Файл: Понятие и классификация функций государства (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Понятие и признаки функций государства
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Внутренние функции государства
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
3.1. Правовые формы осуществления функций государства
3.2. Организационные формы осуществления функций государства
Культурная функция, включающая в себя деятельность государства по развитию собственно культуры, науки и образования, в настоящее время также подвергалась воздействию процессов глобализации. С учетом масштаба новых научных проектов, направленных на изучение фундаментальных проблем в той или иной области научных знаний, высокой стоимости научных исследований и необходимости привлечения ученых из научных учреждений разных государств, в данной сфере
также действует множество международных или межгосударственных организаций. Достаточно отметить Европейскую организацию ядерных исследований, которой реализован проект по созданию и использованию Большого адронного коллайдера[22].
Таким образом, проанализировав внутренние функции государства, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в пяти из шести случаев определение функций исключительно как внутренних представляется некорректным.
Внешние функции государства
Анализ основных внешних функций государства позволяет выделить в их числе функцию обороны страны, функцию содействия обеспечению международного мира и безопасности, функцию международного сотрудничества. Названный перечень внешних функций нашего государства достаточно традиционен и уже встречался в работах советских ученых.
Вместе с тем, наряду с названными функциями, присутствующими практически в любых классификациях, некоторыми советскими учеными на отдельных этапах развития государства выделялись другие, достаточно специфичные, внешние функции социалистических государств: функция помощи государствам и народам, освободившимся от колониальной зависимости и ведущим борьбу против империализма[23]; функция международного социалистического разделения труда[24].
Таким образом, современный перечень внешних функций государства является несколько модифицированным продолжением группы внешних функций советского периода. Возникает вопрос: насколько правильно, исходя из современных реалий, подобраны внешние функции в соответствующей группе?
Функция обороны страны представляет собой деятельность государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности, предназначенной для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности страны. При этом реализация данной функции включает в себя две неравнозначные группы элементов: превентивные и последующие (исключительные). Преобладающей группой являются превентивные элементы, которые представляют собой систему мероприятий, направленных на создание в государстве таких условий (как собственно военных, так и социально-политических, экономических), которые предупреждали бы возможные нападения извне либо вооруженные конфликты внутри государства.
Обороноспособность страны зависит от целого ряда характеристик состояния вооруженных сил: численности военнослужащих, их пригодности к несению военной службы по состоянию здоровья и профессиональной подготовленности; уровня обеспечения воинских подразделений вооружением, обмундированием и продовольствием; наличия в армии самых современных образцов оружия и др. В повышении качества названных характеристик огромную роль будет играть политика государства в следующих сферах: бюджетно-финансовой (уровень финансирования армии и оборонно-промышленного комплекса), демографической (наличие достаточного числа лиц, пригодных по возрасту к военной службе), социальной (поддержка здравоохранения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности военнослужащих), образовательной (создание и развитие военных учебных заведений, развитие образования по специальностям, необходимым в военно-промышленном комплексе)[25].
Таким образом, превентивная составляющая функции обороны страны реализуется преимущественно внутри государства. Из превентивных мероприятий, относящихся к внешнеполитическим, можно отметить только международное сотрудничество по вопросам обороны и участие государства в военных блоках.
Последующие (исключительные) элементы функции обороны страны — это меры, которые принимает государство в ответ на уже реализованную угрозу национальной безопасности. Эти элементы функции осуществляются вне государства (за исключением случаев противодействия внутригосударственным угрозам безопасности: террористическим актам, насильственным захватам власти и др.), но удельный вес их в функции обороны страны невелик, поскольку они носят исключительный характер.
Таким образом, функцию обороны страны нельзя относить исключительно к внешним функциям государства.
Дополнительным подтверждением данного вывода является позиция, существовавшая в науке теории государства и права в советский период. В частности, А.И. Лепешкин писал, что внешняя функция государства является основной и самостоятельной функцией, и было бы ошибочно объединять ее с функцией обороны страны от нападения извне[26]. Другими словами, предполагалось наличие единой внешней функции, в состав которой оборона страны не входит.
Функция содействия обеспечению международного мира и безопасности обоснованно отнесена к числу внешних, поскольку представляет собой систему внешнеполитической деятельности государства, направленной на решение вопросов о сокращении вооружения; предупреждение распространения ядерного оружия; предупреждение вооруженных конфликтов между другими государствами; развитие отношений взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.
Функция международного сотрудничества, на наш взгляд, самостоятельного значения не имеет, поскольку она реализуется либо в рамках деятельности внешнеполитического ведомства государства (в этом случае работа дипломатического корпуса более подпадает под содержание предыдущей функции), либо в рамках сотрудничества между государствами
при решении конкретных вопросов экономического, экологического, культурного, научного, военного и правового характера (а это —продолжение реализации соответствующих функций: экономической, правоохранительной, культурной). Межгосударственное взаимодействие вне решения вопросов, относящихся к какой-то из сфер социальной жизни, становится беспредметным. В связи с этим выделение функции международного сотрудничества как основной и самостоятельной представляется неверным.
