Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Формирование мотивов к учению в младшем школьном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Считаем, что гипотеза исследования доказана, цель работы достигнута, т.к. выполнены следующие задачи:

1. На основе анализа научной психолого-педагогической литературы раскрыть и проанализировать понятия мотив, мотивация, мотивационная сфера.

2. Охарактеризовать учебную мотивацию и особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.

3. Провести исследование уровня мотивации в учебной деятельности обучающихся.

4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Учебники и учебные пособия

  1. Агафонова В. А. Формирование и повышение мотивации к учению у младших школьников // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 2 (7). С. 79-80.
  2. Бардин К. В. Чтобы ребенок успешно учился. – М. : Педагогика, 2008.
  3. Бывшева М. В. Мотивация к учению у младшего школьника: история субъектности // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С. 14-19.
  4. Валисова Т. В. Формирование мотивации к учению у первоклассников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 37. С. 87-88.
  5. Вершинина Н. В. Мотивация младших школьников к учению // Альманах мировой науки. 2016. № 1-2 (4). С. 57-59.
  6. Гасанова С.Х., Магомедова Ф.Д. Мотивация учения и системно-деятельностный подход в работе с младшими школьниками // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 3 (24). С. 61-64.
  7. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2012. - 464 с.
  8. Дэкерс В.К. Мотивация: теория и практика / В.К. Дэкерс. - М., 2017.
  9. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск, 2015. - 140 с.
  10. Егенова Г. Э. Мотивация учения – основное условие успешного обучения // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 3. С. 14-17.
  11. Жулина Г.Н., Хан В.Г. Проблема развития мотивации учения младших школьников // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2013. № 1. С. 285-288.
  12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2015. - 304 с.
  13. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2014. - 256 с.
  14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Режим доступа: http://sfedu.ru/docs/program_razv/koncept_modern.doc. - Дата обращения: 31.03.2014.
  15. Кочкина Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: Дис. канд. пед. наук. - М., 2015. - 184 с.
  16. Критерии готовности учащегося к профессиональному самоопределению / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Филология, 2015. - 111 с.
  17. Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении / В.Н. Кудрявцев. - М.: Норма, 2017.
  18. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 2015. - №2. - С. 51 - 60.
  19. Левин К. Динамическая психология / К. Левин. - СПб: Смысл, 2014. - 576 с.
  20. Левитов Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2016. - 424 с.
  21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 2014.
  22. Леонтьев Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М., 2016.
  23. Литвин О.Н. Формирование готовности школьников к выбору профессии в процессе изучения курса «Трудовое обучение и черчение»: Дис. канд. пед. наук. - М., 2015.
  24. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М., 2017.
  25. Макеева Е. А. Формирование мотивации учения у младших школьников // В сборнике: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. 2015. С. 391-397.
  26. Нимаева Е. Г. Мотивация учения как одно из условий повышения качества образования в условиях начальной школы // В сборнике: Актуальные задачи педагогики материалы III Международной научной конференции. 2013. С. 113-114.
  27. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе / А.В. Петровский. - М.: Наука, 2015. - 248 с.
  28. Петрушина А.В. Формирование профессионально-педагогической направленности специалиста в условиях дополнительного образования: Дис. канд. пед. наук. - М., 2016. - 169 с.
  29. Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / В.А. Поляков // Педагогика. - 2016. - №5. - С. 33 - 37.
  30. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2014. - 320 с.
  31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.
  32. Султыгова Х. Возрастные особенности младших школьников в контексте формирования мотивации учения // Рефлексия. 2016. № 2. С. 59-65.
  33. Троицкая Г. Ю. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности // В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2015. С. 206-208.
  34. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М. : Педагогика, 2008.
  35. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ А

«Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой».

1. Тебе нравится в школе или не очень?

1) не очень;

2) нравится;

3) не нравится.

2. Утром когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома?

1) чаще хочется остаться дома;

2) бывает по-разному;

3) иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

1) не знаю;

2) остался бы дома;

3) пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

1) не нравится;

2) бывает по – разному;

3) нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

1) хотел бы;

2) не хотел бы;

3) не знаю;

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю;

б) не хотел бы;

в) хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

1) часто;

2) редко;

3) не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был строгий учитель?

1) точно не знаю;

2) хотел бы;

3) не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

1) мало;

2) много;

3) нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

1) нравятся;

2) не очень;

3) не нравятся.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкета «Определение доминирующих мотивов учения Н. Г. Лускановой»

1.Понимаю, что ученик должен, хорошо учится-2

2. Стремлюсь точно и быстро выполнять требования учителя-2

3. Понимаю, что знания нужны мне для будущего-2

4. Хочу быть культурным и развитым человеком-2

5. Хочу получать хорошие отметки-1

6. Хочу получать одобрение учителей и родителей-1

7. Хочу быть лучшим учеником в классе-1

8. Хочу занять достойное место среди товарищей-1

9. Хочу, чтобы не ругали родители учителя-1

10. Не хочу получать плохие отметки-1

11. Люблю узнавать новое-3

12. Нравится когда учитель рассказывает интересно-3

13. Люблю думать и рассуждать на уроках-3

14. Люблю выполнять сложные задания и преодолевать трудности-3

Интерпретация результатов.

Полученные результаты учащихся можно отнести к одному из уровней мотивации:

Высокий уровень мотивации 9 – 8 б.

Средний уровень мотивации 7 – 5 б.

Низкий уровень мотивации 4 – 3 б.

Анализ определения доминирующих мотивов учения.

Широко социальные мотивы:

Мотивы долга и ответственности (1 – 2)


Самоопределения и самосовершенствования (3-4)

Узко личностные мотивы:

Мотивы благополучия (5 – 6)

Престижности (7 –8)

Избегание неприятностей (9 – 10)

Учено–познавательные мотивы:

Мотивация содержанием (11 – 12)

Мотивация процессом учения (13 – 14).

  1. Бывшева М. В. Мотивация к учению у младшего школьника: история субъектности // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С. 14-19.

  2. Бывшева М. В. Мотивация к учению у младшего школьника: история субъектности // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С. 14-19.

  3. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. – С. 159.

  4. Троицкая Г. Ю. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности // В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2015. С. 206-208.

  5. Троицкая Г. Ю. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности // В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2015. С. 206-208.

  6. Егенова Г. Э. Мотивация учения – основное условие успешного обучения // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 3. С. 14-17.

  7. Бывшева М. В. Мотивация к учению у младшего школьника: история субъектности // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С. 14-19.

  8. Троицкая Г. Ю. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности // В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2015. С. 206-208.

  9. Нимаева Е. Г. Мотивация учения как одно из условий повышения качества образования в условиях начальной школы // В сборнике: Актуальные задачи педагогики материалы III Международной научной конференции. 2013. С. 113-114.

  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. – С. 137.

  11. Егенова Г. Э. Мотивация учения – основное условие успешного обучения // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 3. С. 14-17.

  12. Вершинина Н. В. Мотивация младших школьников к учению // Альманах мировой науки. 2016. № 1-2 (4). С. 57-59.

  13. Гасанова С.Х., Магомедова Ф.Д. Мотивация учения и системно-деятельностный подход в работе с младшими школьниками // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 3 (24). С. 61-64.

  14. Жулина Г.Н., Хан В.Г. Проблема развития мотивации учения младших школьников // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2013. № 1. С. 285-288.