Файл: Понятие и классификация функций государства (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако для реализации этих функций субъекты государственной власти должны постоянно осуществлять определенный набор других функций, к числу которых относятся следующие:

Во-первых, представительские функции – функции представительства государства в целом и всех его граждан, прежде всего представительства их собственных интересов, во всех его структурах, включая его организации, органы и учреждения, а также в отношениях с другими государствами;

Во-вторых, регулятивные, или организационно-управленческие функции, – функции организации, упорядочения, координации, согласования общих дел, общей деятельности и отношений всех граждан государства во всех его частях, включая его организации, органы и учреждения, и функции регулирования протекающих в государстве процессов;

В-третьих, мобилизационные функции – функции мобилизации необходимых ресурсов, т.е. функция сбора налогов, формирования и использования общего бюджета, финансов, других материальных, людских, информационных ресурсов, функция изготовления денежных знаков[12].

Рассмотрим иные классификации функций государства, представленные в учебной литературе по теории государства и права.

Функции государства классифицируют по характеру государственного воздействия на общественные отношения на:

- охранительные;

- регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.).

Виды функций государства по важности для общества подразделяют на основные и неосновные (или подфункции). К примеру, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта.

Функции государства по времени действия классифицируют на постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация беспризорности);

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения делятся на:

-  ориентированные на определенные социальные слои (классовые);

- общесоциальные (надклассовые)[13]

Наряду с классификациями функций, рассмотренными выше, Н.А. Власенко разделяет также функции государства в зависимости от объекта государственного воздействия на экономические, социальные, идеологические, экологические, обороны, финансового контроля, охраны правопорядка и т.п. Кроме того, Н.А. Власенко классифицирует функции государства с позиции принципа разделения властей на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные[14].


Подводя итоги по вопросу о классификациях функций государства необходимо отметить, что в теории государства и права не сложилось единого подхода к выделению оснований для классификации функций государства. На наш взгляд, такой «разброс» различных мнений и подходов объясняется слиянием, объединением, взаимодействием всех видов функций государства между собой, что, в свою очередь, является следствием происходящих в настоящем мире процессов информатизации, глобализации и интеграции.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Внутренние функции государства

В настоящее время, на наш взгляд, деление функций на внешние и внутренние утрачивает свою значимость, что обусловлено следующими причинами:

В большинстве случаев жесткое противостояние двух систем социалистических и буржуазных (империалистических, капиталистических и т. п.) государств в мире устранено. Такое противостояние применительно к функциям государств создавало основу для четкого разграничения функций на внутренние и внешние. Исходя из этого, исследователи имели возможность выделить такие внешние функции, как оборона страны от опасности внешнего нападения, борьба за мир и мирное сосуществование с капиталистическими странами, укрепление дружбы, братского сотрудничества и взаимопомощи стран мировой системы социализма[15].

Но характер международных отношений уже значительно изменился: резко повысилась интенсивность межгосударственного общения,
что, естественно, отразилось на функциях государств. Эти изменения в основном сводятся к следующему: существенно увеличился перечень вопросов, разрешаемых на межгосударственном уровне; многие проблемы, традиционно считавшиеся внутренним делом каждой страны, за последние десятилетия переместились из разряда внутриполитических в разряд проблем, нуждающихся в коллективном разрешении двумя или более государствами; в мире неизбежно возрастает роль международных организаций, как тех, которые имеют относительно долгую историю существования (ООН), так и созданных недавно (АТЭС); устанавливаемые этими организациями требования, как правило, являются обязательными для государств-участников и для государств, претендующих на членство в этих организациях; большинство сфер внутренней политики государства представляют собой «открытые системы», находящиеся в постоянном взаимодействии с аналогичными системами других стран (это в основном касается сферы экономики, чему примером может служить финансово-экономический кризис 2008 года).


К числу основных внутренних функций современного российского государства принято относить: функцию охраны прав и свобод человека и гражданина; экономическую; функцию налогообложения; экологическую; функцию социальной защиты; культурную функцию.

В некоторых источниках предлагается другое наименование государственных функций, хотя в содержательном плане различные системы функций, как правило, не сильно различаются.

Обращаясь к функции охраны прав и свобод человека и гражданина, следует отметить, что под ее реализацией понимают в первую очередь
правоохранительную деятельность государства, направленную на обеспечение законности и правопорядка, осуществление закрепленной в ст. 2 Конституции РФ обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Эта внутригосударственная деятельность представляет собой лишь центральный элемент реализации функции охраны прав и свобод человека и гражданина, который существует во взаимодействии с совокупностью внешнеполитических элементов, не позволяющих на сегодняшний день относить названную функцию однозначно к внутренней.