Названные обстоятельства, на наш взгляд, подтверждают вывод о единстве и взаимопроникновении внутренней и внешней политики большинства современных государств. Разграничение внутренних и внешних функций справедливо в отношении конкретных действий государства. Основные же направления государственной деятельности носят комплексный характер и включают в себя как мероприятия, направленные на регулирование социальной жизни данной страны, так и мероприятия, адресованные иным участникам межгосударственного взаимодействия.
Следовательно, в настоящее время существующее деление функций государства на внутренние и внешние носит весьма условный характер и утрачивает свою практическую значимость. Возникает необходимость либо отказаться от использования данной классификации в отношении современных функций государства, либо ввести в нее третью группу - смешанные функции (к числу которых будет относиться большинство из существующих). Второй вариант будет более предпочтительным, поскольку общественная жизнь продолжает достаточно активно развиваться, изменяется характер взаимоотношений общества и государства, в результате чего возможно возникновение новых функций государства, которые будут являться носителями более «чистой природы» внутренних или внешних функций.
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
3.1. Правовые формы осуществления функций государства
Правовые формы осуществления функций государства представляют собой деятельность, которая связана с совершением юридически значимых действий в порядке, строго определенном законом[27].
Существуют различные классификации правовых форм осуществления государственных функций. В частности, выделяют следующие формы:
- правотворческая деятельность;
- исполнительная (управленческая) деятельность;
- судебная деятельность.
Данная классификация лежит в основе принципа разделения властей.
К указанному выше перечню некоторые исследователи добавляют контрольно-надзорную деятельность государства[28].
Не менее распространена классификация форм осуществления функций государства на:
1) правоустановительные (правотворчество);
2) правоисполнительные;
3) правоохранительные.
Первая форма представляет собой деятельность субъектов государственной власти по созданию правовых норм, их изменению и отмене. Вторая форма реализует требования правовых норм, а третья – охраняет правовые нормы от нарушений. В последнее время в числе правовых форм особое значение придается договорной форме в широком смысле. Здесь мы говорим не только о совершенствовании и расширении действия договоров как юридической формы экономических отношений, но и о том, что договор является основой правового регулирования самых разнообразных общественных отношений. Основа современной демократической власти правового государства базируется на взаимном согласии граждан, консенсусе, выраженном в признании и поддержке действий государственной власти.
На страницах юридической литературы встречается и другая классификация правовых форм, которая, во многом, схожа с предыдущей:
- правотворческая деятельность как форма осуществления функций государства по изданию нормативных актов, изданию или санкционированию, изменению или отмене юридических норм. Важнейшей составной частью, ядром правотворчества выступает законодательная деятельность;
- правоприменительная деятельность государственных органов направлена на выполнение законов и подзаконных нормативных актов посредством издания актов применения права. В свою очередь, в правоприменительной деятельности выделяют оперативно-исполнительную и охранительную деятельность.
Оперативно-исполнительная деятельность имеет властный, творческий исполнительно-распорядительный характер работы государственных органов при осуществлении функций государства в процессе издания актов применения норм права, которые служат основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Рассматриваемый вид деятельности связан с повседневным разрешением различных вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.
Правоохранительная деятельность представляет собой одну из форм осуществления функций государства в процессе проведения властной оперативной работы государственных органов, направленных на защиту предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечение выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений. Реализация правоохранительной деятельности осуществляется путем издания правоприменительных актов (постановлений следователей, протестов и представлений прокуроров, приговоров и решений судов и т. п.)[29].
Итак, анализ вопроса правовых форм осуществления функций государства, приводит нас к выводу, что наиболее целесообразным является деление правовых форм на правотворческую, правоприменительную и правоохранительную. Правовые формы осуществления функций государства основаны на деятельности государственных органов, связанной с изданием и реализацией нормативных правовых актов.
3.2. Организационные формы осуществления функций государства
Помимо правовых форм осуществления функций государства широкое распространение получили и организационные формы, которые иногда называют неправовыми.
По мнению некоторых ученых, организационно-управленческие формы являются вспомогательными в отношении правовых[30]. В действительности, организационная форма представляет не требует полного и строгого юридического оформления. Такая деятельность не связана с совершением юридически значимых действий, которые не влекут за собой правовых последствий. Организационные действия не подкрепляются изданием специальных юридических актов и осуществляются в рамках управленческой деятельности. Вместе с тем, организационная деятельность опирается на действующее законодательство, а право регламентирует лишь общую процедуру совершения действий.
Выделяют следующие организационные формы деятельности:
- организационно-регламентирующие;
- организационно-хозяйственные;
- организационно-идеологические[31].
Организационно-регламентирующая деятельность есть оперативная организационная работа, в рамках которой решаются те или иные политические задачи, в частности, вопросы текущей деятельности государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанные с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.);