Файл: Понятие и классификация функций государства (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Понятие и признаки функций государства
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Внутренние функции государства
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
3.1. Правовые формы осуществления функций государства
3.2. Организационные формы осуществления функций государства
Однако для реализации этих функций субъекты государственной власти должны постоянно осуществлять определенный набор других функций, к числу которых относятся следующие:
Во-первых, представительские функции – функции представительства государства в целом и всех его граждан, прежде всего представительства их собственных интересов, во всех его структурах, включая его организации, органы и учреждения, а также в отношениях с другими государствами;
Во-вторых, регулятивные, или организационно-управленческие функции, – функции организации, упорядочения, координации, согласования общих дел, общей деятельности и отношений всех граждан государства во всех его частях, включая его организации, органы и учреждения, и функции регулирования протекающих в государстве процессов;
В-третьих, мобилизационные функции – функции мобилизации необходимых ресурсов, т.е. функция сбора налогов, формирования и использования общего бюджета, финансов, других материальных, людских, информационных ресурсов, функция изготовления денежных знаков[12].
Рассмотрим иные классификации функций государства, представленные в учебной литературе по теории государства и права.
Функции государства классифицируют по характеру государственного воздействия на общественные отношения на:
- охранительные;
- регулятивные.
Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).
Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.).
Виды функций государства по важности для общества подразделяют на основные и неосновные (или подфункции). К примеру, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта.
Функции государства по времени действия классифицируют на постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация беспризорности);
Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения делятся на:
- ориентированные на определенные социальные слои (классовые);
- общесоциальные (надклассовые)[13].
Наряду с классификациями функций, рассмотренными выше, Н.А. Власенко разделяет также функции государства в зависимости от объекта государственного воздействия на экономические, социальные, идеологические, экологические, обороны, финансового контроля, охраны правопорядка и т.п. Кроме того, Н.А. Власенко классифицирует функции государства с позиции принципа разделения властей на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные[14].
Подводя итоги по вопросу о классификациях функций государства необходимо отметить, что в теории государства и права не сложилось единого подхода к выделению оснований для классификации функций государства. На наш взгляд, такой «разброс» различных мнений и подходов объясняется слиянием, объединением, взаимодействием всех видов функций государства между собой, что, в свою очередь, является следствием происходящих в настоящем мире процессов информатизации, глобализации и интеграции.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Внутренние функции государства
В настоящее время, на наш взгляд, деление функций на внешние и внутренние утрачивает свою значимость, что обусловлено следующими причинами:
В большинстве случаев жесткое противостояние двух систем социалистических и буржуазных (империалистических, капиталистических и т. п.) государств в мире устранено. Такое противостояние применительно к функциям государств создавало основу для четкого разграничения функций на внутренние и внешние. Исходя из этого, исследователи имели возможность выделить такие внешние функции, как оборона страны от опасности внешнего нападения, борьба за мир и мирное сосуществование с капиталистическими странами, укрепление дружбы, братского сотрудничества и взаимопомощи стран мировой системы социализма[15].
Но характер международных отношений уже значительно изменился: резко повысилась интенсивность межгосударственного общения,
что, естественно, отразилось на функциях государств. Эти изменения в основном сводятся к следующему: существенно увеличился перечень вопросов, разрешаемых на межгосударственном уровне; многие проблемы, традиционно считавшиеся внутренним делом каждой страны, за последние десятилетия переместились из разряда внутриполитических в разряд проблем, нуждающихся в коллективном разрешении двумя или более государствами; в мире неизбежно возрастает роль международных организаций, как тех, которые имеют относительно долгую историю существования (ООН), так и созданных недавно (АТЭС); устанавливаемые этими организациями требования, как правило, являются обязательными для государств-участников и для государств, претендующих на членство в этих организациях; большинство сфер внутренней политики государства представляют собой «открытые системы», находящиеся в постоянном взаимодействии с аналогичными системами других стран (это в основном касается сферы экономики, чему примером может служить финансово-экономический кризис 2008 года).
К числу основных внутренних функций современного российского государства принято относить: функцию охраны прав и свобод человека и гражданина; экономическую; функцию налогообложения; экологическую; функцию социальной защиты; культурную функцию.
В некоторых источниках предлагается другое наименование государственных функций, хотя в содержательном плане различные системы функций, как правило, не сильно различаются.
Обращаясь к функции охраны прав и свобод человека и гражданина, следует отметить, что под ее реализацией понимают в первую очередь
правоохранительную деятельность государства, направленную на обеспечение законности и правопорядка, осуществление закрепленной в ст. 2 Конституции РФ обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Эта внутригосударственная деятельность представляет собой лишь центральный элемент реализации функции охраны прав и свобод человека и гражданина, который существует во взаимодействии с совокупностью внешнеполитических элементов, не позволяющих на сегодняшний день относить названную функцию однозначно к внутренней.