Внешнеполитическими элементами реализации рассматриваемой функции являются:

1) нормативно-правовые источники охраняемых прав и свобод. Конституция РФ[16] в ч. 4 ст. 15 признает приоритет общепризнанных  принципов и норм международного права и положений международных договоров над нормами внутреннего законодательства России. Это в первую очередь касается норм международного права, затрагивающих вопросы признания, защиты и гарантий прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ). Поэтому значительное место среди нормативных правовых источников, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина, принадлежит международным правовым актам: Всеобщей декларации прав человека[17]; Конвенции о защите прав человека и основных свобод[18]; Конвенции о правах ребенка[19] и др.;

2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые, в соответствии с Конституцией РФ, являются составной частью ее правовой системы;

3) обязательность присоединения к отдельным международным договорам о правах и свободах человека и исполнения содержащихся в
них условий при вступлении (членстве) государства в определенные международные организации (например, в Совет Европы). Стремление государства вступить в такую организацию будет влиять соответствующим образом на реализацию им функции охраны прав и свобод человека и гражданина;


4) возможность применения санкций к государству со стороны международных организаций или отдельных государств за неисполнение общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав и свобод человека. При этом угроза применения международных санкций существует даже в отношении государств, не являющихся участниками ключевых международных соглашений по правам человека, поскольку несоблюдение минимальных стандартов обеспечения прав человека приводит такое государство к отчуждению от большинства стран мира;

5) участие государства в лице компетентных органов в работе межгосударственных правоохранительных организаций (Интерпол, Координационный совет генеральных прокуроров государств—участников СНГ, Консультативный совет европейских прокуроров и др.);

6) предусмотренное ч. 3 ст. 46 Конституции РФ право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Наиболее известным и авторитетным межгосударственным органом является Европейский суд по правам человека в г. Страсбурге. При этом
обращения граждан в межгосударственные правозащитные органы нередко связаны с нарушением прав, допущенных органами государственной власти;

7) обязанность российского государства, предусмотренная ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, защищать права и свободы своих граждан не только внутри страны, но и за ее пределами.

Названные аспекты указывают на то, что реализация функции охраны прав и свобод человека и гражданина осуществляется как внутригосударственными средствами, так и действиями, направленными за пределы страны, что подтверждает ошибочность отнесения данной
функции однозначно к числу внутренних.

В условиях жесткой интеграции экономической системы практически любого государства (за исключением, например, КНДР) в мировую
экономику, функционирования международных органов и организаций управления экономическими процессами (Европейский центральный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и др.), развития транснациональных корпораций, отказа центральных банков большинства государств от создания исключительно золотых резервов и перехода к использованию золотовалютных резервов, включающих различные резервные валюты, подверженные  ценовым колебаниям, экономическая функция государства будет носить комплексный характер внутренней и внешней функции. 


Функция налогообложения. Налоговая политика государства — одно из наиболее важных его качеств, оцениваемых другими державами. Как известно, обеспечение благоприятного налогового климата для предпринимателей способствует привлечению в страну инвесторов, создающих здесь свои предприятия, что, в свою очередь, оказывает воздействие на трудовую миграцию. Аналогично можно рассматривать и ситуацию с налогами на жителей государства: их снижение способно привлечь в страну лиц, желающих приобрести недвижимость или земельные участки.

Экологическая функция — это относительно новое направление деятельности большинства государств, ориентированное на охрану окружающей среды, предупреждение техногенных аварий, способных нанести ущерб окружающей среде, и природных катастроф, а также на обеспечение эффективного природопользования. Обострение экологической ситуации в мире заставляет различные страны объединять свои усилия с целью предупредить и предотвратить негативные последствия воздействия названных факторов на экологию, что обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, природные катастрофы могут быть настолько масштабными, что устранение их последствий одним государством ни с финансовой, ни с организационной точки зрения оказывается невозможным.

Во-вторых, последствия техногенных и природных экологических катастроф могут носить трансграничный характер, и государства, соседствующие с местом катастрофы, не смогут избежать их негативных проявлений.

В-третьих, реализация экологической функции имеет специфичный характер: совокупность природных объектов находится во взаимосвязи друг с другом независимо от государственных границ, и незначительные изменения одного объекта сказываются на остальных. Кроме того, некоторые единые природные объекты могут располагаться на территории двух или более государств, например, пограничная река Амур — это природный объект, относящийся к территории Российской Федерации и Китая[20].

Функция социальной защиты представляет собой деятельность государства по созданию нормальных условий жизни всего общества и его отдельных представителей[21]. Данная функция практически полностью реализуется посредством внутригосударственных мероприятий. Из внешних факторов, влияющих на ее осуществление, можно отметить принятие Российской Федерацией на себя обязательств по международным договорам, относящимся к отдельным проблемам социальной функции, например, установление минимальных стандартов социального обеспечения инвалидов, правовые акты ВОЗ или МОТ. Но в целом социальную политику можно отнести к внутренней функции государства.