторая после учения сторона социализации ребенка, приобретение им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими – результаты учения. Применительно к воспитанию ими являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения, применительно к обучению – знания, умения и навыки.

Воспитанием, его научным обоснованием, кроме психологии, занимаются философия, социология и педагогика. Главная задача воспитания это формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

Воспитание – это преднамеренно и сознательно организованный целенаправленный процесс социального формирования личности, состоящий в установлении определенных социальных отношений между воспитателем и воспитуемым и включающий как те или иные виды педагогического воздействия, так и деятельность воспитуемого. В процессе формирования, развития и воспитания личности определяющую роль играют различные институты воспитания. В целом система институтов воспитания направлена на воспроизводство социально необходимого типа личности человека. Каждый институт воспитания на формирование, развитие и воспитание личности школьника, имеет нечто общее и особенное.

Особенное определяется задачами, возможностями и функциями каждого института. Общее состоит в том, что во всех институтах воспитания воспитанники получают для решения своих возрастных задач те или иные возможности, которые целенаправленно создаются взрослыми. Таким образом, развитие личности происходит в них под определенным педагогическим воздействием и в определенной мере регулируется педагогами.


В коллективе каждого института воспитания организуется целенаправленное педагогическое воздействие на формирование воспитанника, то есть собственно процесс воспитания личности. Именно будучи субъектом, социально-педагогических отношений, которые создают педагоги при организации взаимодействия в процессе этой жизнедеятельности, личность воспитанника становится объектом воспитания. Другими словами, он становится объектом воспитания в той мере, в какой он становится субъектом процесса воспитания.

Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.В.Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, Е.А. Аркина, О.С. Богданова, И.Б. Первина и других выдающихся педагогов.

Педагоги рассматривают коллектив как важнейший инструмент воспитания личности. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связанны друг с другом. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обуславливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

Коллективное отношение будет выражено ярче, если члены коллектива будут более активны, и будут полнее использовать свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Цель исследования: изучить особенности детского коллектива как субъекта и объекта воспитательной деятельности.

Объект исследования: детский коллектив

Предмет исследования: процесс формирования детского коллектива

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при формировании детского коллектива необходимо создавать следующие психолого-педагогические условия:

укрепление классного содружества, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

– создание условий для интеллектуального, нравственного и культурного воспитания учащихся;

– оказание помощи ребёнку в раскрытии его индивидуальности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучить разработки теории коллектива в трудах отечественных педагогов;
  2. Рассмотреть понятие «коллектива», его признаки и структура;
  3. Определить, какое влияние оказывает детский коллектив на воспитание личности.
  4. Разработать методические рекомендации по развитию детского коллектива
  5. Подобрать психолого-педагогический инструментарий для изучения детского коллектива

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Исследование проводилось на базе ГБОУ «Школа № 1980», в исследовании принимало участие 28 учащихся 3 «Б» класса.

Глава 1. Теоретические основы изучения детского коллектива как объекта и субъекта воспитательной деятельности

    1. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом…». Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.[1]

Основной целью воспитания, считал А.В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим писал он, – воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше чем личными интересами». В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В. Луначарский.

Н.К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним, прежде всего, относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе. Первой опытной станции по народному образованию руководил С.Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны.[2]


В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики внес А.С. Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель – ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива».

А.С. Макаренко рассматривал детский коллектив не просто как механическое объединение личностей, а как сложное социальное образование, как живой социальный организм.

Особое внимание А. С. Макаренко уделял становлению и развитию коллектива, организации опыта коллективной жизни, формированию радостного самочувствия личности в коллективе, рассматривал детский коллектив как полноправное явление общественной жизни. Он подчеркивал, что педагоги должны направлять свои усилия на органическое слияние личных и общественных целей. Личная цель не должна затеряться среди коллективных целей деятельности. Он утверждал, что коллективное воспитание создает благоприятные условия для проявления каждой личности своей индивидуальности, своих сил и возможностей. В каждой личности коллектив должен воспитать самое главное – общественную направленность.

А.С. Макаренко уделял большое внимание первичному коллективу, развитию дружеских связей в нем. Предостерегал педагогов от опасности замыкания первичного коллектива в своих рамках.

В своей практической деятельности А. С. Макаренко занимался воспитанием актива, для этого он организовывал различные виды деятельности в коллективе, использовал определенную систему органов самоуправления. А. С. Макаренко стремился, чтобы каждый воспитанник осознавал свой долг перед коллективом, чтобы он в каждую минуту жизни был готов выполнять свой долг, не ожидая распоряжения, чтобы обладал инициативой и творческой деятельностью.

Учение А. С. Макаренко о системе перспективных линий имеет большое значение для воспитания подрастающего поколения. Коллектив всегда должен жить ожиданием завтрашней радости. Если коллектив достиг определенной цели, а новых устремлений на будущее нет, то такой коллектив останавливается в своем развитии. В коллективе обязательно должны быть определены его перспективные пути, это, по определению А. С. Макаренко, является законом движения коллектива.[3]

Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. Ведь коллектив занимает существенное место в процессе развития личности. Человек становится личностью в обществе других людей, он не может жить без общества себе подобных. Личностью человек не рождается, а становится. Не случайно Л. Н. Толстой писал что «человек не мыслим без общества». В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства, чувство защищенности, формируется уважение к людям понимание их желаний, мыслей, чувств.


Последовательное развитие идеи А.С. Макаренко получили в трудах и опыте Ф.Ф.Брюховецкого, В.А. Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, В.А. Сухомлинский предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А. Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.[4]

Многолетняя педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.

Заслугой В. А. Сухомлинского является учение о постепенном переходе от трудовой деятельности для первичного и общешкольного коллектива к труду на благо всего общества. При этом труд, подчеркивал он, должен доставлять радость детям, воспитывать у них гуманистические устремления. Обращаясь к учителям, В. А. Сухомлинский говорил, что, воспитывая коллектив, надо уметь видеть в нем каждого ребенка и заботливо его воспитывать.

Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникают система межличностных, деловых и эмоционально – психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле коллектива, проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях нравственных принципах, психологическом климате.

С начала 20-х до 60-х гг. ХХ в. Проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества.[5]