Внешнеполитическими элементами реализации рассматриваемой функции являются:
1) нормативно-правовые источники охраняемых прав и свобод. Конституция РФ[16] в ч. 4 ст. 15 признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров над нормами внутреннего законодательства России. Это в первую очередь касается норм международного права, затрагивающих вопросы признания, защиты и гарантий прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ). Поэтому значительное место среди нормативных правовых источников, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина, принадлежит международным правовым актам: Всеобщей декларации прав человека[17]; Конвенции о защите прав человека и основных свобод[18]; Конвенции о правах ребенка[19] и др.;
2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые, в соответствии с Конституцией РФ, являются составной частью ее правовой системы;
3) обязательность присоединения к отдельным международным договорам о правах и свободах человека и исполнения содержащихся в
них условий при вступлении (членстве) государства в определенные международные организации (например, в Совет Европы). Стремление государства вступить в такую организацию будет влиять соответствующим образом на реализацию им функции охраны прав и свобод человека и гражданина;
4) возможность применения санкций к государству со стороны международных организаций или отдельных государств за неисполнение общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав и свобод человека. При этом угроза применения международных санкций существует даже в отношении государств, не являющихся участниками ключевых международных соглашений по правам человека, поскольку несоблюдение минимальных стандартов обеспечения прав человека приводит такое государство к отчуждению от большинства стран мира;
5) участие государства в лице компетентных органов в работе межгосударственных правоохранительных организаций (Интерпол, Координационный совет генеральных прокуроров государств—участников СНГ, Консультативный совет европейских прокуроров и др.);
6) предусмотренное ч. 3 ст. 46 Конституции РФ право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Наиболее известным и авторитетным межгосударственным органом является Европейский суд по правам человека в г. Страсбурге. При этом
обращения граждан в межгосударственные правозащитные органы нередко связаны с нарушением прав, допущенных органами государственной власти;
7) обязанность российского государства, предусмотренная ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, защищать права и свободы своих граждан не только внутри страны, но и за ее пределами.
Названные аспекты указывают на то, что реализация функции охраны прав и свобод человека и гражданина осуществляется как внутригосударственными средствами, так и действиями, направленными за пределы страны, что подтверждает ошибочность отнесения данной
функции однозначно к числу внутренних.
В условиях жесткой интеграции экономической системы практически любого государства (за исключением, например, КНДР) в мировую
экономику, функционирования международных органов и организаций управления экономическими процессами (Европейский центральный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и др.), развития транснациональных корпораций, отказа центральных банков большинства государств от создания исключительно золотых резервов и перехода к использованию золотовалютных резервов, включающих различные резервные валюты, подверженные ценовым колебаниям, экономическая функция государства будет носить комплексный характер внутренней и внешней функции.
Функция налогообложения. Налоговая политика государства — одно из наиболее важных его качеств, оцениваемых другими державами. Как известно, обеспечение благоприятного налогового климата для предпринимателей способствует привлечению в страну инвесторов, создающих здесь свои предприятия, что, в свою очередь, оказывает воздействие на трудовую миграцию. Аналогично можно рассматривать и ситуацию с налогами на жителей государства: их снижение способно привлечь в страну лиц, желающих приобрести недвижимость или земельные участки.
Экологическая функция — это относительно новое направление деятельности большинства государств, ориентированное на охрану окружающей среды, предупреждение техногенных аварий, способных нанести ущерб окружающей среде, и природных катастроф, а также на обеспечение эффективного природопользования. Обострение экологической ситуации в мире заставляет различные страны объединять свои усилия с целью предупредить и предотвратить негативные последствия воздействия названных факторов на экологию, что обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, природные катастрофы могут быть настолько масштабными, что устранение их последствий одним государством ни с финансовой, ни с организационной точки зрения оказывается невозможным.
Во-вторых, последствия техногенных и природных экологических катастроф могут носить трансграничный характер, и государства, соседствующие с местом катастрофы, не смогут избежать их негативных проявлений.
В-третьих, реализация экологической функции имеет специфичный характер: совокупность природных объектов находится во взаимосвязи друг с другом независимо от государственных границ, и незначительные изменения одного объекта сказываются на остальных. Кроме того, некоторые единые природные объекты могут располагаться на территории двух или более государств, например, пограничная река Амур — это природный объект, относящийся к территории Российской Федерации и Китая[20].
Функция социальной защиты представляет собой деятельность государства по созданию нормальных условий жизни всего общества и его отдельных представителей[21]. Данная функция практически полностью реализуется посредством внутригосударственных мероприятий. Из внешних факторов, влияющих на ее осуществление, можно отметить принятие Российской Федерацией на себя обязательств по международным договорам, относящимся к отдельным проблемам социальной функции, например, установление минимальных стандартов социального обеспечения инвалидов, правовые акты ВОЗ или МОТ. Но в целом социальную политику можно отнести к внутренней функции государства.