Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Формирование мотивов к учению в младшем школьном возрасте).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации учения в младшем школьном возрасте
1.1 Формирование мотивов к учению в младшем школьном возрасте
1.2. Педагогические средства формирования мотивации к учению у младших школьников
2.1. Краткая характеристика группы испытуемых
2.2. Анализ результатов исследования
Игра хорошо сочетается с другими видами детской деятельности: двигательной, коммуникативной, музыкально-эстетической. Игра может быть длительной - как, например, «Снежные баталии», «Путешествие к звездам»; такие игры могут оформить и занять целый учебный день. Кратковременные, ситуативные игры, например «Телеграф», «Снежный ком», «Третий лишний», эмоционально насыщают, дополняют и расширяют урок или занятие кружка.
Систематическое и целенаправленное включение игр в педагогические
взаимодействия способствует плавному смещению социальных мотивов младших школьников к мотивам познавательного рода. Результат будет получен за счёт специально подобранного содержания игры и грамотной педагогической тактики её ведения. При этом ребенок сможет увидеть, что удача в игре достигается путём прояснения сложных вопросов на фоне позитивных межличностных отношений со сверстниками. А это уже этап осознания детьми значимости знаний в жизни человека и необходимости приобретать их систематически в совместной деятельности, что прямо указывает на формирование субъектных характеристик у школьников[14].
Подводя итоги, мы делаем следующие выводы:
1. Мотивы обучения являются предпосылкой для обучения деятельности и ее результата, что вместе создает положительную динамику формирования субъективных характеристик младших школьников;
2. в младшем школьном возрасте формирование мотивации обучения происходит путем смещения акцента с социального на когнитивные мотивы с последующим укреплением их как ведущих;
3. Учителю в процессе формирования среди младших школьников мотивации к обучению следует уделять приоритетное внимание таким педагогическим средствам, которые обеспечивают оптимальное тепло отношений и адекватную трудность учебных задач.
Учебные мероприятия имеют неоценимый потенциал для развития.
Личность младшего ученика и учителя должна начинаться с самого главного - поддерживать рост мотивации обучения у детей начального школьного возраста.
Выводы по первой главе
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя - не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по определению мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе
2.1. Краткая характеристика группы испытуемых
Для изучения мотивации учебной работы на уроках в начальной школе младших школьников, было проведено исследование. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ, во 2 «Б» и 3 «Б» классах.
Во 2 «Б» классе обучается 13 человек, 6 мальчиков и 7 девочек. Преимущественно ребята одного возраста. Во втором классе на повторный год обучения была оставлена М. В., которая имеет слабые способности в обучении. По характеру девочка спокойная, не конфликтная, исполнительная.
Результаты успеваемости 2 Б класса среднего уровня. Обучающиеся С. Н., И Р. и М. Н. имеют хорошие результаты в обучении, но в классе есть дети с низким уровнем знаний В. А., М. Л., М. Д., М. А. и Т. К., у них слабо развита память, испытывают затруднения в изучении нового материала. М. С., М. В. и В. А. требуется индивидуальная помощь учителя.
В классе дисциплина на должном уровне, но есть обучающиеся, которые иногда ее нарушают М. С. и Л. А. Дети Л. А., И. Р., С. Н., М. С. и М. Н. активны в жизни класса. Ребята с удовольствием выполняют поручения классного руководителя и свои обязанности в классе, но есть ученики менее активны, в силу своей скромности и застенчивости
Детей в классе можно назвать дружными. Они помогают друг другу, если у кого-то что-то не получается. На уроках, по необходимости, всегда делятся школьными принадлежностями.
В 3 «Б» классе обучается 13 человек, 8 мальчиков и 5 девочек. Преимущественно ребята одного возраста.
Результаты успеваемости 3 Б класса среднего уровня. За время обучения в школе выявлена группа детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса (Б. А., Б. С., И. Н., Ф. Л.), есть ученики, которые присматриваются, осторожничают, не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал (К. З., К. М., К. А.).
Есть ученики, которые обладают неустойчивым вниманием, дольше других включается в работу, с трудом переключает свое внимание с одного вида деятельности на другой, нуждается в постоянной поддержке учителя (Б. И., К. В., М. А.).
В классе выявлена группа ребят, которые являются лидерами и другие дети «тянутся» к ним: И. Н., Ф. Л.
Большинство учеников класса открыты и легки в общении. За небольшим исключением дети в классе неконфликтны, легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками.
В исследовании были применены диагностики с целью выявить уровень развития мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Чтобы определить мотивы учения обучающегося, необходимо вести систематические наблюдения за характером учебной деятельности и проводить специальные исследования. Исследование проводилось методом письменного опроса с применением анкет: «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой, так как он позволяет лучшим образом отражать отношение детей к школе и учебному процессу и «Анкета определения доминирующих мотивов учения» Н. Г. Лускановой, по которому можно определить уровень учебной мотивации обучающихся.
Цель исследования: выявить уровень школьной мотивации.
Задачи:
1. Оценить уровень мотивации учения младших школьников.
2. Проанализировать особенности динамики мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Исследование проводилось во 2 «Б» классе - возраст 7-8 лет (13 чел.) и в 3 «Б» классе 8-9 лет (13 чел.).
Вопросы анкет «Оценка уровня школьной мотивации» и «Определение доминирующих мотивов учения» (см. Приложение А; Приложение Б).
Обучающимся раздали бланки анкет для оценки уровня школьной мотивации (приложение А), а затем была дана инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса». Далее, детям раздали бланки анкеты определения доминирующих мотивов учения (приложение Б), и дана инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен список утверждений. Внимательно изучите этот список и выберите три наиболее важных мотива, которые характеризуют ваше отношение к учебе. Номер выбранного утверждения обведите в кружок. Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов».
После того, как испытуемые отметили свои ответы, анкеты были собраны, а детей поблагодарили за участие в исследовании.
2.2. Анализ результатов исследования
После обработки результатов исследования получены следующие данные:
Таблица № 1
Заключения по итогам диагностики уровня школьной мотивации обучающихся 2 «Б» класса МБОУ СОШ
№ |
Фамилия Имя обуч – ся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
В. А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0 |
1 |
2. |
Д. Н. |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
0 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3. |
З. Н. |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
4. |
И. Р. |
3 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5. |
К. Б. |
3 |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
3 |
6. |
Л. А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
7. |
М. В. |
3 |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
3 |
3 |
3 |
3 |
8. |
М. А. |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
3 |
3 |
9. |
М. Д. |
3 |
3 |
3 |
3 |
0 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
10. |
М. А. |
1 |
3 |
0 |
3 |
0 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
11. |
М. Н. |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
12. |
С. Н. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0 |
3 |
1 |
13. |
Т. К. |
0 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
3 |
Таблица № 2
Оценка уровня школьной мотивации обучающихся 2 «Б» класса МБОУ СОШ
Уровень школьной мотивации (баллы) |
Количество школьников |
Количество школьников % |
25 – 30 |
4 |
31 |
20 – 24 |
6 |
46 |
15 – 19 |
3 |
23 |
10 – 14 |
0 |
0 |
Ниже 10 |
0 |
0 |
Методика: «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой.
Цель: Выявить уровень школьной мотивации обучающихся 2 «Б» класса.
Количественный анализ:
В методике участвовало 13 человек 2 «Б» класса.
Первый уровень. 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. 31% обучающихся показали высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Второй уровень. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство обучающихся 2 «Б» класса, успешно справляющихся с учебной деятельностью. 46% обучающихся имеют хорошую школьную мотивацию.
Третий уровень. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. У 23% обучающихся наблюдается положительное отношение к школе, но школа привлекает их больше внеучебными сторонами.
Четвертый уровень (низкая школьная мотивация) и пятый уровень (негативное отношение к школе) обучающихся во 2 «Б» классе выявлено не было.
Качественный анализ:
Обучающиеся 2 «Б» класса с анкетированием справились успешно. Высокий уровень мотивации у 4 человек - 31% обучающихся, хорошая школьная мотивация у 6 человек - 46%, положительное отношение к школе у 3 человек - 23%. Таким образом 100% обучающихся приспособлены к учебной деятельности, адаптировались в начальном звене. По данному тесту обучающихся с низкой школьной мотивацией и детей, находящихся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, выявлено не было.
Таблица № 3
Заключения по итогам диагностики уровня школьной мотивации обучающихся 3 «Б» класса МБОУ СОШ.
№ |
Фамилия Имя обуч – ся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
А. С. |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
0 |
3 |
3 |
0 |
1 |
2. |
Б. А. |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
0 |
3 |
3. |
Б. И. |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
4. |
Б. С. |
3 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5. |
З. Е. |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
6. |
И. Н. |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
7. |
К. З. |
1 |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
3 |
3 |
1 |
1 |
8. |
К. А. |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
1 |
1 |
9. |
К. В. |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
10. |
К. М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
11. |
М. А. |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
12. |
О. И. |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0 |
3 |
1 |
13. |
Ф. Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |